Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разумная реакция






В дополнение к нравственной стороне вопроса есть еще одно важное соображение – эмоциональная зрелость человека. Для того, чтобы человек нормально развился в эмоциональном плане очень важно иметь возможность научится разумно реагировать на окружающие внешние раздражители. Если реакция человека на музыку ограничена лишь “Она мне нравится” или “Она мне не доставляет удовольствие, ” он не может утверждать, что его ответная реакция ненамного отличается от таковой примитивного животного или умственно отсталого человека. Поэтому, если музыкальные предпочтения человека в основном состоят из такого материала, который не требует иного ответа, кроме как на чувственном уровне, он неминуемо будет оставаться в этой эмоциональной колее, по крайней мере, что касается музыки.

Музыка, которая отличается только чувственным позывом во многом зависит содержательно именно от разнообразных чувственных эффектов. Они создаются с помощью неоправданно акцентирования одного из основных музыкальных элементов: ритма, гармонии, мелодии или окраски тона. Такая музыка, ориентированная исключительно на чувственное восприятие слушающего оказывает на него совсем иное воздействие нежели музыка, характеризующаяся глубоким содержанием и смыслом.

Чувственная музыка немедленно достигает своего эффекта и не требует ничего от слушателя, даже особого внимания. Постоянная увлеченность таким музыкальным репертуаром не добавляет человеку знаний, опыта или сознания красоты. Кроме всего прочего, данная музыка замедляет эмоциональное развитие, поскольку предлагает раз за разом лишь очередную дозу эмоционального “кайфа, ” серию ощущений, которые являются сугубо личными и непередаваемыми. В противоположность чувственной музыке существует другая музыка, обеспечивающая полноценный эстетический опыт. В этой музыке, наряду с чувствами, заложено обращение к разуму и ее регулярное прослушивание повышает музыкальную осведомленность и восприимчивость человека. Этим внутренним опытом можно поделится с другими и он может быть использован для улучшения взаимоотношений с другими людьми.

Около 75 лет тому назад Елена Уайт предупреждала: “У нас сейчас нет времени заниматься поиском того, что способно удовлетворить чувственные потребности.”7 Наука открывает нам, что, если мы не будем использовать свой интеллектуальный потенциал, то нашей единственной ответной реакцией на музыку будут приятные или неприятные отношения, и что даже не обращая внимания на музыку, мы эмоционально реагируем на нее. Даже когда мы осознаем присутствие внешнего звукового воздействия в виде музыки, мы не можем отмахнуться от ее источника так, как мы делаем это в случае с визуальным источником. Это означает, что “задняя дверь” сознания всегда открыта для вторжения музыки. Для многих, поэтому, музыкальные привычки и музыкальный вкус формируются еще до того, как они начнут это сознавать; это особенно характерно для детей.

Когда мы рассматриваем все эти факты, возникает очевидная необходимость затронуть серьезные нравственно-этические вопросы. Учителя музыки, музыкальные исполнители и те, кто представляет звукозаписывающую индустрию помогают формировать вкус к музыки у детей, молодежи и взрослых. Что же является главным мотивом большинства из них? Желание ли это вести к возвышенному или банальное стремление к популярности? Стоит ли у них во главе угла коммерческие интересы или признание христианских идеалов? Воздействие на психическую сферу человека может влиять на замедление его духовного роста или даже может подвести его к отвержению спасения! Эта отрезвляющая мысль должна заставить всех, кто по своему положению способен оказывать на других людей, более серьезно и ответственно отнестись к своим функциям, памятуя о том, что у зрелых христиан “чувства навыком приучены к различению добра и зла” (Евр. 5: 14). Способность давать должную оценку, посему, становится еще более важной в области музыки, чем в других сферах, где у человека имеется больше возможностей к самозащите.

Комментируя увещевания апостола Петра “Подпоясав чресла ума своего” (1 Пет. 1: 13), Елена Уайт говорит: “Кто не желает пасть жертвой сатанинских козней, должен охранять подступы к своей душе.”8 Если мы не будем прислушиваться к данному предостережению, сознательно контролируя свой образ мысли и действия, мы обречены пасть жертвой индустрии популярной музыки “огромному аппарату, нацеленному на формирование общественного вкуса и благодаря управления этим вкусом путем постоянного повторения (именно в этом состоит функция многочисленных диск жокеев), что создает массовой спрос на пошлость и посредственность.”10

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал