Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Препараты гормонов стероидного строения, их синтетических заменителей и антагонистов.
Актуальность темы. Стероидные гормоны широко применяются с целью заместительной терапии при гипофункции коры надпочечников, мужских и женских половых желез, а также при патологии внутренних органов, нервной системы, хирургических, глазных, кожных и многих других заболеваниях. Это обусловлено тем, что стероидные гормоны участвуют в компенсаторных реакциях при нарушении не только функции эндокринных желез, но и функции других органов. Первыми препаратами из группы глюкокортикостероидов были кортизон и гидрокортизон, выделенные из надпочечников, обладающие противовоспалительным противоаллергическим, иммуносупрессорным и другими эффектами. Существенное повышение противовоспалительной активности стероидов было достигнуто путем введения в их молекулу атомов фтора. Фторированные синтетические аналоги ГКС (дексаметазон, триамцинолон, синафлан и др.) обладают мощной противовоспалительной и противоаллергической активностью и в настоящее время широко применяются в различных областях медицины. Однако стероидные гормоны могут вызывать значительное количество побочных эффектов и ухудшать течение патологических процессов, если при выборе гормональных препаратов и их дозировании не учитываются индивидуальные особенности больного и характер патологического процесса. Знание свойств, особенностей действия и дозирования этих препаратов необходимо для врача любой специальности. Цель занятия: изучить классификацию, свойства, фармакокинетику и фармакодинамику, показания к назначению и побочные эффекты гормонов стероидной структуры. Задачи: · изучить классификации. глюкокортикостероидов, фармакодина-мические и фармакокинетические особенности действия отдельных препаратов, побочные эффекты, противопоказания; · знать препараты минералокортикоидной группы, эффекты, применение, осложнения; · изучить препараты эстрогены и гестагены, их фармакологические эффекты, показания к применению, осложнения; · усвоить препараты андрогенного типа действия, фармакодина-мические эффекты, применение, осложнения; · выделить группу анаболических стероидов (отличие их от андрогенов, фармакодинамические эффекты, применение); · знать фармакологическую характеристику контрацептивных средств. Содержание компетенций и планируемый пороговый уровень развития компетенций: ПК-22: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью назначать и использовать глюкокортикостероиды, их синтетические заменители и антагонисты, проводить мероприятия по соблюдению правил профилактики побочных эффектов: - знать классификацию и основные характеристики изучаемых средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к их применению, побочные эффекты; - уметь анализировать действие глюкокортикоидов по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования в медицинской практике; выписывать их в рецептах; - владеть правилами назначения изучаемых препаратов при лечении различных заболеваний и патологических состояний с учетом показаний. ПК-19: в результате изучения темы студент должен овладетьспособностью и готовностью применять основные гормональные препараты при наиболее часто встречающихся заболеваниях у взрослого населения и подростков, а также при неотложных состояния; - знать особенности фармакокинетики и фармакодинамики глюкокортикостероидов, достоинства и недостатки различных лекарственных форм, использующихся в медицинской практике; - уметь использовать различные лекарственные формы изучаемых препаратов, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики; - владеть навыками выбора гормонов стероидного строения для лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях. ПК-31: в результате изучения темы студент должен овладетьспособностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт применения основных гормональных препаратов стероидного строения: - знать принципы изыскания и испытания новых лекарственных средств; информационно-справочные и поисковые системы; - уметь работать с научной литературой, вести поиск информации о применении и действии изучаемых препаратов; - владеть навыками поиска, анализа и обобщения информации о применении и действии основных глюкокортикостероидов.
Препараты для изучения: кортизон, гидрокортизон, гидрокортизона ацетат, гидрокортизона гемисукцинат, преднизолон, преднизолона гемисукцинат, мазипредон, метилпреднизолон, метилпреднизолона ацепонат, дексаметазон, триамцинолон, триамцинолона ацетонид, будесонид, синафлан, флуметазон, галометазон, бетаметазон, ультралан, беклометазон, ингакорт, флутиказон, алклометазон, клобетазол, мометазон; дезоксикортикостерона ацетат, дезоксикортикостерона триметилацетат, флудрокортизон; эстрон, эстрадиол, эстрадиола дипропионат, этинилэстрадиол, эстриол, эстрогены конъюгированные, синэстрол, диэтилстильбэстрол, димэстрол, сигетин, кломифена цитрат, прогестерон, оксипрогестерона капронат, прегнин, норэтистерон, левоноргестрел, аллилэстренол, линестренол, ацетомепрегенол, мифепристон, тестостерона пропионат, тестэнат, тетрастерон, метилтестостерон, местеролон, тестобромлецит, метандростенолон, феноболин, силаболин, ретаболил, метиландростендиол. План изучения темы (уяснить и запомнить). 1. Выделить: глюкокортикоиды, минералокортикоиды, эстрогены, гестагены, анаболические стероиды. 2. Фармакологическая характеристика глюкокортикоидов. Выделить препараты: - для местного и резорбтивного применения; - используемые исключительно для местного применения. Уяснить: - влияние на обмен веществ, реакции иммунитета, соединительную ткань, артериальное давление, систему крови; - механизм антиаллергического, противовоспалительного, мембрано-стабилизирующего и противошокового действия; - показания к применению; - причины развития «синдрома отмены» и пути его профилактики; - побочное действие на углеводный, жировой, водно-солевой обмен, эндокринную и сердечно-сосудистую системы, систему крови, иммунную систему, желудочно-кишечный тракт, ЦНС, костную ткань; - противопоказания к применению. 3. Классификация женских половых гормонов и их антагонистов. Уяснить: - биологическую роль эстрогенов и гестагенов; - сравнительную характеристику стероидных и нестероидных эстрогенов (активность, длительность действия, способы введения); - показания к применению эстрогенов и гестагенов, в том числе при сочетанном назначении; - побочные эффекты, наблюдаемые при длительном применении. 4. Фармакологическая характеристика андрогенов и антиандрогенных средств: - биологическая роль; - показания к применению в клинике внутренних болезней, гинекологии и с целью заместительной терапии; - побочные эффекты; - противопоказания к применению. 5. Фармакологическая характеристика анаболических стероидов (метандростенолон, ретаболил, феноболин); - отличия стероидных анаболических средств от андрогенов; - фармакодинамические эффекты (влияние на синтез белка, аппетит, процессы регенерации, массу тела, содержание кальция в костной ткани); - показания к применению; - побочные эффекты и противопоказания к применению. 6. Фармакологическая характеристика контрацептивных средств: - состав препаратов, принцип действия; - препараты двух- и трехразового действия; - побочные эффекты. Уметь выписать в рецептах с указанием конкретного показания к применению (рецепты выписать в тетради для самостоятельной работы): гидрокортизона ацетат (в виде суспензии), преднизолон (в таблетках, ампулах, в виде мази); дексаметазон, триамцинолон, синафлан, ДОКСа, эстрон, эстрадиола дипропионат, синэстрол, прогестерон, тестостерона пропионат, метилтестостерон, ретаболил, метандростенолон.
Источники информации: а) Основная литература: · Харкевич, Д.А. Фармакология: учеб. для студентов мед. вузов/Д.А.Харкевич.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. Гриф УМО · Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии: учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А. Харкевича. - М.: МИА, 2005. Гриф УМО б) Дополнительная литература · Венгеровский, А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров: учеб. пособие для мед. вузов/ А.И.Венгеровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИФ " Физико-математ. лит.", 2007. - 702 с. Гриф УМО · Майский, В.В. Фармакология: учеб. пособие для студентов мед. вузов/ В.В.Майский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 397 с.: ил. Гриф УМО · Машковский, М.Д. Лекаpственные сpедства: пособие для врачей/ М.Д.Машковский. - 15-е изд., пеpеpаб., испр. и доп. - М.: Новая Волна, 2008. · Фармакология (тестовые задания): учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А.Харкевича. - М.: МИА, 2005. - 455 с. Гриф УМО · Катцунг, Б.Г. Базисная и клиническая фармакология: учеб. пособие для системы последиплом. и доп. мед. и фармацевт. образования/Б.Г.Катцунг; пер. с англ. Э. Э. Эвартау.-2-е изд., пеpеpаб. и доп.-М.: Бином; СПб.: Диалект. Т.1, Т2.-2007. Гриф МЗ РФ
|