Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Знаниям и умениям студента
После прохождения практики «студент четвертого курса должен знать: - сущность общепедагогических методов и форм воспитания; - особенности социально-педагогических технологий и механизмы их реализации, используемые в работе конкретного учреждения; - особенности профессионально-этических взаимоотношений социального педагога с родителями (лицами, их заменяющими) ребенка; уметь: - собирать, обрабатывать, интерпретировать информацию и устанавливать социальный диагноз детей различных категорий; - создавать и развивать отношения, способствующие успешной социально-педагогической деятельности; - наблюдать и интерпретировать поведение ребенка; - активизировать собственные усилия ребенка и его родителей для решения их проблем; - анализировать состояние коррекционной, реабилитационной деятельности данного учреждения, проектировать социально-педагогическую деятельность; - использовать личностный и средовой подход для устранения негативных факторов возникновения у ребенка проблемы; - анализировать конкретную социальную ситуацию и видеть свою роль в решении проблемы ребенка; - организовывать педагогически целесообразную деятельность в социуме, педагогически управлять и корректировать социальную ситуацию развития детей; - строить взаимоотношения с родителями (лицами, их заменяющими) ребен-ка в соответствии с профессионально-этическими нормами и правилами; - взаимодействовать с коллегами для решения проблем ребенка; - анализировать результаты своей профессиональной деятельности. Содержание практики. Задания: 1. Познакомится с программой практики, распределением по объектам, со своими групповыми руководителями. Участие в работе установочной конференции. 2. Составить индивидуальный план работы. Совместно с руководителем практики на рабочем месте наметить порядок и сроки выполнения заданий. Вместе с групповым руководителем определить тему и форму выступления на заключительной конференции. 3. Познакомиться с учреждением: выявить общие сведения об учреждении, его структуре, основных направлениях деятельности, о составе специалистов, их обязанностях, о проблемах учреждения. Побеседовать с представителем администрации и конкретными специалистами. Изучить документацию, регламентирующую деятельность учреждения и отражающую общие направления работы. 4. Познакомиться с категориями детей, которым оказывается социально- педагогическая помощь в данном учреждении, выявить их ведущие проблемы и потребности. Изучить документацию, отражающую работу с ребенком и его проблемой. Составить анкету и провести социологическое исследование (или устный опрос в ходе беседы с ребенком и его семьей). 5. Изучить должностные обязанности социального педагога (если он есть в штате), его план работы. В случае отсутствия такого специалиста самостоятельно разработать его должностные обязанности и планы работы. Побеседовать с социальным педагогом, ознакомиться с документацией, регламентирующей его деятельность в учреждении. Проанализировать квалификационную характеристику социального педагога и сопоставить ее со спецификой данного учреждения. 6. Овладеть приемами диагностики нежелательной ситуации, в которую попал ребенок в семье, школе, коллективе. Организовать встречу с ребенком или его семьей. Провести диагностическое исследование и выявить причины возникновения социальных, психологических, эмоциональных нарушений. 7. Изучить особенности профилактической дельности данного учреждения. Определить основных субъектов, осуществляющих социальный контроль за поведением ребенка. Выделить основные методы и формы социальной поддержки ребенка. Определить содержание социально-педагогической профилактики в отношении данной категории детей. 8. Разработать эффективные формы профилактики конкретной категории детей. Провести с ребенком беседу о правах и обязанностях, социальных нормах и правилах поведения в обществе. 9. Изучить особенности социально-педагогической реабилитации ребенка, находящегося в данном учреждении. Познакомиться с индивидуальной программой реабилитации конкретного ребенка. На основании изучения документов в процессе общения с ребенком провести диагностику: - уровня развития эмоционально-познавательной сферы; - позитивных и нежелательных качеств личности; - уровня освоения основных социальных ролей: члена семьи, члена коллектива, друг, гражданин. 10. Формировать у ребенка положительный опыт социального поведения, навыки бесконфликтного общения. 11. Изучить особенности профессионально-этического взаимодействия социального педагога с родителями (лицами, их заменяющими) ребенка. Наблюдая за взаимоотношениями социального педагога с родителями (лицами, их заменяющими), выявить степень применения нравственно- этических норм и правил в профессиональном общении специалиста. 12. Задание по выбору: изучить особенности нравственного конфликта, возникшего в отношениях социального педагога и ребенка или его родителей. Выделить и проанализировать этапы развития конфликта и средства его разрешения. 13. Обобщить полученные на практике результаты. 14. Подготовить и провести заключительную конференцию тематическое выступление.
Формы отчетности: - Оформить в дневнике практики: цель и задачи, содержание заданий. - Провести в дневнике индивидуальный план работы. - Привести в дневнике перечень всех документов, имеющихся в учреждении. - Перечислить в дневнике категории детей, с которыми работает данное учреждение, назвать их ведущие проблемы и потребности. Привести в дневнике вариант составленной анкеты, сделать вывод о результатах исследования. - Зафиксировать в дневнике сведения об особенностях работы социального педагога в данном учреждении. Оформить свой проект должностных обязанностей социального педагога в данном учреждении. - Представить формализованный протокол диагностического исследования. - Оценить способы и формы профилактической деятельности данного учреждения. Определить область применения технологий социальной профилактики. Выделить критерии эффективности социальной профилактики и методы ее измерения. - Привести в дневнике план проведения беседы и анализ ее результатов. - Привести в дневнике структуру и содержание реабилитационной программы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы осуществления, основные субъекты деятельности. - Представить в дневнике краткую характеристику этических проблем взаимоотношений социального педагога с родителями (лицами, их заменяющими). Сформулировать основные этические правила взаимоотношений социального педагога с родителями (лицами, их заменяющими). - Представить в дневнике краткую характеристику конфликтной ситуации. Перечислить и охарактеризовать основные способы разрешения нравственного конфликта во взаимоотношениях социального педагога и ребенка (его родителей). - Написать отчет по практике по установленной форме. - Отзыв группового руководителя и оценка по практике.
Вопросы для обсуждения на итоговой конференции
1. Какие виды социально-педагогических технологий применяются в том учреждении, где Вы проходили практику? 2. Раскройте сущность социально-педагогических технологий, используемых в практической деятельности данного учреждения по оказанию помощи ребенку. 3. Эффективны ли диагностические технологии, применяемые в данном учреждении? 4. Обоснуйте роль организационных, педагогических, психологических методов в решении проблем ребенка. 5. Раскройте содержание и организацию социально-профилактических мероприятий, проводимых данным учреждением. 6. Выделите наиболее эффективные технологии социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов, детей-правонарушителей, детей-сирот, детей группы риска. 7. Раскройте задачи превентивно-профилактической работы с детьми и подростками группы риска. 8. Раскройте особенности системы " телефонов доверия". Обоснуйте методы и принципы их работы. 9. Раскройте содержание социально-педагогической работы с семьями детей и подростков. 10. Какие технологии применяются в работе с различными учреждениями и организациями по решению проблем ребенка? 11. Какова роль социального эксперимента в поисках и разработке новых социально-педагогических технологий? Список литературы:
1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Москва, «Академия», 2001 г. 2. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей: М., 2003 г. 3. Дмитриева Е.Е. Проблемные дети. Развитие через общение: М., 2005 г. 4. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных детей». М: Школьная пресса, 2006 г. 5. Записки в рабочую тетрадь социального педагога: под ред. Григорьевой Г.Г, Терентьевой Н.П., Маляренко Н.И.. 6. Звягина О.М. Открытое будущее для детей группы риска: Петрозаводск, 2004 г. 7. Звягина О.М., Комарова И.В., Корожнева Л.А. Ребенок и социум. Взгляд в третье тысячелетие: Петрозаводск, 2001 г. 8. Карпова С.В. Работа психолога с родителями: метод. Рекомендации и программа курса: Петрозаводск, 2007 г. 9. Клушина Н.П., Ткаченко В.С. Организация практики студентов по социальной работе: М., Владос, 2004 г. 10. Кочубей. А., Ушарова Н. Визит в семью или практика работы с семьями: Псков, 2002 г. 11. Кузнецова А.В. Методика работы социального педагога: Москва «Школьная Пресса», 2006 г. 12. Никитина Н.Н., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога: М, «Владос», 2007. 13. Овчарова Р.В. Семейная академия: М. Посвящение Учебная литература, 1996 г. 14. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева Н.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: М., Академия, 2002 г. 15. Социальная педагогика. Галазуев Ю.Н., Сорвайчева Г.В., Штинов Г.Н.: М., «Владос», 2001 г. 16. Социальная педагогика. В.А. Никитина: М., Гуманитарный издательский центр «Владос», Московского государственного университета, 2002 г. 17. Терентьева Н.П., Степанова Т.В., Предтеченская Н.В. Семья. Благополучие. Здоровье. Петрозаводск: НКФ «Новое образование», 2008 г. 18. Терентьева Н.П., Уварова С.Л., Заревина Н.В. Диагностика социально-педагогической запущенности подростков с отклонениями в поведении. Петрозаводск, изд. КГПУ, 2007 г. 19. Терентьева Н. П., Шеварова И.Я. Формирование здорового стиля жизни без употребления психоактивных веществ: Петрозаводск. Изд-во КГПУ, 2007 г. 20. Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С. Подростки xxi века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: М., «Веко», 2006 г. 21. Шептенко П.Я., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: М., Академия, 2001 г. 22. Якимова В.И. Трудные подростки: Практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения. М, АРКТИ, 2007 г.
Приложение № 1
|