Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Завоевание Вавилонии персами






В 546—538 гг. до н. э. персидский царь Кир постепенно покорил Вавилонию и, наконец, овладел столицей страны.
По утверждению Геродота (I, 191), Вавилон был взят благодаря внезапному нападению персидского отряда, проникшего в город по осушенному руслу Евфрата.
Приведенный ниже документ иначе рисует эти события: «Манифест» самого царя-завоевателя Кира подчеркивает, что персы мирно вступили в Вавилон. Город был взят благодаря измене. Умелыми дипломатическими приемами Кир склонил на свою сторону влиятельных вавилонян, в частности жрецов. Недаром он так настойчиво подчеркивает свое уважение к вавилонской религии и выступает в качестве благочестивого поклонника Мардука, Энлиля и Набу. Из библии (речи пророка Исайи II и кн. Эздры) известно, что он пользовался также поддержкой иудеев, насильственно переселенных в Вавилон Навуходоносором. Все же некоторое сопротивление внутри Вавилона Кир встретил. Царевич Валтасар заперся во внутренней укрепленной цитадели Вавилона и продолжал несколько дней борьбу, но был взят в плен и казнен.
Надпись на глиняном цилиндре, около 535 г. до н. э. Язык — аккадский, Th. G. Pinches, Cuneiform Inscriptions of Western Asia, vol. V, pi. 35. E. H. Weissbach, Die Keilinschriften der Achameniden, 1911, стр. 4.

Я — Кураш (1), царь вселенной, царь великий, царь могучий, царь Вавилона, царь Шумера и Аккада, царь четырех стран света, сын Камбузи (2), царя великого, царя г. Аншана (3), внук Кураша (4), царя великого, царя г. Аншана, потомок Шишпиша (5), царя великого, царя г. Аншана, семя вечного царства, правление которого любезно Энлилю и Набу (6), царствования которого они желают для радости своего сердца. Когда я мирно вступил в Вавилон и при радости и ликовании занял престол повелителей в княжеском дворце, Мардук (7), великий господин, [склонил (?)] ко мне великодушное (буквально: широкое) сердце жителей Вавилона, а я ежедневно следил за его почитанием. Мои многочисленные войска мирно [и] торжественно вошли в Вавилон. Всему [Шумеру] и Аккаду я не дал иметь врага. Я благосклонно следил за внутренними [делами] Вавилона и его святилищ. А жители Вавилона [и... были освобождены] от неподобающего им ига. Я восстановил их разрушенные жилища и разогнал их скорбь. Мардук, великий владыка, возрадовался моим деяниям и милостиво благословил меня, Кураша, царя, ищущего его, и Камбузи, моего родного сына, и все мое войско, а мы искренно и радостно возносили перед ним хвалу его великой [божественности]. Все цари, живущие во дворцах всех стран, от Верхнего Моря до Нижнего (8), живущие..., цари стран Запада [и] живущие в шатрах, — все они принесли свою тяжелую дань и в Вавилоне целовали мои ноги. От......до г. Ашшура и Суз (9): Агаде, Эшнунак (10), Замбан (11), Метурну (12), вместе с областью страны Гутиум (13), города, что [по ту сторону] Тигра, поселения которых основаны с древнейших времен (?), — богов, живших в них, я вернул на их места и основал [для них] вечные обители. Всех их людей я собрал и восстановил их жилища. А богов Шумера и Аккада, которых Набонид к огневу владыки богов привел в Вавилон, я, по повелению Мардука, великого владыки, невредимо вернул в их чертоги — обиталища, радующие сердце (14). Все боги, возвращенные мною в свои храмовые города, да провозгласят ежедневно перед Энлилем и Набу долготу моих дней, да объявят мои благие дела и да скажут Мардуку, моему владыке, что Кураш — царь, почитающий тебя, и его сын Камбузи.
(Далее текст сильно фрагментирован).

Перев. Л. А. Липина.

1. Персидский царь Кир (558—529 гг. до н. э.).
2. Камбиза.
3. Первоначально город и область в сев. Эламе, позднее вавилоняне употребляли этот термин, как архаизирующее название Персии.
4. Вождь персидских племен, который в 639 г. платил дань ассирийскому царю Ашшурбанипалу.
5. Греч. Теиспес.
6. См. прим. 2 к «Реформам царя Урукагины» и прим. 24 к «Кодексу Хаммурапи».
7. См. прим. 4 к «Кодексу Хаммурапи».
8. То-есть от Средиземного моря до Персидского залива.
9. После покорения Мидии персами последним досталась также завоеванная мидянами Ассирия с г. Ашшуром. Эдам был еще раньше захвачен персами, и столица его Сузы стала вскоре одной из резиденций персидских царей.
10. Города Агаде и Эшнунак (совр. Телль-Асмар) в это время уже не существовали. Повидимому, здесь это архаизирующие обозначения более поздних географических понятий.
11. Город на границе Вавилонии и Ассирии.
12. В районе совр. Багдада.
13. Так называлась по старой памяти область в горах Загра, где когда то жили гутии.
14. Речь идет о религиозной реформе последнего вавилонского царя Набонида (555—538 гг. до н. э.), стремившегося к централизации культа.

 

УРАРТУ

На уроке, посвященном истории Ассирии, следует особенно остановиться на прошлом Урарту, государства, расположенного в Закавказье.
Надо пересказать подробное описание похода ассирийского царя Саргона II против священного города урартов Мусасира (№ 57), обращая внимание учеников на богатство этого города, на широкое развитие в Урарту сельского хозяйства, ремесла и торговли.
О военном могуществе Урарту свидетельствуют надписи царей Менуи, Аргишти и Сардура (№ 53, 54 и 55). Необходимо показать на карте направление их походов, в особенности в район озера Севан (совр. Армянская ССР), и сообщить, что на берегах этого озера до сих пор сохранились клинописные урартские надписи, высеченные на скалах.
В IX в. до н. э. разрозненные племена, населявшие Армению, объединились в единое сильное государство, которое ассирийцы называли Урарту. Сами урартские цари называли свою страну Биайна (название, переделанное впоследствии в совр. Ван)
Урарту достигло особого могущества при царях Менуа (810—781 гг до н. э.), Аргишти (781—760 гг. до н. э.) и Сардуре, сыне Аргишти (760— 730 гг. до н. э.). В его пределы входила территория от озера Урмия на востоке до Каппадокии на западе и озера Севан на севере. Урартские цари совершили ряд завоевательных походов в Закавказье, а на юге нанесли жестокие удары Ассирии. Отовсюду они угоняли толпы пленных, превращаемых в рабов. Широко используя рабский труд, они сооружали обширные дворцы и крепости из тесаного камня, прорывали грандиозные каналы, насаждали виноградники и т. д. Успехи внешней политики урартских царей характеризуют нижеприведенные надписи, сделанные клинописными знаками заимствованными у их злейших врагов — ассирийцев. Это письмо было приспособлено к урартскому языку.
Борьба с Урарту оказалась для Ассирии весьма тяжелой. Ассирийцы прибегали не только к чисто военным, но и к дипломатическим средствам. Они собирали самые тщательные сведения о внутреннем состоянии враждебной страны и ее взаимоотношениях с соседями. Для выполнения этих задач ассирийские цари засылали в Урарту своих многочисленных агентов, систематически доносивших о всех важных событиях.
В нижеприведенных отчетах этих агентов особенно интересны первые сведения о вторжении киммерийцев, пришедших в конце VIII в. до н. э. с берегов Азовского моря и поселившихся на западных окраинах Урарту.
Необходимо сопоставить эти сведения с сообщениями Геродота об этих же событиях (см. ниже «Образование Мидийского государства»).
Борьба с киммерийцами ослабила Урарту и этим воспользовался ассирийский царь Саргон II для нанесения решительного удара урартскому царю Русе I в 714 г. (см. «Письмо Саргона II богу Ашшуру», где подробно описывается победа над Урарту).

 

№ 53. НАДПИСИ МЕНУИ, СЫНА ИШПУИНА (810—781 гг. до н. э.)

1. Клинописная надпись на камне. Доставлена в Музей Грузии (Тбилиси) из с. Муш. Начало строк отсутствует. Текст сообщает о военном походе царя Менуи, сына Ишпуина, и о покорении страны Урмии.
Г. В. Церетели. Урартские памятники Музея Грузии, Тбилиси, 1939, стр. 41—42.

Могуществом бога Халда отправился Менуа, сын Ишпуина, бог Халд (предшествовал) (1). Менуа (говорит...) наложил я дань (?). Надпись я воздвиг. Страну Биульмери великую (2), четыре (?) страны вместе с... (?) город Атауни. Отправился я в страну Урмия, поставил эту надпись. В страну Архие...

2. Клинописная надпись на плите. Доставлена в Музей Грузии из с. Зивин, расположенного по дороге в Арзерум. Она рассказывает о походе Менуи, сына Ишпуина и о покорении Шашилу — главного города страны Диауэхи (Даиани—ассирийских источников), расположенной между Арзерумом и Черным морем.
Издана там же, стр. 43—44.

...Менуа говорит: покорил я город Шашилу, поставил я эту стелу богу Халду, владыке моему. Величием бога Халда Менуа, сын Ишпуина, царь могущественный, царь страны Биаина (3) (князь города Тушпаграда (4), Менуа [говорит]: Кто эту страну разрушит...

Перев. акад. Г. В. Церетели.

1. Перевод условный.
2. Это слово дано в переводе акад. И. И. Мещанинова.
3. Центральная часть Урарту, прилегавшая к берегам озера Ван.
4. Главный город — столица Урарту.

 

№ 54. ПОХОД ЦАРЯ АРГИШТИ, СЫНА МЕНУИ (781—760 гг. до н. э.)

«AННАЛЫ АРГИШТИ». СТОЛБЕЦ IV, стр. 30—41.

Аргишти, сын Менуа, говорит: бог Халд могуч, могуче Халдово воинство. Величием бога Халда я выступил в страну Мана (1) [и] забрал страну Иркиуни, я продвинулся до Ассирии — страны горной, из 6471 людей за год одних я убил, других живыми увел, [да еще] 236 коней, 2251 быка, 8205 овец.
Аргишти говорит: с помощью бога Халда эти прекрасные деяния в один год я совершил.

Перев. Н. П. Ушакова.

1. Страна Мана была расположена к востоку от Урарту.

№ 55. ПОХОД ЦАРЯ САРДУРА, СЫНА АРГИШТИ, НА АССИРИЮ (Около 760—730 гг. до н. э.)

Сардур говорит: я поднялся на Вавилонию (1) — на всю страну; я захватил Вавилона страну, я отправился за добычей во всю страну Баруат... Бога Халда величием Сардур говорит: я взял три дворца, бывшие укреплениями, штурмом (буквально: силою) я взял, двадцать три города в один день я забрал, дворцы разграбил, город поджег, страны объел, мужчин (и) жен их угнал я; 8 135 юношей я угнал, кроме 25000 народу — 6000 воинов, 2500 коней я захватил, 12300 (голов) рогатого скота, 32 100 овец; это царю досталось (буквально: пришло), а то, что воины захватили, захватили особо, когда я (им) велел занимать страну.

1. Вавилонией, вероятно, урарты называли некоторые части ассирийского государства.

Перев Н. П. Ушакова.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал