![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация восприятия и гештальтвосприятие
В течение примерно одной минуты всматривайтесь в рис. 1, и пусть ваш взгляд просто скользит по нему. Вы на собственном опыте ощутите тенденцию к группированию его элементов в конкретные фигуры. Возможно, вы начнете видеть круги и линии, которые быстро возникают и так же быстро трансформируются в другие комбинации. Марр сказал об этом изображении: «Эта конфигурация преисполнена бурной активности — создается впечатление, что конкурирующие пространственные организации яростно борются друг с другом»2. Сейчас мы переходим к рассмотрению гештальтистских факторов, лежащих в основе этой тенденции к группированию. 1 См.: Marroquin J.L. Human visual perception of structure. Master's thesis. Department 2 Marr D. Vision. N. Y.: W. H. Freeman, 1982; Марр Д. Зрение. Информационный Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания Гештальтистские факторы группирования Одним из наиболее значительных достижений гештальтпсихологии, не утратившим своего значения и в наши дни, является определение свойств фигуры, позволяющих нам воспринимать форму. В соответствии с представлениями гештальтпсихологов существует фундаментальная, практически неизученная организующая тенденция воспринимать глобальные, когерентные характеристики физического мира на основе взаимного расположения, местоположения и взаимодействия образующих его объектов. Ряд гешталыпистских факторов, определяющих тенденцию к группированию и подтвержденных многочисленными элегантными и убедительными иллюстрациями, описан Максом Вертгеймером1. Ниже мы перечислим эти факторы и кратко изложим их суть, а также расскажем о недавно сформулированном принципе группирования — об однотипной связи (uniform connectedness), — который согласуется с основными идеями гештальтпсихологии. Фактор близости. В соответствии с принципом близости предметы могут группироваться на основании того, что отделяющее их расстояние кажется небольшим. Вероятность того, что объекты, расположенные близко друг к другу, окажутся сгруппированными, настолько велика, что можно говорить об определенной тенденции (рис. 2). Воспринимаемая близость, которая вызывает группирование, может быть как пространственной, так и временной, •• •• •• •• •• •• Рис. 2. В соответствии с фактором близости кажется, что представленные на рисунке черные кружки объединены попарно Фактор сходства. Тенденция группировать элементы, кажущиеся похожими, аналогична тенденции группировать элементы, расположенные на небольшом расстоянии друг от друга. Группирование на основании фактора сходства иллюстрируется рис. 3. Группирование на основании близости и сходства распространяется также и на восприятие звука. <...> Ноты, кажущиеся одинаковыми по высоте и следующие во времени непосредственно одна за другой, могут перцептивно восприниматься как мелодия. Фактор однотипной связи. Под группированием на основании однотипной связи понимают восприятие отдельно взятой структуры, образованной физически связанными между собой элементами. Примером такого восприятия является восприятие точек и кружков на рис. 4. 1 См.: Wertheimer M, Principles of perceptual organization // D.C.Beardslee, M.Wert-heimer (Eds.). Readings in perception. N. Y.: Van Nostrand, 1968; An abridged translation by Michael Wertheimer of Untersuchungen zur Lehre yon der Oestalt, II // Psychologische Forsehimg. 1923. Vol. 4. P. 301-360. Шифман Х.Р. Гештальт-подход
Этот рисунок подтверж дает нашу склонность к перцептивному объединению неидентичных и достаточно удаленных друг от друга, но бесспорно связанных между собой предметов (в данном случае — черных точек и кружков) в единое целое с попарно связывающими их прямыми линиями, а не воспринимать их так, как следовало бы воспринимать исходя из принципов близости и идентичности элементов. Следовательно, влияние однотипной связи на восприятие оказывается более сильным, нежели влияние сход-
А Рис. 4. Группирование в соответствии с принципом однотипной связи На А черные точки, соединенные попарно вертикальными или диагональными линиями, вопреки принципу близости воспринимаются как группы (вместе). На В пары, образованные кружками, черными точками и связывающими их линиями, воспринимаются как перцептивные группы вопреки как принципу близости, так и принципу сходства (идентичности) 474 Тема 16, Основные теоретические подходы к изучению познания недавно сформулирован Роком и Палмером1 как один из фундаментальных принципов организации восприятия, играющий столь же принципиальную роль, как и восприятие сочетания «фигура—фон». Фактор «хорошего продолжения». Элементы, лежащие на одной прямой линии или кривой линии простой формы, легко воспринимаются как единое целое. Пример «хорошего продолжения» представлен на рис. 5.
Все идентичные элементы «следуют» в одном и том же направлении, что и придает их сочетанию свойства определенным образом направленной фигуры (в данном случае фигурой становится кривая линия). (Необычный пример сочетания фактора хорошего продолжения с другими факторами организации восприятия представлен ниже, на рис. 10.) В обоих случаях организация восприятия следует принципу симметрии2. Фактор «общей судьбы». В соответствии с фактором «общей судьбы» двигающиеся в одном направлении элементы перцептуально объединяются в одну группу. Подобное группирование происходит на основе идентичности, но этот принцип применим к элементам, находящимся в движении. Так, если человек наблюдает за движущимися предметами, он склонен объединить в группу те из них, которые двигаются в параллельных направлениях, чтобы образовался когерентный паттерн. Например, несколько людей, бегущих трусцой друг за другом, или стая летящих птиц воспринимаются как группы. Примером, иллюстрирующим фактор «общей судьбы», являются также и знакомые всем «волны», создаваемые движениями рук болельщиков во время спортивных мероприятий. Фактор симметрии. В соответствии с этим фактором приоритет в перцептивном группировании отдается более естественным, сбалансированным и симметричным фигурам (рис. 6). 1 См.: Rock L, Palmer S. The legacy of Gestalt psychology // Scientific American. 1990. 2 См.: Zusne L. Visual perception of form. N. Y.: Academic Press, 1970. Шифман Х.Р. Гештальт-подход
А В Рис. 6. Контуры вертикальных фигур идентичны, но на А видны белые колонны, а на Б — черные Фактор замкнутости. В соответствии с фактором замкнутости при группировании элементов предпочтение отдается тому варианту, который благоприятствует восприятию более замкнутой или завершенной фигуры (рис. 7).
Рис. 7. А — в соответствии с фактором замкнутости человек скорее увидит две разные пересекающиеся фигуры — эллипс и прямоугольник, чем три отграниченные дискретные формы; Б — как правило, наблюдатели видят прямоугольники. Превалирует фактор замкнутости В — несмотря на то что на рисунке представлены лишь фрагменты структуры, наблюдатель склонен воспринимать всю фигуру целиком 476 Тема 16. Основные теоретические подходы к: изучению познания
Разумеется, во многих житейских ситуациях гештальтистские принципы не проявляются поодиночке, независимо друг от друга, они взаимодействуют друг с другом, создавая условия для четкого и осмысленного восприятия1. Рассмотрим следующие типичные и в некотором роде необычные примеры взаимодействия гештальтистских принципов «хорошего продолжения»2 и замкнутости. То, что изображено на рис. 8, может быть воспринято как три разные формы, однако наиболее вероятно восприятие нарисованной конфигурации как двух призм, одна из которых, вертикальная, находится впереди той, что лежит на плоскости, и частично закрывает ее, причем лежащая призма кажется сплошной. Те астрономы, которые первыми объединили семь звезд этого созвездия именно таким образом, скорее всего, находились под влиянием той гештальтистской тенденции к группированию, которая основана на факторах хорошего продолжения и замкнутости. Примерное реальное расположение звезд представлено на А. Б — объединение звезд, соответствующее всем известной Большой Медведице. На самом деле звезды, входящие в Большую Медведицу, не связаны между собой. То, что они образуют хорошо узнаваемую фигуру, — всего лишь случайный результат особенности их восприятия с Земли3. На рис. 9 представлено гештальтистское группирование элементов — Большая Медведица на фоне ночного неба, — основанное преимущественно на факторах «хорошего продолжения» и замкнутости. 1 См.: Quinlan P.T., Wilton R.N. Grouping by proximity or similarity? Competition between theGestalt principles in vision//Perception. 1998. Vol. 27. P. 417-430. 2 Гештальтпсихологи вместо термина «плавный переход» использовали отражающий субъективность восприятия термин «хорошее продолжение»; термин «плохое продолжение» означает резкое изменение кривизны. «Хорошее продолжение» как принцип организации означает, что есть предпочтение воспринимать отрезки линий, которые в некотором смысле являются плавным продолжением друг друга, как одну линию или форму. (Примечание научного редактора источника.) 3 См.: Jastrow В., Thompson МЛ. Astronomy: Fundamentals and jrentiers. N. Y.: Wiley, 1974. Шифман Х.Р. Гештальт-подход
Еще один пример влияния взаимодействия таких факторов, как «хорошее продолжение» и замкнутость на группирование приведен на рис. 10. Экспериментальное подтверждение
|