![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Субъективные контуры
Процесс, который напоминает процесс достижения замкнутости, может происходить на свободном участке поля зрения и вызывает появление границ или контуров, был назван первооткрывателем этого интересного и необычного явления Канизой субъективными контурами*. (Субъ- 1 См.: Johnston J.C., McClelland J.L. " Visual factors in word perception // Perception & 2 См.: Enns J.Т., Prinzmetal W. The role of redundancy in the object-line effect // 3 См.: Lame M„ Mcgulre W„ Wetsstein N. Emergent features: A new factor in the object- 1 См.: Kanizca G. Subjective contours // Scientific American. 1976. Vol. 234. P. 48-52; Kantzca G. Organization in vision; Essays on Gestalt psychology. N. Y.: Praeger, 1979. Шифман Х.Р. Гештальт-подход
Рис. 14. А — благодаря субъективным контурам возникает ощущение определенной формы (круга, треугольника и квадрата); Б — отсутствующие точки пересечения линий, образующих решетку, создают иллюзию диагоналей, проходящих через иллюзорные круги1; В — «сияющее яйцо». Субъективные контуры и контраст вызывают появление мерцающего овала в центре рисунка ективные контуры также называются иллюзорными контурами, или кажущимися контурами.) Примеры субъективных контуров представлены на рис. 14. Обратите внимание на то, что в некоторых случаях видны не только контуры, но и фигуры полностью. Хотя эти контуры (и фигуры) иллюзорны, их можно измерить и оценить количественно2. 1 См.: Ehrenstein W. Concerning variations on L. Hermann's brightness observations // 2 См.: Banton Т., Levi DM. The perceived strength of illusory contours // Perception &
Рис. 15. Субъективные контуры, возникающие в условиях низкого светлотного контраста А — центральный круг отчетливо виден, хотя использованы только радиальные линии, Б — между тремя элементами, каждый из которых образован тремя концентрическими окружностями, виден треугольник, В — объемное восприятие центральной части цилиндра создается с помощью линейных сегментов. (Обратите внимание на то, что рис. 14, А и Б тоже иллюстрируют образование субъективного контура из практически неконтрастных линейных элементов) Попытки объяснить появление субъективных контуров предпринимались многими исследователями, однако ни одну трактовку этого явления нельзя назвать ни полной, ни общепризнанной. Например, было высказано предположение о том, что субъективный контур представляет собой кажущийся край поверхности, видной в глубине1. Иными словами, контур служит для упрощения сложного плоскостного расположения элементов за счет превращения его в более легко кодируемое объемное расположение. Однако, как отмечал Рок2, эффект глубины, как правило, возникает после восприятия фигуры с субъективными контурами. Известна и точка зрения, согласно которой субъективные контуры возникают за счет эффектов светлотного контраста вследствие разной светимости соседних участков, т.е. субъективный контур представляет собой воспринимаемый край участка, который из-за существенной разницы 1 См.: Coren S. Subjective contours and apparent depth // Psychological Review. 1972. 2 См.: Rock I. The description and analysis of object and event perception //K.R.Boff, Шифман Х.Р. Гештальт-подход
вия для возникновения светлотного кон- траста минимальны (рис. 15)2. Когнитивно-гештальтистское объяс- мы, образованной субъективным контуром, основано на ранее описанной организации взаимодействия между фигурой и фоном, которая такова, что фигура, как правило, кажется более светлой или более интен- восприниматься двояко4 центральные участки рис. 14, А воспри- нимаются как фигуры (т.е. как круги, треугольники, прямоугольники), они и будут казаться светлее своего фона. Короче говоря, эффект светлоты вторичен по отношению к восприятию фигуры. Занимательный пример подобного когнитивного подхода к субъективным контурам представлен на рис. 16, на котором изображен еще один вариант (с субъективными контурами) куба Неккера <...>. При первом взгляде на рисунок он воспринимается как трехмерная фигура, похожая на куб, и кажется, что за каждым углом куба лежит черный круг и что «линии», связывающие углы куба, лежат между кругами. Это не только первое впечатление от рисунка, но и наиболее распространенный вариант его восприятия. Хотя виден весь куб, линии, «возникающие» между кругами, иллюзорны. При альтернативном варианте восприятия этой фигуры субъективные контуры не появляются. Добиться такого восприятия можно, если принять, что восемь кругов — это восемь отверстий в белой плоскости, 1 См.: Frisby J.P. Seeing. N. Y.: Oxford University Press, 1980; Jory M.K., Day В.Л. The 2 См.: Kennedy JM. Line ending and subjective contours // Spatial Vision. 1988. Vol. 3. 3 См.: Bradley D.R., Dumais S.T. Ambiguous cognitive contours // Nature. 1975. Vol. 257. 4 См.: Bradley DM., Dumais S.T., Petry HM. Reply to Cavonius // Nature. 1976. Vol. 261. 486 Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания помещенной перед кубом. В этом случае кажется, что куб таким образом размещается между темным задником и белой плоскостью, что через каждое отверстие видно по углу, а остальные элементы куба закрыты центральной фигурой. При такой организации восприятия (когда куб оказывается на заднем плане) субъективные контуры, которые раньше были видны между кругами, не возникают. Кстати, поскольку фигура — куб Неккера с признаками глубины, которые можно толковать двояко, — возможны четыре варианта ее восприятия. Если вы на минуту или на две зафиксируете на ней свой взгляд, вы не только увидите две описанные выше перцептивные альтернативы, но для каждой из них будет по два взаимоисключающих и сменяющих друг друга варианта ориентации по глубине передней и задней стенок куба.
|