![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Метод исследования 5 страница
1 См.: Г-'р-о.-- К. Die S; > l'-! i; -'.!.- T" ii, -> -b: 0: u Spioli- cie- М" -.ко; en, 1809 Откуда же взялась эта живучая и увлекательная идея, что творчество является результатом инстинкта? Дело в том, что гениальное творчество представляет черты, очень приближающие его к инстинктивной деятельности в точном смысле слова. Во-первых, очень раннее развитие, напоминающее врожденность инстинкта. В подтверждение этого мы приведем потом множество примеров. Дальше следует исключительность направления. Человек творческого тина весь уходит во что-нибудь одно. Он раб музыки, механики, математики, но часто ни к чему не способен вне своей сферы. Известна меткая характеристика, которую дала м-м Деффан Вокансону, столь неловкому и ничтожному, когда он выходит за пределы механики: «Можно сказать, что этот человек сам себя сфабриковал». Наконец, легкость, с которой часто (не всегда) проявляется творчество, делает его похожим на работу заранее установленного механизма. Но эти и подобные им черты могут отсутствовать. Они необходимы для инстинкта, но не для творчества. Между великими личностями в области творчества встречаются такие, которые не проявляли раннего развития, не замыкались в пределах узкой специальности, которые создавали медленно и трудно. Между механизмом инстинкта и механизмом творческого воображения существуют аналогии, часто очень глубокие, но нет тождества. Всякое стремление нашего организма, полезное и бесполезное, может стать началом творчества. Каждое изобретение возникает из частной потребности человеческой природы, действующей в своей области и ввиду собственной цели. Если теперь нас спросят, почему творческое воображение направляется предпочтительно в какую-нибудь одну сторону (в сторону поэзии или физики, торговли или механики, геометрии или живописи, стратегии или музыки и т.п.), то мы ничего не сможем ответить. Это результат индивидуальной организации, тайна которой нам неизвестна. В обыденной жизни мы встречаем людей, тяготеющих к любви или к изысканному столу, к честолюбию, к богатству или к благочестию. Мы говорим, что они такими родились, таков их характер. В сущности оба вопроса идентичны, и современная психология не в состоянии разрешить их. Бессознательный фактор Под бессознательным фактором я понимаю, главным образом, то, что на обычном языке называется вдохновением. Этот термин, хотя и кажется таинственным и мифологическим, обозначает положительный факт, природа которого малоизвестна, как все относящееся к сути творчества. Он имеет свою историю, и если позволительно приложить общую формулу к совершенно частному случаю, то можно сказать, термин этот развивался согласно закону, принятому позитивистами, закону трех состояний. Вначале причину вдохновения приписывали богам в буквальном смысле слова (греки — Аполлону и музам.) То же самое было в разных религиях. Потом такими причинами стали сверхъестественные существа, ангелы, святые и прочее. Так или иначе, вдохновение всегда рассматривалось как нечто внешнее и высшее по отношению к человеку. Происхождение всех изобретений в области земледелия, мореплавания. медицины, торговли, законодательства, художеств связано с верой в откровение. Человек думает, что его сил недостаточно, чтобы произвести все это. Творчество являлось внезапно непостижимыми путями. С течением времени эти сверхъестественные существа стали пустыми формулами, пережитком. К ним обращаются только поэты, по традиции не веря в них. Но рядом с этими пережитками по форме существует нечто таинственное, для обозначения чего употребляются выражения темные и метафорические: «приходит в энтузиазм», «поэтический восторг». «быть охваченным, одержимым», «иметь дьявола в теле», «быть под влиянием духа, который дышит, когда хочет» и т.п. Таким образом, люди выходят из области сверхъестественного, но выходят без попытки дать более точное объяснение. Наконец, в третьей фазе человек пытается понять это неизвестное. Психология видит в нем особое обнаружение духа, своеобразное состояние, наполовину сознательное, наполовину бессознательное, которым мы должны теперь заняться. Вдохновение, рассматриваемое с отрицательной стороны, является очень ясным признаком: оно не зависит от воли индивидуума. Подобно тому, как мы влияем на сон и пищеварение, мы можем пытаться влиять и на вдохновения при помощи приемов, способных вызывать и поддерживать его, но успех не всегда имеет место. Люди творчества, от великих до незначительных, не перестают жаловаться на не зависящие от них периоды творческого бесплодия. Самые благоразумные из них дожидаются момента вдохновения, другие пытаются бороться со злым роком, пытаются творить вопреки природе. Вдохновение, рассматриваемое с положительной стороны, представляет две существенные черты: внезапность и безличность. Вдохновение резко врывается в сознание, хотя и предполагает предварительную, скрытую, работу, часто весьма продолжительную. Хорошо известны психические состояния, аналогичные вдохновению, например. страсть, которая не замечает себя и после длинного инкубационного периода сразу обнаруживается каким-нибудь актом, или неожиданное решение, принимаемое после бесчисленных размышлений, которые, по-видимому, не должны были окончиться чем-нибудь определенным. Таковы акты, совершаемые нами без усилия и, по-видимому, без приготовления. Бетховен играл, не размышляя или слушая пение птиц. Ж.Санд говорит: «Шопен находил звуки, не разыскивая, не предвидя их; она шли полные, неожиданные, величественные. Творчество его было самопроизвольным, чем-то чудесным». К этим фактам можно добавить множество других, подобных им. Вдохновение приходит иногда во время сна и будит спящего. Не следует думать, что эта неожиданность свойственна только художникам, она имеет место во всех формах творчества. «Вы чувствуете легкий электрический толчок в голове, в то же время вас что-то хватает за сердце. Это и есть момент гения», — говорит Бюффон. «Я имел в моей жизни, — говорит Дюбуа-Реймон, — несколько удачных случаев и я часто замечал, что они приходили независимо от моей воли, когда я о них не думал». К.Бернар не раз замечал то же самое. Безличность является признаком более глубоким, чем внезапность. Она указывает на силу высшую, чем сила индивидуума, находящегося в сознательном состоянии, силу, чуждую этому индивидууму, хотя идействующую через него. Безличность — то состояние, которое очень многие определяют следующими словами: «Я тут ни при чем». Привести здесь несколько наблюдений, описанных людьми, испытавшими вдохновение, было бы самым лучшим средством для того, чтобы ознакомиться с состоянием безличности. В таких описаниях нет недостатка, некоторые из них отличаются достоинствами хорошего наблюдения, но это завело бы нас очень далеко. Заметим только, что это давление бессознательного на разных людей действует по-разному. Одни находятся в мучительном состоянии, борются с ним так, как это делала древняя прорицательница, когда давала ответы. Другие (особенно в религиозном экстазе) отдаются ему целиком, с наслаждением или переносят его пассивно. Третьи (аналитики) замечают, что все их силы и способности сосредоточиваются на одном пункте. Но какой бы характер ни принимало вдохновение, оно остается безличным в своей сущности, не может возникать из сознательного состояния индивидуума, и нужно допустить (если не признавать за ним сверхъестественного происхождения), что оно рождается из бессознательной деятельности духа. Итак, чтобы иметь определенное понятие о природе вдохновения, следовало бы сначала выработать определенное понятие о природе бессознательного, т.е. о природе того, что составляет одну из загадок психологии. Я оставляю в стороне все споры по этому вопросу как праздные и бесполезные для нашей цели. Они сводятся в конечном счете к двум главным положениям. По мнению одних, бессознательное — деятельность чисто физиологическая, «мозговой процесс». Другие считают, что это есть постепенное уменьшение сознания, т.е. сознание, не связанное с моим «Я» или с основным сознанием. Оба положения полны трудностей и вызывают возражения почти неопровержимые. Итак, допустим бессознательное как факт и для большей ясности ограничимся указанием на близость вдохновения к некоторым состояниям ума, которые рассматривались как доступные объяснению. 1. Вопреки тому, что говорится, гипермнезия, или экзальтация памяти, ничего не объясняет нам в вопросе о природе вдохновения и о природе творчества вообще. Она бывает у гипнотиков, маньяков, в остром периоде циркулярного помешательства, в начале прогрессивного паралича и в религиозных эпидемиях, принимая в последнем случае форму, которая называется, «даром языков». Действительно, есть несколько наблюдений (Режис указывает на необразованного продавца газет, слагавшего стихи), свидетельствующих, что экзальтация памяти иногда сопровождается некоторой тенденцией к творчеству. Но чистая гипермнезия состоит в чрезмерном наплыве воспоминаний, совершенно лишенных существенного творческого признака — новых комбинаций. Можно сказать, что существует антагонизм между гипермнезией и творчеством. Экзальтация памяти приближается к идеальному закону полного восстановления, который, как известно, мешает творчеству. Вдохновение и гипермнезия имеют одну общую сторону — громадный материал, находящийся в их распоряжении. Однако там, где нет принципа единства, нет и творчества. 2. Вдохновение уподобляли возбуждению, которое бывает перед. опьянением. Хорошо известно, что многие люди, творчества искали вдохновения в вине, ликерах, в токсических веществах (гашиш, опий, эфир и проч.). Бесполезно называть имена. Изобилие идей, быстрота их течения, остроумные мысли, новые взгляды, возбужденный жизненный и эмоциональный тон, короче, состояние вдохновения, хорошо описанное романистами, показывают самому непроницательному человеку, что воображение под влиянием начинающегося опьянения работает гораздо интенсивнее, чем в обычном состоянии. И все это еще бесцветно по сравнению с действием влияющих на интеллект токсических веществ, особенно гашиша. Благодаря «искусственному раю» Кэнсэ, Море-де-Тура. Т.Готье, Бодлера и др., кто не знает чудовищной разнузданности воображения, мчащегося, с головокружительной быстротой, в которой исчезают пространство и время. В сущности, эти факты представляют собой вдохновение, вызванное искусственно, они не раскрывают нам его действительной природы. Самое большее, что они дают нам, это знание только некоторых его физиологических условий. Это даже не вдохновение, а скорее попытка, зародыш, абрис его, аналогия того, что бывает в сновидениях и оказывается бессвязным в момент пробуждения. В указанных фактах отсутствует одно из существенных условий творчества — капитальный элемент его, т.е. руководящий принцип, который организует и требует единства. Внимание и воля всегда ослабевают под влиянием спиртных напитков и опьяняющих токсических веществ. 3. Основательнее были в своих попытках те, которые объяснили ния, сомнамбулизм в состоянии бодрствования. Во вдохновении есть, так сказать, постороннее лицо, которое диктует автору; а сомнамбулизме постороннее лицо говорит, пишет, ему принадлежит слово или перо, словом, оно действует»1. В этом смысле вдохновение было бы смягченной формой того состояния, которое является апогеем бессознательной деятельности и случаем раздвоения личности. Мы должны сделать более точные замечания, так как этим объяснением слишком злоупотребляют. Человек, находящийся в состоянии вдохновения, похож на только что пробудившегося ото сна: он живет в своих грезах (таковы, кажется, примеры Шелли, Альфиери др.). Физиологически это означает, что такой человек представляет двойное нарушение нормального состояния. Во-первых, сознание вдохновенного, монополизированное количеством и интенсивностью представлений, бывает закрыто для внешних влияний или принимает их не иначе как вводя в материал свои грезы. Внутренняя жизнь уничтожает внешнюю, т.е. происходит явление противоположное обычному. Кроме того, бессознательная деятельность выступает на первый план, играет главную роль, оставаясь безличной. Если, допустив это, мы захотим идти дальше, то натолкнемся на возрастающие затруднения. Существование бессознательной работы не подлежит сомнению. Можно привести сколько угодно фактов, подтверждающих, что многое вырабатывается, так сказать, в темноте и вступает в сознание лишь тогда, когда все бывает окончено. Но какова природа этой работы? Чисто физиологическая или психологическая? Мы снова приходим к двум противоположным тезисам. Теоретически мы можем сказать, что в бессознательном состоянии все совершается так же, как и в сознательном, с той разницей, что в первом случае ничего не сообщается нашему «Я», в ясном же сознании мы можем шаг за шагом следить за работой, за ее прогрессом и за ее упадком. Можно сказать, что бессознательная работа происходит так же, только без нашего ведома. Ясно, что все это чистая гипотеза. Вдохновение похоже на шифрованную депешу, которую бессознательное состояние передает сознательному для расшифровки. Какое из двух положений следует признать: то, что в глубине бессознательного образуются только отрывочные комбинации, которые достигают систематичности лишь в ясном сознании, или положение, что творческая работа идентична в обоих случаях? Трудно ответить на этот вопрос. Одно кажется решенным, то, что гениальность или, по крайней мере, богатство творчества зависит от бессознательного воображения, а не от того, которое 1 D-r Chahancix. Le Subconseieni. sur ies Arliss.es, ies Savants el lbs Eorivains. Paris, 2 Недавний случай, изученный Flournoy в его Des Indes a la planete Mars (1900), неглубоко по своей природе и быстро истощается. Первое из них естьвоображение самопроизвольное, истинное, другое — выработанное, ненастоящее. «Вдохновение» указывает на воображение бессознательное, это не что иное, как частный случай его. Воображение сознательное есть орудие совершенствования. Словом, вдохновение — результат тайной работы, которая бывает у всех людей, а у некоторых — в очень высокой степени. Природа этой работы неизвестна, поэтому невозможно сделать какое бы то ни было заключение о природе вдохновения. Наоборот, можно определить положительным образом значение вдохновения в творчестве, тем более что дело дошло до подделки его. В самом деле, следует заметить, что вдохновение — не причина, а скорее следствие или момент, кризис, острое состояние, своего рода указатель. Вдохновение обозначает или конец бессознательного вырабатывания, которое могло быть очень продолжительным или очень кратковременным, или начало сознательного вырабатывания, которое будет или очень продолжительным, или очень кратковременным (последнее бывает особенно в творчестве, вызываемом чем-нибудь случайным). С одной стороны, вдохновение никогда не бывает абсолютным начинанием, с другой — оно никогда не дает произведения совершенно законченного. История творчества подтверждает это множеством примеров. Более того, можно обойтись без вдохновения: многие творческие явления, прошедшие длинный инкубационный период, появились, по-видимому, без вдохновения в точном смысле слова. Таковы закон притяжения Ньютона, «Тайная Вечеря», «Джоконда» Леонардо да Винчи. Наконец, многие чувствовали себя вдохновленными и не произвели ничего ценного. Изложенным не исчерпывается вопрос о бессознательном факторе как источнике новых комбинаций. Роль бессознательного фактора может быть изучена под формой более простою и значительно суженной. Поэтому возвратимся в последний раз к ассоциации идей. Последнюю основу ассоциации (за исключением ассоциации по смежности, по крайней мере, в некоторых случаях) следует искать в темпераменте, характере, индивидуальности, часто даже в моменте, т.е. во влиянии скоротечном, едва уловимом, потому что оно бессознательно или находится под порогом сознания. Эти мимолетные настроения в скрытой форме могут вызывать новые сближения двояким способом: путем посредствующих ассоциаций и при помощи особенной группировки, названной «созвездием». 1. Посредствующая ассоциация хорошо известна со времен Гамильтона, который определил ее природу и из своей жизни дал пример ее, ставший классическим (озеро Бен-Локмонд вызывало у Гамильтона воспоминание о прусской системе воспитания, потому что Гамильтон встретился там с прусским офицером и беседовал с ним о прусской педагогической системе). Общая формула этой ассоциации следующая: между Л и С нет ни сходства, ни смежности, но А вызывает С, потому что некий средний член В, не находящийся в сознании, служит переходом от Л к С. Казалось, что все признали эту форму ассоциации, как вдруг в последнее время ее стали оспаривать Мюнстерберг и другие. Обращались к экспериментам, но полученные результаты оказались слишком разноречивыми1. Что касается меня, то я присоединяюсь к большинству психологов, допускающих посредствующую ассоциацию. Скрипчер, который изучал этот вопрос специальным образом и мог отметить все промежуточные степени от сознания почти ясного до бессознательного состояния, считает посредствующую ассоциацию доказанной. Для того, чтобы объявить призрачным факт, встречающийся так часто в повседневной жизни и изученный столькими блестящими наблюдателями, нужно нечто большее, чем экспериментальные изыскания, производимые часто в условиях придуманных, искусственных, причем некоторые из этих изысканий приходят к утвердительному выводу. Эта форма ассоциации совершается, подобно другим, то по смежности, то по сходству. Пример, данный Гамильтоном, относится к первому типу. В опытах Скрипчера попадаются случаи второго типа: так, красный цвет, смутно напоминая блеск стронция, вызывает в нашей памяти сцену из оперы. Ясно, что посредствующая ассоциация способна по своей природе давать новые комбинации. Сама смежность, которая есть не что иное, как повторение, становится источником неожиданных сближений, благодаря исключению среднего члена. Впрочем, ничем не доказано, что здесь невозможны иногда несколько скрытых промежуточных членов. Возможно, что А вызывает D благодаря посредничеству b и с, которые остаются неосознанными. Кажется, что мы, принимая гипотезу состояний бессознательных, не можем не признать указанного посредничества, если не хотим нарушить непрерывность той цепи, в которой нам видны только два крайних звена. 2. Циен, определяя причины, регулирующие ассоциацию идей, одну из этих причин называет «созвездием». Название это было принято несколькими писателями. «Созвездие» состоит в следующем: вызывание одного образа или целой группы их бывает в некоторых случаях результатом преобладающих стремлений. Одна идея может быть исходным пунктом массы ассоциаций. Слово «Рим» может вызвать сотни ассоциаций. Почему же одна ассоциация ' liowp (American Journal of Psychology. VI. 2) опубликовал отрицательные oe: sy:; bv.)-ти своих изысканий. Серия и;; 557 опытов дата 8 случаев посредствующей ассоциации, После тщательного исследования Ионе оставил к.ч них тольно одгн случаи. :: < •■ л тот " л.: л пол сомнением Другая серия из 961 опыта дала 72 случаи, для которых Пои: " кроддага-т другое ооъяоненж) вместо посредствующей ассоциации. С другой стороны. Afcliaffmhurg случаи посредствующей ассоциации допускает лиии, п размере 47■; длительное" ':, посредствующей ассоциации больше длительности средних ассоциаций (Psychological- ЛгЪе^ец, I, 1П. Для справок рекомендуется: Scrip".uro. The New Psychology. Т: \. ХШ, г-д< - y; -,:._!.j:: ы опыты, подтверждающие ааключенне автора. вызывается легче другой, почему она скорее имеет место в данный момент, чем в другой? Понятно существование ассоциаций, основанных на смежности и сходстве, но что сказать об остальных? Например, идея А, составляющая центр сплетения, может иметь связь с В, С, В, Е, F и проч. Почему же в данный момент она вызывает В, а позже F? Дело в том, что каждый образ можно сравнить с силой, находящейся в состоянии напряжения, которая может перейти в состояние действия. Другие образы могут увеличивать или ослаблять это стремление данного образа. Бывают стремления стимулирующие и стремления задерживающие. В находится в состоянии напряжения, С лишено его или испытывает задерживающее влияние D, которое не может преодолеть сейчас, но час спустя условия изменятся и победа остается за С. Это явление имеет физиологическую основу: существование в мозгу нескольких диффузий или токов разного напряжения и возможность одновременных возбуждений в нем. Несколько примеров помогут лучше понять этот факт усиления, благодаря которому данная ассоциация имеет перевес. Вале рассказывает, что городская ратуша готического стиля, расположенная около его дома, никогда не вызывала в нем образа Дворца венецианских дожей несмотря на некоторое архитектурное сходство с ним, пока однажды этот образ не возник с особенной ясностью. Тогда он вспомнил, что два часа перед тем он видел одну даму с красивой брошкой в виде гондолы. Салли справедливо заметил, что, уехав из какой-нибудь чужой страны, мы вспоминаем слова на языке этой страны легче на первых порах, чем спустя долгое время после отъезда, потому что на первых порах тенденция вспоминания бывает усилена недавней практикой, т.е. тем, что эти слова мы слышали, произносили, читали. В таком же направлении влияет совокупность незаметных, благоприятных условий. По моему мнению, самые красивые примеры «созвездия» как творческого элемента мы можем найти при изучении вопроса об образовании и развитии мифов. Всегда и везде при создании мифов человек почти не имел другого материала, кроме явлений природы (небо, земля, вода, звезды, буря, ветер, времена года, жизнь и смерть и прочее). На все эти темы человек создает тысячи рассказов, которые колеблются между грандиозным и детски смешным. Дело в том, что каждый миф — произведение группы людей, работавших над ним сообразно со стремлениями их гения, под влиянием их интеллектуальной культуры. Нет другого приема, более богатого материалом, более свободного, более способного давать новое и неожиданное, т.е. то, что обещает каждый художник. Начальный элемент, внешний или внутренний, вызывает ассоциации, которых никак нельзя предвидеть из-за множества возможных 1 См.: Ziehen. Т. Leiifadeii e'er physiologische.'; Psychologic. 4-е кад. 3 898. S. 164, 174; Sully 4, Human Mind. 1, 343. ориентации. Этот случай аналогичен тому, который имеет место в области воли, где бывает такое количество оснований за и против, чтобы действовать и не действовать, чтобы действовать в этом или другом направлении, теперь или после, что нельзя предсказать никакого решения, оно может зависеть от причин неуловимых. В заключение я предупреждаю возможный вопрос: отличается ли по существу бессознательный фактор от двух других? Ответ зависит от того, какую признать гипотезу относительно природы бессознательного. По одной гипотезе, бессознательный фактор является по преимуществу физиологическим, следовательно, он отличается от двух других. По другой гипотезе, различие между факторами может существовать только в приемах: бессознательная выработка может быть сведена к интеллектуальным и аффективным процессам, подготовительная работа которых неизвестна и вступает в сознание совершенно готовой. В этом смысле бессознательный фактор был бы скорее частной формой двух других, чем отдельным элементом творчества. В.В. Петухов
|