Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпизод второй. На пыльных тропинках далеких планет






На пыльных тропинках далеких планет

Упражнение. Космический корабль приблизился к неизвестной планете. Планета закрыта тонким слоем условных облаков: сквозь них могут пройти спускаемые с корабля автоматические станции, но не проходят никакие излу­чения. Проводная связь тоже невозможна.

На планете действуют те же физические законы, те же геологические, кли­матические и т.п. факторы, что и на Земле, на Луне или на Марсе. И только один фактор изменен.

Задавая автоматическим станциям определенные программы исследований, надо с наименьшего числа попыток найти этот икс-фактор.

Преподаватель играет за планету, Слушатели За ЭКИП& Ж корабля.

— Непонятно... Что это за облака?

— Условные облака... Они нужны, чтобы создать ситуацию «чер­ного ящика».

— Значит, разогнать облака нельзя?

— Ни в коем случае. В вашем распоряжении только один способ: запуск автоматических станций. При этом нельзя поддерживать связь со станцией сквозь облака. Программа должна быть задана заранее.

— Непонятно... Запустим станцию, она там все выяснит, вернется, сообщит... В чем же смысл упражнения?

— А вы попробуйте.

 

Альтшуллер Г.С. Курс «ЭРТЭВЭ» (из записок преподавателя) 663

— Хорошо. Станция может выполнить любую программу?
-Да.

— Тогда посылаем станцию с таким заданием: опуститься на повер­
хность, взять пробы грунта, воздуха...

Программу коллективно дополняют: измерить радиацию, сделать снимки и т.д. Я пока проверяю магнитофон. Запись будет идти весь урок.

— Программа готова. Запускаем станцию.

— Прекрасно. Запустили. Но она не вернулась.

— Как это — не вернулась? Почему?

— Это ваше дело — узнать почему. Там ведь может быть все, что угодно. Вулканы. Или в миллионы раз большая сила тяжести. Или ка­кие-нибудь чудовища, которые слопают вашу станцию.

— Хорошо. Отправим еще три станции. В разные места.

— Станции не вернулись.

Через пару месяцев я им прокручу эту пленку. Подумать только, какая психологическая инерция: одна станция не вернулась, давай по­шлем еще три... — Количеством станций мы не ограничены?

— Нет.

— Тогда посылаем еще десять станций.

— Станции не вернулись.
Смех.

— Ни одна? Учтите, наши станции имеют автоматы, выводящие их на посадку только в безопасном месте.

— А как они узнают, что место безопасно?

— По рельефу. Если внизу ровный грунт, значит, безопасно.

— Прекрасно. И все-таки станции, снабженные системами выбора места посадки, не вернулись... Что вы будете делать дальше?

— Наверное, опасно садиться на поверхность... Пошлем еще одну станцию, но с другой программой. Пусть станция опустится под эти об­лака, сделает снимки и сразу вернется. Спуститься она должна совсем немного — на метр, не больше.

— Станция вернулась.

 

— Наконец-то! А снимки получились? -Да.

— И что на них?

 

— Степь, река, холмы, лес... Все как на Земле. Снято с высоты в десять километров. Взяты пробы атмосферы — воздух тоже как на Зем­ле. Опасной радиации нет.

— А почему посланные в этот район станции не вернулись?

— Это уж ваше дело — узнать почему.

— На снимках видны станции? Или хотя бы их обломки?

— Нет.

— Непонятно... А если следующая станция, оставаясь на высоте в десять километров, сбросит вниз зонд с радиопередатчиком?


 



Тема 21. Психология воображения


— Ну, вот. После такой проработки старик снова идет к морю, зо­-
вет рыбку, та появляется и спрашивает: «Чего тебе надобно, старче?» Как
вы думаете, фантастична ли эта ситуация?

Молчание. Народ приобрел опыт и не спешит к ловушке.

— Ладно. Вот другая ситуация: Аладдин потер старую медную лам­
пу — и появился джинн. Фантастика это или нет?

Соглашаются: да, фантастика, сказка.

— А если я сейчас, вот здесь, прямо перед вами осуществлю подоб­
ную сказку?

Теперь снег совершенно забыт.

— Сказка будет осуществлена в буквальном смысле?

— В самом буквальном.

— Нет. Невозможно.

— Ошибаетесь. Разве я не могу потереть старую медную лампу?

— Сколько угодно. Но джинн не появится.

— Тем не менее часть сказочной ситуации (потереть старую медную лампу) я все же могу осуществить.

— Ну и что?

— Как что? Ведь отсюда следует, что сказочная, фантастическая ситуация содержит реальный компонент. Запишем это так:

Ф = Pj + Ф1

Подойти к морю и позвать золотую рыбку я могу. Это Рг реальный компонент. А все прочее — это Ф, фантастический компонент. Исход­ную фантастическую ситуацию Ф я свел к более простой фантастической ситуации Ф]. А ее в свою очередь можно разложить на Рг и Ф2. А Ф2 мож­но разложить на Р3 и Фг И так далее — пока не придем к пренебрежимо малому остатку Ф:

Ф

I I

Рг ь

I 1 р, фя

г-


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал