Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Rubweaux






Сгсмма 24

Стемма 25


 




13. Мы будем пользоваться пунктирной линией, разуме­
ется, только тогда, когда речь будет идти об одних семантических
связях. Если же мы, напротив, будем иметь в виду одновременно
синтаксическую
и параллельную ей (но противоположно направ­
ленную) семантическую связь, то мы будем совмещать пунк­
тирную семантическую и сплошную синтаксическую линии, в ре­
зультате чего они сольются в единую сплошную линию. Так, на
стемме 21 отражена одновременно и синтаксическая, и семанти­
ческая связь между словами petits и ruisseaux.

14. Из сказанного выше следует, что мы не предусматри­
ваем никакого средства для изображения синтаксической связи
вне семантической. Дело в том, что на практике нужда в этом
никогда не возникает. Синтаксической связи без связи семан­
тической не существует
(...). При этом обратное утверждение
неверно: (...) могут существовать семантические связи, не под­
крепленные синтаксическими.

Глава22. Ядро

1. Противопоставление синтаксического и семантиче­
ского
имеет силу не только для связей, но и для тех центров,
которые они соединяют.

2. Действительно, если существуют семантические связи,
отличные от связей синтаксических, то существуют и связываемые
ими семантические центры, отличные от центров синтаксиче­
ских.

3. С того момента, как мы ввели в анализ семантический
фактор, понятие узла, которому мы придали точный смысл (....),
оказывается недостаточным для того, чтобы охватить всю сово­
купность фактов.

4. Нам придется расширить понятие узла и ввести в
рассмотрение новое, более широкое понятие, которое мы будем
обозначать термином ядро (nucleus).

5. Ядро мы определим как совокупность, в которую вхо­
дят, помимо собственно синтаксического узла, также и все элемен­
ты, для которых узел служит материальной опорой и с которыми
он соединен семантической связью.


6. Ядро будет для нас средоточием определенных функ-

Ций.

7. С одной из этих функций - узлообразовательной - мы
уже знакомы по главе 19, §5.

8. Нам уже известна и вторая функция - семантическая
(...). Именно благодаря ей нам пришлось расширить понятие узла
и перейти к ядру.

9. Можно предвидеть, что в ядре сосредоточены и другие
функции. Об одной из них - транслятивной функции (fonction
trandative) - мы будем говорить ниже (...).

 

10. Не следует смешивать понятие узла, которое является
простым, с понятием ядра, которое является как более широким,
так и более сложным,

11. Узел - это материальное выражение узлообразователь­
ной функции ядра. Он представляет собой лишь часть ядра, кото­
рое, помимо него, содержит или может содержать также и неко­
торое число других элементов.

12. 'Таким образом, узел можно уподобить точке в геомет­
рическом смысле слова, в то время как ядро предстает как сово­
купность нескольких точек, или, точнее говоря, как круг или
сфера, которая их содержит, то есть поверхность или объем.

13. Можно сказать, что ядро - это то, что мы видим, как бы
положив узел под микроскоп.

 

14. В конечном счете ядро представляет собой элемен­
тарную синтаксическую единицу - своего рода кирпичик, идущий
на постройку структуры предложения, или, если угодно, клетку,
лежащую в основе живого организма предложения,

15. Одно из важных свойств ядра - это то, что оно содер­
жит в себе зародыш потенциального корня слова. Во многих язы­
ках можно наблюдать элементы, тяготеющие к некоторому ядру,
готовые с ним агглютинироваться. Ядро, таким образом, высту­
пает как центр конденсации, вокруг которого образуется то един­
ство, которое на более поздней стадии развития языка можно
будет назвать корнем. Так, современный французский корень
commenc- (в commenc-er 'начинать') исторически образован не­
сколькими суффиксами и префиксами, которые в процессе эво­
люции латинского языка постепенно агглютинировались с цент­
ральным элементом, принадлежащим латинскому ядру i-re 'идти'


(через нар. лат. *com-in-i-ti-a-re). Заметим, что в современном французском корне commenc- совершенно исчез первоначальный латинский корень -i-, стиснутый со всех сторон посторонними элементами - префиксами и суффиксами, которые его в конце концов и раздавили.

16. Раз уж мы сравнили ядро с кругом, то и графически мы
будем его изображать округлой фигурой, заключающей внутри
себя слова, образующие ядро. Такую фигуру мы будем называть
ядерным кругом (cercle de nucleus) (...). Синтаксические связи,
которые раньше в наших стеммах соединяли только слова, теперь
будут соединять и ядерные круги.

17. Однако изображать ядра на стеммах столь же система­
тически, как мы изображали синтаксические связи, представляется
излишним. Мы позволим себе рисовать ядерные круги только в
тех случаях, когда будет возникать особая необходимость точно
зафиксировать границы ядра. В остальных случаях мы будем
стремиться не перегружать стеммы ядерными кругами, пользуясь
тем, что синтаксические связи между словами, отражая структуру
предложения, чаще всего одновременно позволяют установить и
объем ядер. Другими словами, ядерные круги в стеммах будут фа­
культативными.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал