![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Порядок, принципы разработки целевых комплексных программ.
В перечень приоритетных проблем подлежащих программной разработки входят: - соц. развитие; -поддержка перспективных и свертывание безперспективных, устаревших производств; -Развитие инфраструктуры, необходимой для структурных преобразований -эффективное использование ресурсов и сохранение ценного научно-технического потенциала -диверсификация экспортного потенциала. Перечень ЦКП формируется в соответсвие с прогнозом социально-эконом-го развития страны, определяемыми приоритетами и в непосредственной связи с разработкой бюджета на очередной год. Программа соци-но-эконо-го развития страны разрабатывается на основе посланий призидента РФ федеральному собранию. Основные принципы разработки ЦКП: 1.реализация положений гос. стратегии страны устойчивого развития, приоритетного решения эконо-х, оборонных, научных, социальных и др. важнейших задач; 2.обеспечение координации и согласованности деятельности участников решения крупномасштабных федеральных, региональных, отраслевых программ; 3. участие в программе не только органов гос.власти и местного самоуправления, но и субъектов экономики, научных и общественных организаций; 4.достижение конкретного конечного результата; 5.взаимная ответсвенность заказчиков и исолнителей прогаммы.
Билет № 21 Отбор проблем, формирование и экспертиза программы. При отборе проблем для разработки программ обычно руководствуются → факторами: значимостью; невозможностью решить эк-кую проблему с помощью рыночного механизма; принципиальной новизной технических, технологических и организационных реш.; координацией межгосударственных связей. Формирование целевой программы проводится гос-ным заказчиком, кот несет ответственность за ее своевременную и качественную подготовку, эффективное использование гос-ных ср-в. Для этой цели он осуществляет набор исполнителей раб, согласовывает с участниками разработки разделов программы сроки выполнения мероприятий, организует проведение специализированной экспертизы. При проведении указанной экспертизы основное внимание обращается на приоритетность хар-ра проблемы, научную обоснованность, комплексность и сроки реализации программы; экологическую безопасность; необходимость привлечения внебюджетных ср-в и ср-в регионов; эффективность осущ-ия программы Управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляет государственный заказчик. № 22. Программное планирование в сельском хозяйстве Классифицируя программы в сельском хозяйстве, можно выделить два основополагающих признака: уровень ее принятия и назначение той или иной программы. уровень принятия включает: федеральное, региональное, смешанные федерально-регеональные, совместно с иностранными инвесторами. Назначение программы включает: социально-экономические, целевые продуктовые, сферы и виды деятельности, научно-технические, социального развития села. По уровням принятия определяющим является источник финансирования: федеральный бюджет, средства иностранных и отечественных инвесторов. для агропромышленного комплекса отражают следующие вопросы: - оценку результатов социально-экономического развития концепцию программы; - макроэкономическую политику; - аграрную политику; - экологическую политику; - региональную экономическую политику; - внешнеэкономическую деятельность. В качестве одного из принципиальных вопросов при разработке социально-экономической программы для аграрного сектора является выбор подхода к решению поставленных целей; необходимые для этого ресурсы. Другой важной особенностью программ является их комплексность. В специальных разделах изложены механизм реализации и нормативно-правовое обеспечение программы, а также социально-экономические последствия ее реализации. Кроме того, должны быть четко определены приоритеты на предстоящий период. Необходимым условием, является учет региональных особенностей в агропромышленном производстве. Региональные программы социально-экономического развития агропромышленного комплекса содержат разделы, которые разрабатываются применительно к конкретным условиям каждого субъекта Российской Федерации. Наиболее эффективной формой реализации программ является разработка и реализация целевых программ. Целевые программы в АПК по форме их реализации, как правило, индикативные. Участие в них является добровольным. Общим правилом для всех видов индикативных программ наряду с определением взаимных обязательств - участников программы является организация управления ее разработкой и осуществлением, включая создание информационной системы.
Билет №23 Классификация научно – технических прогнозов. Под научно-техническим прогрессом понимают процесс непрерывного совершенствования и развития средств и предметов труда, технологий производства продукции, форм организации производства и труда на базе достижений науки, техники, практики. научно-технические прогнозы довольно разнообразны. По своему содержанию и назначению различают прогнозы появления открытий и изобретений в данной области науки, создания принципиально новой техники и технологии, а также использования уже известных открытий. В настоящее время можно выделить следующие виды прогнозов научно-технического прогресса: глобальные (для нескольких стран или планеты в целом), народно-хозяйственные (в области развития науки и техники), межотраслевые, отраслевые и производственные. По прогнозируемому периоду различают краткосрочные (от одного года до пяти лет), среднесрочные (до 15 лет) и долгосрочные (свыше 15 лет) прогнозы.
Билет №24 Особенности формирования комплексных программ и экспертные системы в прогнозировании НТП. Известно, что НТП протекает в шести основных стадиях: *фундаментальные исследования, *прикладные исследования, *разработки, *подготовка производства, *серийное производство и *эксплуатация. Основные направления прогнозирования научно-технического прогресса: - создание сложных электронных систем на базе искусственного интеллекта, развитие системы автоматизированного проектирования, алгоритмизации и использования ЭВМ; - моделирование и отбор технологических процессов в производственных отраслях на основе экспертных систем; - создание и совершенствование сложных баз данных с элементами анализа информационных потоков с помощью ЭВМ. Проблемами нпт занимается Министерство науки и технической политики РФ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ. Вся сельскохозяйственная наука сосредоточена в трех основных системах: Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН); университетах, академиях, сельскохозяйственных институтах; Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ.
№ 25 Основные приемы и методы прогнозирования и планирования НТП в агропромышленном комплексе Научные открытия, изобретения и разработки, их технологическое освоение, являясь основой социального и экономического прогресса, входят в сферу государственных интересов и потому подлежат планированию. В последние годы в теории и практике планирования НТП произошли существенные изменения. Расширились работы по его прогнозированию, разрабатываются программы НТП. На их основании разрабатываются технико-экономические доклады для предприятий и производств будущего, а также на перспективные модели машин и оборудования. Прогнозы не только рекомендуют научно обоснованные пути решения научно-технической проблемы, но и возможное влияние на темпы НТП и экономическое развитие производства. При прогнозировании вероятных путей решения проблем АПК требуется глубокое изучение достижений науки, для использования разработок в сельскохозяйственном производстве. Разработку прогнозов в АПК осуществляют ведущие научно-исследовательские учреждения и вузы, которые затем участвуют в подготовке проектов долгосрочных программ по решению важнейших научно-технических проблем. Следовательно, от качества прогнозов и их научной обоснованности зависит уровень планирования. Организация прогнозирования развития науки в области АПК осуществляется по подотраслям, по которым нужно определить основные направления развития науки и подготовить прогнозы. Для этого утверждаются эксперты, среди которых должны быть ведущие ученые страны, представители отраслевых подразделений министерства, которые потом внедряют результаты исследований в производство. Такая организация этого процесса должна сохраняться на любом другом вертикальном и горизонтальном уровне, с разницей, в том, что может изменяться круг задач, решаемых при составлении прогноза, и его сроки. Планирование и прогнозирование основных направлений НТП в сельском хозяйстве Новые технологические решения и внедрение новой техники увеличивают производство сельскохозяйственной продукции и повышают ее качество. Производство, взаимодействуя с наукой, ставя перед ней задачи, направленные на поиск новых, прогрессивных технологических решений. Таким образом, взаимодействие науки, техники, производства - основа ускорения НТП в сельском хозяйстве. НТП в сельском хозяйстве в большей степени зависит от масштабов и темпов развития научных исследований, которые являются источником новых научных идей. тивных направлений НТП в сельском хозяйстве. Важным моментом является взаимодействие биологических, экономических и технических наук. Без этого взаимодействия невозможно решить ни одну крупную проблему в сельском хозяйстве. С другой стороны, благодаря взаимодействию наук появилось новое направление естествознания - биотехнология. Ее развитие позволит использовать биологические процессы для промышленных целей. Основные требования к управлению научно-техническим прогрессом в АПК: увеличение производства и повышение качества конечной продукции; снижение трудовых и энергетических затрат на ее производство; про-иедение в жизнь единой государственной политики и тесная увязка между министерствами и ведомствами, отвечающими за НТП в сельском хозяйстве; четкое распределение ответственности между различными уровнями управления реализации мероприятий; соответст-нис интересов отдельных звеньев АПК (сельского хозяйства) и общих интересов страны и регионов.
|