Глава 23. Разобщенное ядро
1. Среди многообразных функций ядра две являются фун даментальными. Это узлообразовательная и семантическая функ ции.
2. Не может существовать ядро, не имеющее узлообра- зовательной функции, поскольку, как мы знаем (...), само поня-
тие ядра является расширением понятия узла и содержит его в себе.
3. Не может существовать ядро, не имеющее семанти ческой функции. Поскольку структурное существует только бла годаря семантическому (...), то и не может быть чисто структур ного ядра (...).
4. Таким образом, в ядре обязательно слиты структурный и семантический узлы, и не может быть ядра, не имеющего обеих этих функций.
5. При этом каждая из них представлена в ядре только один раз. Ядро не может содержать двух структурных или двух семан тических центров.
6. Тем самым можно утверждать, что в каждом ядре дол жен быть ровно один структурный и ровно один семантический центр. %
7. Однако структурная и семантическая функции не обя зательно совмещаются в одном и том же слове. Они могут быть разобщены и воплощаться в двух разных словах.
8. В таком случае мы будем говорить, что перед нами разобщенное ядро (nucleus dissocie).
9. Отсюда следует, что каждое разобщенное ядро содержит по крайней мере два слова, одно из которых осуществляет струк турную функцию, а другое - семантическую.
10. То из этих двух слов, которое выполняет структурную функцию, часто называют морфемой, а то, которое выполняет се мантическую функцию, - семантемой.
11. Наиболее яркий пример разобщенного ядра дают так называемые сложные времена (temps composees)3. Сложное вре мя представляет собой симбиоз двух глаголов, один из которых, называемый вспомогательным (auxiliaire), является морфемой, выполняющей структурную функцию, а второй, называемый смы словым (auxilie), является семантемой, несущей семантическую
3 См. нашу статью " Структурная теория сложных времен" (Tesniere 1939).
4 Термин auxilie" (неологизм с буквальным значением " получающий по мощь". - Ред.) введен в работах Дамурета и Пишона. Точный и удобный, он вполне заслуживает того, чтобы войти в преподавательскую практику.
нагрузку.
12. Так, в предложении Alfred est arrive 'Альфред прибыл1 (...) ядро, расположенное выше, содержит два слова - est и arrive, первое из которых выполняет синтаксическую функцию, а второе - семантическую.
13. Другой пример можно видеть в симбиозе предика тивного прилагательного (adjectif attribut) и глагола etre 'быть', получившего название субстантивного глагола.
14. Так, в предложении Alfred est grand 'Альфред (есть) большой' (...) ядро, расположенное выше, содержит два слова - est и grand, первое из которых выполняет структурную функцию, а второе - семантическую.
15. Из сказанного выше следует, что понятие ядра принципиально отлично от понятия слова.
16. Впрочем, может случиться так, что симбиоз двух эле ментов - структурного и семантического - осуществляется в преде лах одного слова: например, в турецком предложении kitap kirmizidir 'книга (есть) красная1 субстантивный глагол и прилага тельное слились в одно слово kirmizidir.
17. Если слово, простой сегмент речевой цепочки (...), представляет собой линейную единицу предложения, то ядро является его структурной единицей.
18. Оглядываясь назад, мы можем теперь понять, почему так трудно уловить сущность понятия слова (...). Дело, оказы вается, в том, что это понятие не имеет синтаксической реаль ности. Слова имеют отношение к синтаксису лишь в той мере, в какой мы умеем различать стоящие за ними ядра.
\
|