Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сопоставимое влияние схожих музыкальных характеристик






Несмотря на культурную обусловленность и специфику жизни в разных странах, люди все же имеют много общего, а что касается влияния музыки и ее составляющих тона, ритма, звука и до некоторой степени мелодии, она оказывает на них приблизительно одинаковое воздействие.

Следует отметить, что чем более абстрактной является музыка, тем больше образования требуется, чтобы она воспринималась человеком как нечто значимое для него. Так, например, многое из того, что заложено в музыке высшего порядка (такой, как концерт или симфония), как правило, проходит мимо слуха неискушенного слушателя до тех пор, пока он не повысит свою осведомленность. И хотя чисто музыкальный смысл так называемой классической музыки может остаться непонятым человеком, не имеющим специальной подготовки, было показано что восприятие на уровне эмоций и настроения является во многом одинаковой, и что теоретические знания не являются тем самым обязательным условием для наслаждения музыкой.

По всей видимости, чем более функциональной является музыка, тем более универсальным и последовательным является ответная реакция на нее разных людей. Поскольку организм человека по своей природе не чужд ритмики, ритмический элемент музыки имеет на него самое существенное влияние.

Было продемонстрировано, что постоянно повторяющийся, ритмичный музыкальный материал обладает гипнотическим действием. В экстремальных случаях результатом такого воздействия может стать состояние транса или деструктивные проявления со стороны слушающего. Более изощренное и тонкое влияние можно отнести на счет ритмов рок-н-ролла и свинга. При прослушивании этой музыки человек испытывает некое убаюкивающее и успокаивающее воздействие и погружается в состояние бездумных грез.

Поскольку музыка может оказывать влияние на настроение человека: она может влиять также и на наше отношение и поведение. Когда настроение, передаваемое музыкой и сообщаемая ассоциация совпадают, возникают соответствующие мысли. Но даже когда не прослеживается специфическая ассоциация, настроение музыки может формировать эмоциональное состояние человека. Позитивное или желательное настроение включает радость, оживление (контролируемое возбуждение), благоговение. Напротив, нежелательными проявлениями могут быть сентиментализм, фривольность, агрессивность (неконтролируемое возбуждение).

Пребывая в этих нездоровых с эмоциональной точки зрения состояниях, человек подвержен воздействию других специфических раздражителей (как это показано в исследовании Ван де Валля), либо вербальных, либо невербальных намеков на нежелательные мысли и действия. Это можно сравнить с состоянием легкого опьянения; интоксикант не заставляет пользователя делать что-либо, в том смысле, что он побуждаем к совершению действия, но он снижает внутреннюю сопротивляемость к искушению. Высказывание Елены Уайт, процитированное ранее, со всей очевидностью описывает подобную ситуацию: “Она готовит слушающего к неправедным мыслям и поступкам.”6

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал