Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Музыка, настроение и химические процессы в организмеСтр 1 из 8Следующая ⇒
Восприятие музыки Основным обстоятельством, вызвавшим интерес к изучению воздействия музыки на человека, стал вопрос о так называемой музыкальной терапии. Деятельность в этой области активизировалась когда во время Второй Мировой Войны было установлено, что многие солдаты, с шоковым синдромом, развившемся вследствие воздействия звуковой волны при взрыве снаряда, нуждались в специализированной психиатрической помощи. В 1944 году, по заданию Министерства здравоохранения, был основан Фонд изучения музыки при Больнице Уолтера Рида в городе Вашингтон, целью которого было исследование и разработка новых методов контроля за эмоциональной сферой и поведением человека. Пожалуй, самым значительным событием в изучении феномена музыки было открытие, что музыка воспринимается той частью мозга человека, которая ответственна за эмоции и чувства и не проходит через мозговые центры, контролирующие рассудочное мышление. Это открытие, подтвержденное рядом ученых, дало большой стимул развитию области музыкальной терапии, что следует из нижеприведенного высказывания: “Музыка, не зависящая от мозга в проникновении в организм, тем не менее способна вызывать состояние возбуждения посредством таламуса - релейной станции всех эмоций и чувств. Как только раздражитель достигает таламуса мозг, осуществляющий функции контроля и руководства, автоматически становится объектом вторжения, и если действие раздражителя продолжается в течение некоторого периода времени, между мозгом и реальностью окружающего мира может устанавливаться более тесный контакт.”3 Таким образом, музыка стала рассматриваться как инструмент, с помощью которого может быть установлено общение с некоторыми видами психически больных пациентов, неспособных инициировать ответ на вербальное общение, так как это требует использование коры головного мозга. Музыка, настроение и химические процессы в организме Даже не вдаваясь в детали, большинство людей согласятся, что музыка оказывает определенное влияние на их настроение. Эта идея не только признается всеми, но имеет также и научное подтверждение. Одно из самых первых исследований было проведено в 1920-1923 гг. в Институте технологий Карнеги. Исследование, проводившееся в национальном масштабе, продемонстрировало, что музыка оказывает похожие влияние на настроение людей, принадлежащих к различным социальным группам, имеющим разное образование, подготовку, и т. д.4 Позднее, психиатор Эдвард Подольски утверждал: “Изучение слуховых нервов показывает, что в организме практически не существует функций, которые не находились бы под воздействием пульсирующего ритма и гармонических комбинаций музыкальных тонов.”5 Далее он сообщает, что настроение напрямую зависит от физиологии, в частности от деятельности мозга и химических процессов, происходящих в кровеносной и других системах оргнаизма.6 Более поздние исследования подтвердили выводы, сделанные ранее. Так немецкие ученые, Фон и Харер, проводили эксперименты по определению степени влияния музыки на организм человека. В своих исследованиях они зафиксировали значительные изменения таких физиологических параметров, как пульс и частота дыхания, а также психогальванический рефлекс кожи у человека при прослушивании музыки. В процессе эксперимента внимание слушателя преднамеренно отвлекалось от музыки так, что он даже до конца не осознавал, что он слушает. Было отмечено, что даже в отсутствие сфокусированного восприятия, сильная эмоциональная реакция на музыку имела место и была зарегистрирована специальными приборами. После того, как субъекта исследования попросили более внимательно вслушаться в исполняемую музыку, было замечено психогальванический рефлекс кожи несколько снизился, зато значительно активизировалась деятельность мозга. В результате оценки данных, собранных этими учеными во время эксперимента, было сделано заключение, что из всех чувств слуховой анализатор имеет наибольшее влияние на автономную нервную систему.7 Те, кто имеет некоторые знания в области физиологии, представляют себе, что данная система регулирует функции не только висцеральных органов таких, как сердце, органы дыхания, но также и эндокринных желез. Частью мозга, отвечающей за контроль этих функций, является гипоталамус, и поскольку нас интересует такой феномен, как изменение настроения и эмоций, мы должны рассмотреть функционирование именно этой части мозга. Физиолог Мартина Гриффитс утверждает, что среди других функций “гипоталамус осуществляет контроль за уровнем секреции гормонов щитовидной железы, коры надпочечников и половых желез. Он таким образом может оказывать влияние на скорость процессов метаболизма... а также секрецию половых гормонов.” Далее, она отмечает, что гипоталамус имеет непосредственное отношение к “возбуждению автономной ответной реакции с выражением страха, ярости и других эмоций.”8 По всей видимости, это подтверждает выводы, сделанные ранее учеными-физиологами из Гарварда, из которых следует, что “музыка способствует высвобождению адреналина и, возможно, других гормонов.”9 Еще одно открытие, сделанное некоторое время тому назад, касается того, что музыка влияет на электрическую проводимость организма.10 Медицинская наука обнаружила, что существует прямая взаимосвязь между электрическим потенциалом, электролитным балансом и сменой настроения человека.11, 12 Многие, тем не менее, готовы возразить, что реакция на музыку является слишком индивидуальной, чтобы можно было ее предсказать, и что настроение, стимулируемое музыкой, в большей степени является делом личностных ассоциаций, которые связывает с ней каждый человек. Безусловно, существуют некоторые индивидуальные различия в восприятии и другие вариабильные факторы, но факт остается фактом - существует прямая взаимосвязь между музыкой и реакцией на нее человека, выражаемой в формировании определенного настроения. Этим уже давно пользуются в своих коммерческих целях многие звукозаписывающие и другие компании в области шоу бизнеса, а также кинематографические компании, достигшие особого успеха в выборе музыке, создающей или изменяющей настроение. Более того, мы все хорошо знаем, что наше настроение очень часто в свою очередь стимулирует желание слышать музыку, совместимую с этим настроением. Ритм является такой важной частью существования человека, что можно со всеми основаниями назвать его ритмическим существом. Внутренний ритм у человека присущ сердцебиению, дыханию и речи. Внутренние органы также функционируют в рамках ритмических циклов. Даже деятельность мозга охарактеризуется определенной ритмичностью. Как было открыто немецким ученым Хансом Бергером, мозговые волны имеют постоянство частоты и подвержены влиянию со стороны текущего физического и психического состояния человека.13 Исходя из этого, нетрудно понять, почему человеческий организм (а также организм некоторых животных) реагирует на звуковое воздействие ритмичной музыки. Экспериментальный опыт, проводившийся выдающимся специалистом в области физиологии Маккендриком из Глазго, помогает оценить степень восприимчивости организма к ритму. Провода, присоединенные с одного конца к музыкальному проигрывателю, были другим концом опущены в раствор соли, в который глухонемых людей попросили опустить палец. За исключением одной девочки, потерявшей слух в возрасте 11 лет, все субъекты эксперимента сообщили о том, что слышали “снижение и нарастание ритма.” Инстинктивно, они начинали кивать головой, подражая ритму, который ощущался ими через палец. Один из субъектов сообщила, что ощущение воспринятое ею с помощью пальца, напомнило ей о музыке, которую она слышала в детстве до того, как потеряла слух.14 Наиболее естественной реакцией человека на музыку является физическое движение. Как следствие этого факта, ритмичная музыка стала применятся в терапевтических целях в военных госпиталях, для того, чтобы помочь раненым солдатам разработать поврежденные конечности, находящиеся в гипсовой повязке.15 Музыка также была использована для возрождения и восстановления людей, находящихся в состоянии истощения и повышенного утомления: “Было открыто, что... музыка, обладающая интенсивным ритмом может подталкивать моторно-сенсорную реакцию... Таким образом, когда солдаты уставали после продолжительных переходов и марш-бросков, бойкая и ритмичная песня или боевой марш вызывали высвобождение новой энергии, что позволяло им продолжать свой путь обновленными.”16 В некоторых древних, также как и современных цивилизациях музыка задействовалась для синхронизации движений людей во время выполнения ими определенных видов работы. В сущности, многие народные фольклорные песни произошли именно таким способом. Кроме того, музыка в таких случаях помогала отвлечься от монотонности и рутинности рабочего процесса. Эксперименты, проводившиеся на различных предприятиях и в деловых конторах, показали, что если музыкальный ритм не адаптирован и не синхронизирован под специфику рабочего процесса, музыка не оказывает никакого влияние на повышение точности или интенсивности работы. А если ритм по частоте противоположен скорости рботы, например, стенографии, наблюдается снижение точности.17
|