![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эпизод второй. На пыльных тропинках далеких планет
На пыльных тропинках далеких планет Упражнение. Космический корабль приблизился к неизвестной планете. Планета закрыта тонким слоем условных облаков: сквозь них могут пройти спускаемые с корабля автоматические станции, но не проходят никакие излучения. Проводная связь тоже невозможна. На планете действуют те же физические законы, те же геологические, климатические и т.п. факторы, что и на Земле, на Луне или на Марсе. И только один фактор изменен. Задавая автоматическим станциям определенные программы исследований, надо с наименьшего числа попыток найти этот икс-фактор. Преподаватель играет за планету, Слушатели За ЭКИП& Ж корабля. — Непонятно... Что это за облака? — Условные облака... Они нужны, чтобы создать ситуацию «черного ящика». — Значит, разогнать облака нельзя? — Ни в коем случае. В вашем распоряжении только один способ: запуск автоматических станций. При этом нельзя поддерживать связь со станцией сквозь облака. Программа должна быть задана заранее. — Непонятно... Запустим станцию, она там все выяснит, вернется, сообщит... В чем же смысл упражнения? — А вы попробуйте.
Альтшуллер Г.С. Курс «ЭРТЭВЭ» (из записок преподавателя) 663 — Хорошо. Станция может выполнить любую программу? — Тогда посылаем станцию с таким заданием: опуститься на повер Программу коллективно дополняют: измерить радиацию, сделать снимки и т.д. Я пока проверяю магнитофон. Запись будет идти весь урок. — Программа готова. Запускаем станцию. — Прекрасно. Запустили. Но она не вернулась. — Как это — не вернулась? Почему? — Это ваше дело — узнать почему. Там ведь может быть все, что угодно. Вулканы. Или в миллионы раз большая сила тяжести. Или какие-нибудь чудовища, которые слопают вашу станцию. — Хорошо. Отправим еще три станции. В разные места. — Станции не вернулись. Через пару месяцев я им прокручу эту пленку. Подумать только, какая психологическая инерция: одна станция не вернулась, давай пошлем еще три... — Количеством станций мы не ограничены? — Нет. — Тогда посылаем еще десять станций. — Станции не вернулись. — Ни одна? Учтите, наши станции имеют автоматы, выводящие их на посадку только в безопасном месте. — А как они узнают, что место безопасно? — По рельефу. Если внизу ровный грунт, значит, безопасно. — Прекрасно. И все-таки станции, снабженные системами выбора места посадки, не вернулись... Что вы будете делать дальше? — Наверное, опасно садиться на поверхность... Пошлем еще одну станцию, но с другой программой. Пусть станция опустится под эти облака, сделает снимки и сразу вернется. Спуститься она должна совсем немного — на метр, не больше. — Станция вернулась.
— Наконец-то! А снимки получились? -Да. — И что на них?
— Степь, река, холмы, лес... Все как на Земле. Снято с высоты в десять километров. Взяты пробы атмосферы — воздух тоже как на Земле. Опасной радиации нет. — А почему посланные в этот район станции не вернулись? — Это уж ваше дело — узнать почему. — На снимках видны станции? Или хотя бы их обломки? — Нет. — Непонятно... А если следующая станция, оставаясь на высоте в десять километров, сбросит вниз зонд с радиопередатчиком?
Тема 21. Психология воображения — Ну, вот. После такой проработки старик снова идет к морю, зо- Молчание. Народ приобрел опыт и не спешит к ловушке. — Ладно. Вот другая ситуация: Аладдин потер старую медную лам Соглашаются: да, фантастика, сказка. — А если я сейчас, вот здесь, прямо перед вами осуществлю подоб Теперь снег совершенно забыт. — Сказка будет осуществлена в буквальном смысле? — В самом буквальном. — Нет. Невозможно. — Ошибаетесь. Разве я не могу потереть старую медную лампу? — Сколько угодно. Но джинн не появится. — Тем не менее часть сказочной ситуации (потереть старую медную лампу) я все же могу осуществить. — Ну и что? — Как что? Ведь отсюда следует, что сказочная, фантастическая ситуация содержит реальный компонент. Запишем это так: Ф = Pj + Ф1 Подойти к морю и позвать золотую рыбку я могу. Это Рг реальный компонент. А все прочее — это Ф, фантастический компонент. Исходную фантастическую ситуацию Ф я свел к более простой фантастической ситуации Ф]. А ее в свою очередь можно разложить на Рг и Ф2. А Ф2 можно разложить на Р3 и Фг И так далее — пока не придем к пренебрежимо малому остатку Ф: Ф I I Рг ь I 1 р, фя г-
|