![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I 1 р ф
П п — Если так, пусть появится золотая рыбка. Хотя бы без Фп, без хвоста. — А зачем вам золотая рыбка? Пушкин убедительно показал, что из контактов с ней ничего хорошего не получится. Давайте лучше используем этот метод для решения изобретательской задачи. Три минуты на ознакомление с условиями задачи. Я специально тороплю, чтобы задачу не стали решать другим методом. — Сначала сформулируем исходную ситуацию Ф. Как бы вы реши Староста говорит: — Ладно, сформулирую общую мысль. Мы потребовали бы, чтобы первое контрольное сечение, назовем его сечением № 1, само доложило, что в таком-то месте есть такое-то отклонение от заданного размера. Потом следующее сечение... Можно еще проще. Допустим, у меня чертеж изделия, вид сверху. И на нем концентрической окружностью показано сечение Ш 1. Так вот, я хочу, чтобы на этом чертеже сама собой возникла окружность, соответствующая фактическим размерам. — Прекрасно. Это исходная ситуация Ф. Что и пей соответствует реальному компоненту Ptl — У нас есть чертеж. Это реально. — Вычтем Р из Ф и получим Ф: на чертеже нет линии, соответствующей фантастическим размерам сечения № 1, а мы хотим, чтобы эта линия там была. Кто-то ехидно замечает: — Рыбак есть, нет золотой рыбки... — Пойдем дальше. Что в ситуации Ф1 можно считать Р2 и Ф2? — Сечение № 1 существует в изделии, наверное, это и есть реальность Р2. Сечение вообще существует, но не переходит на чертеж, не фиксируется. Золотая рыбка где-то есть, но она не приплывает на наш крик. — Отлично! Значит, Ф2 — переход сечения № 1 с изделия на контрольный чертеж. — Нет. Перейти оно может. Поставим сверху зеркало и в нем отразятся все сечения, вся внутренняя поверхность изделия. Дело не в переходе. Сечение № 1 не может выделиться, оно не отличается от соседних сечений. — Не возражаю. Мы сделали еще один шаг: установили, что операция перехода Ф2 состоит из выделения Ф3 и отражения Р3, фиксации на чем-то. Выходит, все дело в том, чтобы сечение № 1 как-то выделилось среди других сечений. — Покрасить надо. — Не пойдет, — возражает староста. — Линия не имеет толщины, нечего красить. Хотя... можно покрасить по одну сторону сечения одним цветом, а по другую — другим. Как на красно-синем карандаше. Но это тупик. Как мы будем красить? Чтобы красить, нужно выделить эту линию, а чтобы выделить, надо покрасить... Тупик. — Почему? Это не тупик, а ситуация Ф4: надо, чтобы изделие вдруг само окрасилось точно по уровню сечения № 1. Здесь тоже есть Р и Ф. Покрасить мы можем (намажем краской — и все), это реальность Р. А точно покрасить мы не можем, это пока фантазия Ф$. — Кажется, есть идея! 668 Тема 21. Психология воображения Рис.4 Пора бы, подумал я. Ведь золотая рыбка уже появилась... — Есть такая идея: опустить изделие в ванну с краской. Горизонтальная поверхность краски отметит сечение № 1. Потом опустить глубже, получим сечение № 2. И так далее. Остается зафиксировать эти сечения в зеркале или на фотопластинке. Снова шум, обговаривают конструкцию. Как расположить аппарат, что взять вместо краски, как сравнить полученный снимок с контрольным. Задача решена, ответ совпадает с изобретением по авторскому свидетельству № 180 829. Именно так решили эту задачу изобретатели В.Коротков, Л.Никольский и В.Шпаков. Не знаю, сколько времени они потратили на поиски изобретения, у нас ушло менее получаса. До конца занятия еще шесть минут, и я успеваю подвести итоги и дать домашнее задание. Мы еще порешаем с десяток таких задач. Отшлифуется умение превращать техническую задачу в фантастическую ситуацию Ф и строить цепь Ф; — Ф2 — Фч — Ф4 —... А на сегодня хватит. Сегодня мы хорошо поработали.
|