Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И производные аминокислот, их синтетических заменителей и антагонистов.






Актуальность темы. Гормоны – это биологически активные вещества, вырабатываемые эндокринными железами и специальными группами клеток. Гормоны, секретируясь в кровь, оказывают регулирующее влияние на органы и ткани. Гормональные препараты получают синтетическим путем, а также из различных биологических материалов (моча, органы животных, плацента и т.д.). Синтезировано значительное число соединений, действующих подобно естественным гормонам (их аналоги и производные, а также синтетические заменители иной химической структуры). Гормональные препараты широко применяют в клинической практике как средства заместительной терапии (при гипотиреозе, диабете и др.) и при недостаточной функции эндокринных желез. Во многих случаях они используются и по другим показаниям с учетом спектра их физиологического действия. Так, например, глюкокортикоиды назначают в качестве противоаллергических, иммунодепрессивных и противовоспалительных средств. Гормоны являются агонистами чувствительных к ним специфических рецепторов. Получены и антагонисты ряда гормонов, которые могут блокировать специфические рецепторы или препятствуют синтезу эндогенных гормонов. Клиницисты отмечают, что без гормональных препаратов терапия была бы наполовину беднее, а потому знание этих средств является весьма значимым для высокопрофессионального врача.

 

Цель занятия: изучить классификацию, свойства, фармакокинетику и фармакодинамику, показания к назначению и побочные эффекты гормонов белкового, пептидного строения и производных аминокислот, их синтетических заменителей и антагонистов.

Задачи:

• изучить препараты гормонов гипофиза, знать их фармакологические свойства;

· знать препараты, регулирующие функцию щитовидной и паращитовидной желез, их свойства;

· изучить средства терапии инсулинзависимого и инсулиннезависимого сахарного диабета, их свойства, механизмы действия;

· уметь выписывать в рецептах основные препараты темы.

 

Содержание компетенций и планируемый пороговый уровень развития компетенций:

ПК-22: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью назначать и использовать гормоны белкового, пептидного строения и производные аминокислот, их синтетических заменителей и антагонистов, проводить мероприятия по соблюдению правил профилактики побочных эффектов:

- знать классификацию и основные характеристики изучаемых средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к их применению, побочные эффекты;

- уметь анализировать действие гормонов белкового, пептидного строения и производных аминокислот, их синтетических заменителей и антагонистов по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования в медицинской практике; выписывать их в рецептах;

- владеть правилами назначения изучаемых препаратов при лечении различных заболеваний и патологических состояний с учетом показаний.

ПК-19: в результате изучения темы студент должен овладетьспособностью и готовностью применять основные гормональные препараты при наиболее часто встречающихся заболеваниях у взрослого населения и подростков, а также при неотложных состояниях (острый психоз);

- знать особенности фармакокинетики и фармакодинамики гормонов, достоинства и недостатки различных лекарственных форм, использующихся в медицинской практике;

- уметь использовать различные лекарственные формы изучаемых препаратов, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики;

- владеть навыками выбора гормонов белкового и пептидного строения для лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях.

ПК-31: в результате изучения темы студент должен овладетьспособностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт применения основных гормональных препаратов:

- знать принципы изыскания и испытания новых лекарственных средств; информационно-справочные и поисковые системы;

- уметь работать с научной литературой, вести поиск информации о применении и действии изучаемых препаратов;

- владеть навыками поиска, анализа и обобщения информации о применении и действии основных гормональных средств.

Препараты для изучения: кортикотропин, тетракозактид, соматотропин, соматостатин, октреотид, ланреотид, гонадотропин хорионический, гонадотропин менопаузальный, фоллитропин альфа, фоллитропин бета, урофоллитропин, лутропин альфа, даназол, гестринон, десмопрессин, терлипрессин, бусерилин, гозерелин, лейпрорелин, трипторелин, протирелин, левотироксин натрия, трийодтиронин, мерказолил, пропилтиоурацил, калия перхлорат, кальцитонин, миакальцик, кальцитрин, терипаратид, дигидротахистерол; инсулин, актрапид НМ, МК; хумулин, хумалог, монотард НМ, МК; илетин II Л, протофан НМ, карбутамид, хлорпропамид, глибенкламид, глипизид, гликвидон, гликлазид, глимепирид, метформин, буформин, глюкагон, акарбоза, репаглинид, натеглинид, пиоглитазон, росиглитазон, арфазетин.

План изучения темы (уяснить и запомнить).

1. Основные виды гормонотерапии и принципы применения гормональных препаратов.

2. Классификация гормональных препаратов по химическому строению и физиологическому эффекту.

3. Фармакологическая характеристика гормональных препаратов гипофиза (эффекты, применение).

4. Характеристика средств заместительной терапии гипофункции щитовидной железы (эффекты, применение).

5. Классификация антитиреоидных средств, механизмы действия, эффекты, показания к назначению, осложнения.

6. Фармакологическая регуляция кальциевого обмена (паратиреоидин, кальцитонин, кальцитрин) – эффекты препаратов, применение.

7. Препараты терапии инсулинзависимого диабета (характеристика инсулина и его препаратов по фармакокинетическим свойствам, механизм действия, принцип дозирования, осложнения).

8. Классификация препаратов терапии инсулиннезависимого диабета (механизмы действия, особенности фармакокинетики, дозирование, побочные эффекты).

Уметь выписать в рецептах с указанием конкретного показания (рецепты выписать в тетради для самостоятельной работы): кортикотропин, окситоцин, L-тироксин, трийодтиронин, мераказолил, инсулин, бутамид, глибенкламид, метформин.

 

Источники информации:

а) Основная литература:

· Харкевич, Д.А. Фармакология: учеб. для студентов мед. вузов/Д.А.Харкевич.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. Гриф УМО

· Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии: учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А. Харкевича. - М.: МИА, 2005. Гриф УМО

б) Дополнительная литература

· Венгеровский, А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров: учеб. пособие для мед. вузов/ А.И.Венгеровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИФ " Физико-математ. лит.", 2007. - 702 с. Гриф УМО

· Майский, В.В. Фармакология: учеб. пособие для студентов мед. вузов/ В.В.Майский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 397 с.: ил. Гриф УМО

· Машковский, М.Д. Лекаpственные сpедства: пособие для врачей/ М.Д.Машковский. - 15-е изд., пеpеpаб., испр. и доп. - М.: Новая Волна, 2008.

· Фармакология (тестовые задания): учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А.Харкевича. - М.: МИА, 2005. - 455 с. Гриф УМО

· Катцунг, Б.Г. Базисная и клиническая фармакология: учеб. пособие для системы последиплом. и доп. мед. и фармацевт. образования/Б.Г.Катцунг; пер. с англ. Э. Э. Эвартау.-2-е изд., пеpеpаб. и доп.-М.: Бином; СПб.: Диалект. Т.1, Т2.-2007. Гриф МЗ РФ


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал