Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Музыка и сенсорное восприятие
Для многих, возможно, будет удивительно узнать, что музыка оказывает влияние и на другие чувственные анализаторы. Исследования показывает, что данное утверждение абсолютно справедливо. Ощущения из области обоняния, осязания и вкуса подвержены воздействию звука. Во время прослушивания музыки мы становимся более восприимчивы к вкусу, запаху и прикосновению. Но, пожалуй, еще более значительный эффект наблюдается когда мы рассматриваем изменения происходящие в зрительном анализаторе, включая восприятие цвета. Было обнаружено, что цветовое пятно, которое на определенном расстоянии является едва различимым, могло быть идентифицировано, а едва заметный шрифт прочитан при наличии музыкального тона.25 Итак, это все лишь краткий обзор научных исследований, описывающих влияние музыки на организм человека. Но даже эти ограниченные сведения позволяют сделать определенные выводы. (1) Восприятие музыка совсем не обязательно происходит при участии и активной интерпретации мозговых центров, отвечающих за рассудочное мышление. (2) Ответная реакция на музыку может быть зарегистрирована даже если слушающий не уделяет ей осознанного внимания. (3) Имеются данные, подтверждающие, что музыка способна вызывать изменения в настроении человека, а также влиять на химические процессы и изменение электролитного баланса в организме. (4) За счет снижения уровня сенсорного восприятия, музыка повышает остроту восприятия цвета, запаха и прикосновения. (5) Учеными было показано, что музыка отражается на изменениях мышечной энергии и может способствовать или препятствовать телодвижениям. (6) Ритмичная музыка с высокой частотой повторения имеет гипнотический эффект. (7) Слух имеет большее влияние на автономную нервную систему, чем любой из других вида чувств.
1. Howard Hanson, “A Musician, s Point of View Toward Emotional Expression, ” American Journal of Psychiatry, vol. 99, p. 317. 2. Acts of the Apostles, 518. 3. Ira A. Altshuler, “A Psychiatrist, s Experiences With Music as a Therapeutic Agent, ” Music and Medicine (New York: Henry Shuman, Inc., 1948), 270, 271. 4. Max Shoen, Psychology of Music (New York, Ronald, 1940), 89. 5. Edward Podolsky, Music for Your Health (New York: Bernard Ackerman, Inc., 1945), 26, 27.) 6. Ibid., 131. 7. G. Harrer and H. Harrer, “Musik, Emotion and Vegetativum, ” Wiener Medizinische Wochenscrift, NR. 45/46, 1968. 8. Mary Griffiths, Introduction to Human Physiology (New York: Macsimilian publishing Co., Inc., 1974), 474, 475. 9. Altshuler, “A Psychiatrist, s Experiences, ” 270. 10. Doris Soibelman, Therapeutic an d Industrial Use of Music (New York: Columbia University Press, 1948), 4. 11. Arthur Guiton, Functions of the Human Body, 3rd ed. (Philadelphia: W. B. Saunders, 1969), 332-340. 12. Madelyn Normark and An Rohweder, Scientific Foundations of Nursing, 2nd ed. (Philadelphia: J. B. Lippincot Company, 1967), 99-102. 13. Lawerence Walters, “How Music Produces Its Effects on the Brain and Mind, ” Music Therapy, ed. Edward Podolsky (New York: Philosophical Library, 1954), 38. 14. Agness Savill, “Physical Effects of Music, ” Music and Letters, vol. 39, 1958, 25. 15. Doron K. Antrim, “Music Therapy, ” Musical Quartely, October 1944, 414. 16. Willem Van de Wall, “Music Hospitals” (New York: Russel Sage Foundations, 1946), 15. 17. Doris Soibelman, op. cit., 47. 18. Leonid Malnikov, “USSR: Music and Medicine, ” Music Journal, XXCII November 1970, 15. 19. E. Thayer Garston, Music in the Therapy (Macsimilian Company, 1968), 329. 20. Charles W. Hughes, “Rithm and Health, ” Music and Medicine, cd. by Dorothy Schullian and Max Schoen (New York: Henry Shuman, Inc., 1948), 186, 187. 21. W. Hughes, “Rithm and Health, ” 168, 169. 22. Leonard Gilman and Frances Paperte, Music and Your Emotions (New York: Liveright, 1952), 32. 23. E. Thayer Garston, op. cit., 18. 24. Willem Van de Wall, op. cit., 15. 25. Harry Fine, A Psycology of Music: The Influence of Music on Behavior (Cincinnati: College of Music, 1939), 229.
ЧАСТЬ BТОРАЯ Ллойд Лено, Директор музыкального факультета, Антилиан колледж, Пуерто Рико Как было отмечено в нашей предыдущей статье, музыка вторгается в человеческий разум на подсознательном уровне, поскольку вначале она воспринимается таламусом, который регистрирует ее либо как приятное, либо как неприятное ощущение. Кора головного мозга при этом не задействуется, что означает отсутствие влияния рассудка. Давайте обратим внимание на утверждения, принадлежащие Елене Уайт: “Сатана ничего не имеет против музыки, если посредством нее он может овладеть разумом молодых сердец.” (Свидетельства, том 1, с. 506). “Сатана хорошо понимает, как нужно использовать эту их склонность для того, чтобы вытеснить Христа из их разума.” (Там же, с. 497). Последствия этого каждым христианином должны восприниматься как пугающие, особенно если мы примем к сведению следующие утверждения: “Разумом своим человек склоняется к удовольствиям и потворству собственным желаниям” (Советы родителям и учителям, с. 325); “Сатана использует все средства, чтобы распространились преступление и низкие пороки... Человек учится дружбе со грехом.” (Патриархи и пророки, с. 459); “Когда это подходит его целям, Дьявол может навязать человеку весьма благообразные мнения и настроения” (Советы родителям и учителям, с. 27). Итак, если музыка может влиять на нас на подсознательном уровне, нам нужно иметь четкое представление, что это может быть за влияние. Научные исследования показывают, что музыка способна вызывать изменения в настроении и мироощущении человека, за счет воздействия на течение химических процессов и стабильность электролитного баланса в организме. Но может ли на наши мысли влиять одна музыка, лишенная слов? Елена Уайт писала: “Никто, из искренне исповедующих Христа, не станет осквернять Его имя, извлекая из музыкального инструмента звуки, которые отвлекают разум от мыслей о Боге и небесах и направляют его на размышления о пустых и суетных мелочах” (Свидетельства, том, с. 510). Заметьте, что в данном случае она упоминает именно о музыкальном инструменте, игра которого способна “отвлечь разум от мыслей о Боге.” С той же озабоченностью она говорит о музыке, которая “вместо того, чтобы взращивать духовность, превратилась в средство отвлечения разума от истины.” Она тут же идентифицирует тип музыки: “фривольные песенки и... популярные мелодии, ” и в следующем предложении вновь говорит об использовании “музыкальных инструментов” во вред (Там же, с. 497). Другие выражения, используемые ею, такие, как “приятное возбуждение” (там же, с. 506), “развращая воображение” (там же, том 4, с. 653) и “перехлестывающий через край энтузиазм” (Советы родителям и учителям, с. 339), иллюстрируют взаимосвязь, существующую между музыкальной атмосферой и настроением людей. Для сравнения, она описывает специфику атмосферы, характерной для школ древности: “не было места фривольным вальсам” (Основы христианского образования, с. 97). Какая бы ни была эта музыка, она была несовместима с фривольностью. Наш короткий обзор научных исследований показал, что реакция на музыку может наблюдаться на физическом уровне, когда воздействию подвергается мышечная энергия, может нарушаться или наоборот, стимулироваться движение. Мы также убедились, что ритмичная и повторяющаяся музыка может обладать гипнотическим эффектом. Елена Уайт предупреждает: “Дьявол хорошо знает на какие органы чувств нужно воздействовать, чтобы возбудить и очаровать разум.” К числу других ее высказываний, где музыка соотносится с пагубным влиянием на человека, относятся следующие: “музыка имеет силу: она смягчает грубые и дурные наклонности, развивает мышление, пробуждает сочувствие, воспитывает уравновешенность, отгоняет уныние и плохие предчувствия, парализующие волю и силы.” (Воспитание, с. 168), “легкомысленная песнь, пригодная лишь для танцевального зала.” (Свидетельства, том 1, с. 506), “она [фривольная музыка] готовит людей к неправедным мыслям и поступкам” (Советы родителям и учителям, с. 339).
|