![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Хорошее продолжение и замкнутость
Посмотрите на рис. 10 А. Вы видите случайный набор фрагментов неправильной формы, которые не удается сложить в какую-либо осмысленную фигуру. Однако когда на те же самые фрагменты накладывается «косяк рыб» Б, вы видите не бесформенные фрагменты, а пять «сер-
Б Рис. 10. Организация восприятия в соответствии с факторами хорошего продолжения и замкнутости1 1 См.: BregmanA.S. Asking the «what for» question in auditory perception // M.Kubovy, J.R.Pomerantz (Eds.). Perceptual organization. Hillsdale, NJ: Lawrence Brlbaum, 1981. 478 Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания дец», т.е. вы видите косяк рыб на фоне нескольких сердец. Обратите внимание на следующее: как и в случае с рис. 8, чтобы извлечь определенный смысл из представленных на рис. 10 Б предметов, вам понадобились и другие знания о пространственных связях между фигурами, в том числе и те, которые приобретены вами в результате предшествующего опыта восприятия аналогичных форм1. Оценка влияния группирования на восприятие Чувствительность наблюдателей к структуре гештальтистских конфигураций очевидна. Экспериментальное изучение факторов, влияющих на организацию восприятия, показало, что перцептивное разделение или группирование фигур, образованных двумя прямыми, зависит от положения этих прямых в пространстве2. Когда испытуемых просили разделить на две части узор, представленный на рис. 11, они преимущественно руководствовались ориентацией фигур, т.е. группировали вместе фигуры,
А Б В Рис. 11. Стимульный материал, использованный Беком Элементы А и Б образуют группу, отличную от В, хотя элементы Б больше похожи на элементы В, чем на элементы А3 1 Дополнительная информация об анализе возможных вариантов восприятия подоб 2 См.: Beck J. Effects of orientation and of shape similarity on perceptual grouping // 3 См.: Веек J. Effect «f orientation and of shape similiarity on perceptual grouping // Шифман Х.Р. Гештальт-лодход образованные одинаково ориентированными линиями. В данном примере при группировании фигур их физическое сходство во внимание не принималось. В другом эксперименте по группированию было показано, что можно измерить непосредственное влияние гештальтистских факторов, благоприятствующих перцептивному группированию и усиливающих организующую тенденцию восприятия1. Исследователи просили испытуемых определить кажущееся расстояние между элементами конфигураций, иллюстрирующее такие гештальтфакторы группирования, как близость, сходство, замкнутость и хорошее продолжение (рис. 12).
Рис. 12. Влияние гештальтфакторов группирования на кажущееся расстояние между элементами паттерна Испытуемые оценивали линейное расстояние между двумя точками, которое на рисунке отмечено буквами-маркерами S и D, сравнивая его со специальной шкалой горизонтальных расстояний. (Обращаем ваше внимание на то, что на рисунках, предъявленных испытуемым, букв-маркеров не было.) Расстояние между элементами, которые воспринимаются как элементы одного и того же гештальт-паттерна, или группы, отмеченное буквой S, оценивалось неверно: наблюдателям казалось, что оно меньше, чем физически равное ему расстояние между элементами разных пер-цептуальных групп (эти расстояния отмечены буквой D). Следовательно, элементы, связанные различными гештальтпринципами группирования, кажутся расположенными ближе друг к другу, чем элементы, между которыми подобной связи нет2 1 См.: Coren S., Girgus J.S. Principles of perceptual organization: TheGestalt illusions // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 1980. Vol. 6. P. 404-412; Enns J. Т., Glrgua J.S. Perceptual grouping and spatial distortion: A developmental study // Developmental Psychology. 1985. Vol. 21. P. 241-246. 2 См. там же. 480 Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания Расстояние между элементами, которые воспринимались как детали одного и того же перцептивного паттерна, казалось испытуемым меньше (элементы казались расположенными ближе друг к другу), чем точно такое же расстояние между элементами, принадлежащими перцептивным группам, не связанным друг с другом в гештальтистском смысле этого слова. Иными словами, человеку кажется, что элементы, связанные различными тенденциями группирования, находятся ближе друг к другу, чем элементы, физическое расстояние между которыми точно такое же, но между которыми нет никакой связи в гештальтистском смысле этого слова. (Однако чем старше человек, тем менее его оценки подвержены подобным искажениям1.) Закон прегнантности Закон прегнантности, или закон хорошей формы, — это совокупность многих из перечисленных выше факторов и принципов и некоторых вытекающих из них выводов, постулирующая существование тенденции к восприятию самой простой и стабильной конфигурации из всех возможных вариантов. Однако хотя описательный термин «хорошая» интуитивно и понятен, смысл, который вкладывают в него гештальтпсихологи, нуждается в уточнении. Попытка количественно оценить структурные свойства формы, делающие ее «хорошей», была предпринята Хохбергом и Мак-Алисте-ром2. Они предположили, что форма тем «лучше», чем меньше информации требуется для ее распознавания. Иными словами, на практике более вероятна реализация той перцептивной альтернативы, для которой нужно меньше информации, чем для других, и которая базируется на «лучшей» из возможных форм. Следовательно, «хорошей» в гештальтистском смысле слова является простая и стабильная форма. Фундаментальный гештальтистский закон прегнантности отражает результаты действия гештальтистских принципов группирования. Организация визуального паттерна на базе гештальтистских принципов упрощает процесс восприятия и делает его более эффективным. Например, идентифицировать замкнутую фигуру легче, чем незамкнутую, так как при этом не требуется данных о величине разрыва и о его местоположении; лаконичным может быть также и описание симметричной фигуры: достаточно описать лишь одну ее половину, так как вторая половина является зеркальным изображением первой. Посмотрите на рис. 13. Представленную на нем конфигурацию обычно называют двумя наложенными друг на друга прямоугольниками. Однако ее можно воспри- 1 См.: Enns J.Т., Oirgus J.S. Perceptual grouping and spatial distortion: A developmental study // Developmental Psychology. 1986. Vol. 21. P. 241-246. 2 См.: Hochberg J. E., MeAliater E. A quantitative approach to figural goodness // Journal of Experimental Psychology. 1963. Vol. 46. P. 361-364. Шифман Х.Р, Гештальт-подход
нять и по-другому — как сочетание пяти предметов неправильной формы. В этом случае для распознавания этого объекта как единого целого требуется больше углов, линий и точек пересечения. Следовательно, в соответствии с анализом, основанным на том, насколько «хороша» данная форма, такое восприятие наименее вероятно. Напротив, поскольку для восприятия этой конфигурации как двух наложенных друг на друга прямоугольников требуется меньше данных, скорее всего, наблюдатель воспримет ее именно так и эта конфигурация обладает более хорошей формой, чем другие возможные конфигурации. (Обратите внимание на то, что рис. 7, А и 8 тоже иллюстрируют закон прегнантности.) Сбалансированные, «хорошие» (в гештальтистском смысле слова) фигуры, как правило, запоминаются лучше, чем дезорганизованные1. Возможно, это происходит потому, что они легче «кодируются», а значит, и когнитивные затраты на их распознавание существенно ниже2. Известно, что если такой визуальный стимул, как фотография человека хорошо организован и запоминается как хорошая или целостная гештальт-фигура, в дальнейшем его компоненты распознаются более легко3. Предположение, что целое воспринимается лучше, чем его части, тоже имеет немало подтверждений. Шендель и Шоу сравнили восприятие букв целиком и восприятие их характерных фрагментов (например, внешних контуров)4. Например, если испытуемым нужно было решить, является ли вспыхнувшее на экране изображение короткой горизонталь- 1 См.: Howe E.S., Brandau С J. The temporal course of visual pattern encoding: Effects 2 См.: Hatfield G., Epstein W. The status of minimum principle in the theoretical analysis 3 См.: Mermelstetn R., Banks W., Prinzmetal W. Figural goodness effects in perception 4 См.: Schendel J.D., Shaw P. A test of the generality of the word-context effects // 31 Зак.2228 Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания ной линией (-) или наклоненной влево диагональю (\), они лучше справлялись с заданием в тех случаях, когда эти фрагменты предъявлялись в виде части букв «Н» или «N», которые и отличаются друг от друга линейными элементами, а не элементами в виде изолированных линий. Короче говоря, испытуемые отвечали быстрее и правильнее тогда, когда они видели не отдельные фрагменты букв, а буквы целиком. Аналогичное явление, названное эффектом превосходства слова (word-superiority effect) [заключается] в том, что слова распознаются лучше, чем отдельные входящие в их состав буквы1. Следовательно, большая по величине единица (слово) воспринимается правильнее, чем любой из ее изолированных компонентов (образующие его буквы). Слова и буквы, из которых они образованы, — не единственный пример превосходства восприятия целого над восприятием частей. Известно, например, что идентификация стимула облегчается, если он представляет собой часть какого-либо рисунка, на котором изображен трехмерный объект2; восприятие стимула облегчается и тогда, когда он предъявляется не изолированно, а в качестве составной части какой-либо хорошо известной конфигурации3. Следующий раздел посвящен перцептивному явлению, которое называется субъективные контуры и которое, судя по всему, представляет собой следствие гештальтфактора замкнутости. Хотя субъективные контуры являются примером холистичности, глобальности и спонтанности восприятия (а именно такова, по мнению гештальтистов, природа этого процесса), складывается такое впечатление, что в их возникновении определенную роль играют также и другие факторы его организации.
|