Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Интерпретация данных, полученных в процессе диагностики готовности к обучению в школе
Параметр
| Высокий уровень
| Средний уровень
| Низкий уровень
| 1. Психологическая а социальная готовность
| Желание учиться в школе
| Да
| Не знает
| Нет
| Учебная мотивация
| Осознает важность и необходимость учения
| Привлекает внешняя сторона учения
| Цель учения не осознаются
| Умение вести себя адекватно
| Легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, ведет себя адекватно
| Контакт и общение затруднены
| Плохо вступает в контакт. Плохо понимает ситуацию
| Организованность поведения
| Да
| Недостаточно
| Нет
| 2. Развитие школьно значимых психофизиологических функций
| Фонематический слух
| Говорит без ошибок, понимает сложные речевые конструкции
| Есть нарушения в звукопроизношении (обследование логопеда)
| Косноязычие (логопедические коррекционные занятия)
| Мелкие мышцы рук
| Легко переписывает, копирует незнакомый текст
| Скопированный текст можно прочитать, но его написание вызвало серьезные трудности
| Не может скопировать текст
| Пространственная ориентация, координация движений
| Подвижен, ловок
| Недостаточно ловок
| Неуклюж
| Параметр
| Высокий уровень
| Средний уровень
| Низкий уровень
| Координация в системе глаз-рука
| Правильно переносит простейший графический образ
| Незначительные искажения
| Грубые искажения
| Объем зрительного восприятия
| Норма
| Ниже средних показателей возрастной
| Намного вике средних показателей
| 3.Развитие познавательной деятельности
| Кругозор
| Развернутые и конкретные представления о мире (время года, страна, свой город и т. д.)
| Знания ограничены непосредственным окружением и личным опытом
| Знания существенно ограничены
| Развитие речи
| Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна
| Затруднения в поиске слов для выражения мыслей
| Односложные ответы, в речи много ошибок
| Развитие познавательной активности
| Любознателен, акти-вен, не нуждается в дополнительных сти-
мулах, самостоятелен
| Характерен узкий круг интересующих вопросов
| Низкий уровень активности, требуется постоянная стимуляция
| Сформированность
интеллектуальных
умений (анализа
сравнения, обобщения)
| Понимает скрытый
| При выполнении
| Требуется обучающая помощь учителя
| смысл предметов,
| логических действий
| легко обобщает,
| требуется поддержка
| Сравнивает
| учителя
| Произвольность
деятельности
| Удерживает цель,
намечает план
| Удерживает цель,
намечает план, но
отвлекается, особенно при затруднениях
| Быстро отвлекается,
без помощи не доводит дело до конца
| Контроль и темп деятельности
| Много успевает, видит ошибки
| Мало успевает, исправляет ошибки
| Не замечает своих ошибок, мало успевает
| Кратковременная
| Более 50 % от
| Примерно 50 % от
| Менее 50 % от
| память (зрительная, слуховая)
| Предъявлений
| предъявлений
| предъявлений
| | | | | | Сводная таблица готовности ребенка к школе
В таблицу вносятся результаты наблюдений, бесед, тестовых заданий. Делается вывод об уровне готовности ребенка к школе, выделяются проблемы готовности, область проблем (неготовность к освоению учебной деятельности, к взаимодействию с новым окружением, к принятию новой социальной роли ученика, функциональная неготовность).
Показатель
| Критерий
| Готовность ребенка
| Функциональная готовность
| Тест на задержку дыхания
| От 18 сек — высокие адаптивные возможности
| Филиппинский тест
| Выполняет
| Смена зубов
| Появление 2-4 постоянных зубов
|
Готовность к освоению учебной деятельности
| Внимание
| Устойчивое, не менее 7 - 10 мин.
| Память
| Помнит большую часть изучаемого материала
| Мышление
| Умеет сравнивать, обобщать, устанавливать связи
| Кругозор
| Широкий, выходит за рамки личного опыта
| Фонематический слух
| Различает звуки, их количество, последовательность
| Связная речь
| Может понятно и связно изложить свои мысли
| Готовность руки к письму
| Успешно выполняет точные движения, хорошая координация
| Готовность к взаимодействию с новым социальным окружением
| Ориентация в правилах школьной жизни
| Знает правила поведения в разных ситуациях
| Взаимоотношения со сверстниками
| Контактов, доброжелателен, может работать в группе, паре, неконфликтен
| Взаимоотношения со взрослыми
| Контактен, доброжелателен, ненавязчив, соблюдает правила общения с учителем
| Готовность к освоению новой социальной роли ученика
| Мотивация
| Комплексная при ведущем познавательном, либо социальном, либо нравственном мотиве
| Произвольность поведения
| Контролирует свое поведение, подчиняется правилам
| Самооценка и самоконтроль
| Оценивает себя позитивно. Самостоятельно находит и исправляет допущенные ошибки
| Схема психолого -педагогической характеристики первоклассника
• Фамилия, имя ____________________________________________
• Родился в _____ году, _____ числа, _____________ месяца
• До поступления в первый класс воспитывался ___________________
• Особенности физического развития и состояния здоровья:
- общая характеристика физического развития (соответствует или не соответствует возрастной норме, выше или ниже нормы);
- отклонения в физическом развитии (отклонений нет; состоит на учете в диспансере; дефекты речи, слуха, зрения и др.).
· Уровень социально-психической адаптации к школе.
• Проявляет ли интерес к учебным предметам? (Ко всем предметам в одинаковой степени; выделяет отдельные предметы; не проявляет явно выраженного интереса ни к одному.)
• Каковы особенности выполнения учебной деятельности? (Активность на уроках, организованность, старательность, в какой мере владеет основными навыками учебной деятельности.) (См. тему «Интеллектуальная готовность детей к обучению в школе».)
• Развитие речи (запас слов; умение пересказывать учебные и неучеб-ные тексты; лучше владеет устной речью или письменной речью; меняется ли качество речи в зависимости от ситуаций: урок, перемена, свободное общение с учителем и обязательное).
• Испытывает ли трудности в учении? В чем, по вашему мнению, эти трудности проявляются, и как вы их объясняете?
• Как относится к получаемым отметкам, к одобрению или замечани-ям учителей? (Чаще соглашается с оценкой или не соглашается; насколько активно ищет одобрения взрослого; что для него более действенно; обод-рение или порицание?)
• Какова типичная реакция на неудачи? (В чем или в ком видит чаще всего причину их; что делает для исправления; насколько сильно пережи-вает неудачи, по сравнению с успехом, или равнодушен?)
• Особенности поведения в школе. (Поведение на уроке, переменах, внеурочных мероприятиях; отличается ли его поведение в разных ситуа-циях школьной жизни?)
• Выполнение школьного режима. (Опаздывает ли на уроки, есть ли пропуски занятий без уважительных причин? Другие нарушения правил поведения в школе, если они есть.)
• Положение в классе. (Пользуется авторитетом или нет; пользуется симпатией большинства одноклассников, вызывает у них антипатию; од-ноклассники — эмоционально нейтральны по отношению к нему; получает большое внимание со стороны мальчиков или девочек.) (На основе наблю-дения за его поведением и общением с одноклассниками.)
• Отношение самого ученика к сверстникам. (Хочет дружить со свои-ми одноклассниками, со сверстниками вне класса, вне школы; равнодушен к ним; имеет друзей преимущественно своего возраста, старше или младше себя; друзья только своего пола или нет.)
• Стиль отношения со сверстниками. (Спокойно-дружелюбный, агрессивный, заискивающий, неустойчивый, неопределенный, стиль отношений существенно меняется в разных ситуациях - каких?)
• Рекомендации к индивидуальному подходу к данному ребенку в обучении.
-
|