Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функциональные стратегии
Функциональные стратегии разрабатываются специально для ка-| нио функционального пространства организации. Стратегия НИОКР обобщает основные идеи о новом продукте – от его первоначальной разработки до внедрения на рынке - и имеет две разновидности стратегии: инновационную и имитационную. Инновационные стратегии, то есть стратегии разработки принципиально новых продуктов и услуг, требуют больших затрат и очень рискованны. Более популярными являются имитационные стратегии, которые широко применяются даже в современных высокотехнологичных отраслях. Производственная стратегия решает задачи: размещение промышленного оборудования, основные элементы производственного процесса, регулирование заказов. Два важных аспекта этойстратегии: контроль за издержками, повышение эффективности производственных операций. Финансовая стратегия отвечает за прогнозирование финансовых показателей стратегического плана, за оценку инвестиционных проектов, за планирование будущих продаж, за распределение финансовых ресурсов и их контроль. Стратегия управления персоналом решает проблемы повышения привлекательности труда, мотивации, аттестации персонала, поддержания такого количества занятых на предприятиях и таких типов рабочих мест, которые соответствуют эффективному ведению бизнеса. Маркетинговая стратегия заключается в определении подходящих продуктов, услуг и рынков, которым они могут быть предложены. Два вида планирования маркетинговой деятельности: стратегическое планирование и планирование маркетинга. Стратегическое планирование определяет перспективные направления развития деятельности предприятий. Планирование маркетинга означает разработку вытекающих из стратегических планов заданий в конкретных сферах деятельности или по конкретному товару. Стратегия маркетинга это изложение порядка и принципов, руководства в процессе маркетинговой деятельности, чтобы решать задачи маркетинга. Тактика маркетинга это конкретные действия по реализации принятой стратегии. Различают стратегию проникновения на рынок, стратегию разработки товара и стратегию разнообразия товаров. Стратегия проникновения на рынок эффективна когда он расширяется или насыщен не полностью. Стратегия разработки товара используется, когда организация освоила несколько отличных товарных марок продукции и заслужила доверие у потребителей. Стратегия разнообразия товаров основана на уменьшении риска, связанная с выпуском товаров только одной и ассортиментной группы. Обычно предприятие использует в своей деятельности сочетание стратегий с учетом конкретных условий.
№ 32 Система экономического планирования развития АПК на региональном уровне Система планирования регионального АПК входит в общую систему планирования региона, оказывает влияние на хозяйственное планирование. На состав, структуру и содержание системы влияет множество факторов. Планирование в условиях рынка должно быть индикативным. Оно предполагает активное преобразование как самого объекта, так и внешней по отношению к нему среды. Система экономического планирования включает краткосрочное (1 год), среднесрочное (3-5 лет), долгосрочное - перспективное (5 лет и более) и стратегическое (10 и более лет) планирование. Из среднесрочных планов можно получить все необходимые сведения для среднесрочного бюджетного планирования. Долгосрочный прогноз важен для учета ситуации в перспективе, линии поведения субъекта планирования. Страгегическое планирование будет согласовываться с положениями одноименного документа, разрабатываемого на федеральном уровне. Организация экономического планирования в АПК требует осуществления ряда неотложных мер. Прежде всего следует придать ему юридический статус путем принятия региональными законодательными органами соответствующих официальных документов. В них необходимо разграничить функции региональных министерств и ведомств, определив их права, обязанности и меры ответственности за разработку системы планов и их реализацию. Структурным центром всей плановой работы в АПК должны стать министерства (или департаменты) сельского хозяйства и продовольствия регионов. Билет № 33 Система планирования. На с/х п/п целесообразно составлять 2 вида перспективных планов: 1. План организационно-хоз-ного устройства с/х п/п представляет собой проект рационального построения п/п. 2. План эк-го и соц-го развития на трех- или пятилетний период предусматривает не только построение, но и осуществление проекта организационно-хоз-го устройства п/п. Перспективный план с/х п/п является основой для составления годового плана, представляющего собой программу работы хозяйства на конкретный календарный год. Оперативные задания: - технологические рабочие планы по периодам работ, - декадные, месячные, квартальные задания и планы, - планы-наряды на выполнение отдельных работ. Бизнес-план:. Эти планы составляются на три — пять лет. Необходимость в составлении бизнес-планов, как правило, возникает в следующих случаях: организации или реорганизации предприятия; изменения организационно-правовой формы хозяйства; изменения направления производственной и коммерческой деятельности; выхода на внешний рынок и привлечения иностранных инвестиций. На мелких с-х предприятиях из всей системы планов целесообразно разрабатывать только один вид — бизнес-планы.
№ 34 Функции и развитие форм индикативного планирования. Индикативное планирование - это механизм координации интересов и деятельности государства и самостоятельно хозяйствующих субъектов, сочетающий государственное регулирование с рыночным саморегулированием. Он основан на разроботке системы индикаторов социально-экономического развития и Включает определение его общенациональных приоритетов, прогнозирование, бюджетирование, программирование, конфлктацию и другие процедуры согласования решений на макро- и микроуровне. Индикативное планирование включает налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвуюх в реализации плана. Существуют различные подходы к индикативному планированию. четыре основных подхода: Первый подход основывается на представлении об индикативном планировании как макроэкономическом планировании при самостоятельно хозяйствующих субъектах - предприятиях. Второй подход предполагает, что индикативное планирование выполняет информационно-ориентирующие и мотивационные функции. Суть подхода - государство в интересах всего общества, разрабатывает планы экономического развития народного хозяйства, устанавливает конкретные хозяйственные ориентиры и обеспечение ресурсами структурные показатели. Третий подход заключается в том, что в индикативных планах содержатся обязательные задания для государства и госсектора. Частные предприятия ориентируются на индикаторы плана и на планы самого мощного хозяйствующего субъекта - государства, несмотря на то что для них это не обязательно Четвертый подход предусматривает, что индикативное планирование - это механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Индикативное планирование в такой форме выступает одновременно и институтом государственного регулирования экономики, и институтом саморегулирования, корректируя как дефекты рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в экономику. Исторически первой формой индикативного планирования стала конъюнктурная форма, связанная с усилением влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста. Эволюция форм индикативного планирования от конъюнктурной к структурной, а затем к стратегической форме в развитых странах заняла несколько десятилетий.
Билет № 35 Понятие информационного обеспечения и требования к экономической информации. информация - обмен сведениями в системе прогнозирования и планирования экономических и социальных отношений в обществе. Предметы ИО - основные источники информации, способы их получения, ввод информации и доступ к ней и др. Информационное обеспечение прогнозирования и планирования АПК включает три основные составляющие: законодательная и нормативная информация; информация о научно обоснованных региональных системах ведения хозяйства; информация о внешней экономической среде, включая информацию о рынке сельскохозяйственной продукции (спрос, цены, покупатели, конкуренты). Важнейшей для АПК является экономическая информация, к которой предъявляются следующие основные требования: полнота и доступность информации; высокие качественные свойства; точность и достоверность. Экономическая информация условно может быть подразделена на планово-учебную, нормативно-справочную и отчетно-статистическую. Она также может подразделяться на входную, выходную, внешнюю, внутреннюю и т.д. Билет № 36 Информационная система прогнозных и плановых расчетов. Автоматизированная система управления прогнозными и плановыми расчетами представляет собой человеко-машинную систему, которая на различных уровнях управления обеспечивает автоматизированный сбор и обработку информации, необходимой для оптимизации прогнозных и плановых расчетов. АСПР имеют следующую классификацию: *общегосударственные, *отраслевые, *региональные, *производственных объединений, *кооперативов, *отдельных предприятий. Два основных этапа создания системы: автоматизация прогнозных и программных расчетов и интеграция плановых показателей. Автоматизация прогнозных и программных расчетов дает возможность более ускоренно получать объективную информацию о направлениях развития народного хозяйства на различных уровнях управления. При этом необходимо широко использовать научно обоснованные нормы и нормативы. Интеграция плановых показателей может позволить в будущем создать единую глобальную информационную систему для индикативного планирования. № 37 Маркетинговые информационные системы, их сущность и использование в стратегическом планировании. Сбор информации, сохранение данных, координация и выполнение планов маркетинга, получение результатов в количественном выражении, проведение анализа эффективности прибылей, издержек и Гвк далее образуют систему маркетинговой информации (СМИ) Систему маркетинговой информации формируют субъект объект характер и методы маркетинговых исследований. В нее входят подсистемы сбора, обработки и использования информации. Подсистема сбора маркетинговой информации состоит из информационных потоков первичных данных, получаемых путем проведения наблюдений, экспериментов и обследований, а также вторичных данных, поступающих из внутренних и внешних источников. Эта подсистема обеспечивает поток информации для подсистемы ее обработки. Подсистема обработки информации включает различные методы аналитических и прогнозных расчетов, а также сам процесс их проведения. Для неё используются методы расчетов, экономического анализа, экономико-статистические, моделирования экономических процессов, исследования операций. Подсистема маркетинговой информации включает накопление, хранение, передачу информации и управленческих решений структурным подразделениям по маркетингу. Они в свою очередь обеспечивают планирование, исполнение, контроль и обратную связь предприятий с внешней средой. Система маркетинговой информации является основой для принятия управленческих решений. Они будут эффективными, если информация отвечает следующим требованиям: своевременность, представительность (репрезентативность), точность, полнота, целенаправленность, сопоставимость и сводимость. Билет № 38 Зарубежный опыт прогнозирования и планирования. Во всех зарубежных странах существует единое мнение, что АПК требует для своего нормального развития долговременных прогнозов и программ Существующие в мире прогнозы можно разделить на две группы: прогнозы объемов производства сельскохозяйственной продукции и прогнозы ее потребления. Американские исследователи прогнозы подразделяют на три группы. 1. экстраполяционные, в будущем развитие будет происходить по тем же закономерностям, что и в настоящем. 2. максимальная точность наступления событий в будущем. 3 модели идеального будущего. Это своеобразная системная цель, которая может быть ориентиром для общества, предприятия в будущем его развитии. Министерство с/х Канады прогнозирует цены на основные виды с/х продукции с использованием математических и эк-их моделей. Для Дании важнейшее значение - прогнозы развития внешних рынков с/х прод-и. В странах Восточной Европы планы и прогнозы также не носят директивного хар-ра. Четко просматривается гос-ное регулирование АПК в Венгрии и Польше. Основой японского бизнеса явл планомерность. Билет 39 Основные сферы АПК. Основные сферы АПК представляют системы объединяющие с/х пр-ва с др. отраслями материального производства. АПК подразделяются на 3 сферы. Сфера 1 — совокупность отраслей промышленности, обеспечивающих сельское хозяйство, пищевую и мясо-молочную промышленность, а также заготовительную систему средствами производства (тракторное и с-х машиностроение, химическая и комбикормовая промышленность. Сфера 2 — непосредственно сельскохозяйственное производство, производственно-техническое, агрохимическое, ирригационно-мелиоративное и ветеринарно - санитарное обслуживание сельского хозяйства, лесное хозяйство. Сфера 3 — совокупность отраслей и производств, обеспечивающих заготовку, транспортировку, хранение и переработку сельскохозяйственного сырья. В эту сферу входят: легкая промышленность, пищевая промышленность; мясная и молочная промышленность; мукомольно-крупяная промышленность и элеваторно - складское хозяйство; заготовительные организации, предприятия торговли и общественного питания.
Билет № 40 Модель сценария прогнозирования развития АПК. Исследование хозяйственного механизма АПК показывает, что всем его формированиям для обеспечения самоокупаемости и самофинансирования необходимо ускоренно переходить на стратегическое планирование. в с-х производстве можно выделить два периода: в одном — процесс производства совершается под действием человека, в другом — под воздействием природных сил. При прогнозировании развития АПК следует обратить внимание на три группы пропорций. Первая группа показывает соотношение между потребностью в аграрной продукции и производством конечной продукции. Вторая группа контролирует соотношение ресурсного и инвестиционного комплексов. Третья группа характеризует соотношения между основными сферами и отраслями АПК. Эти расчеты многовариантны, требуют больших объемов вычислений, вследствие чего возникла необходимость применения экономико-математических методов, ЭВМ и формирования информационно-вычислительных систем.
№ 41 Объективная необходимость единого планирования АПК региона
Необходимость комплексного подхода заключается в том, что изолированное рассмотрение вопросов в рамках отдельных отраслей не позволяет учитывать самого главного - реальных возможностей распределения между ними имеющихся в регионе производственных ресурсов. Преобладающий до последнего времени отраслевой подход к размещению и территориальной организации сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности стал создавать серьезные трудности при решении вопросов сбалансированности развития и координации функционирования взаимосвязанных между собой региональных АПК. Это приводит к нарушению четкой сбалансированности между объемами поступающего сельскохозяйственного сырья и мощностями перерабатывающей промышленности. При планировании должны в полной мере учитываться требования сельского хозяйства к развитию взаимодействующих отраслей. Сложности при планировании связаны с особенностями разделения труда в агропромышленном производстве, когда одну и ту же функцию выполняют различные предприятия. ' Согласование технологических и экономических пропорций оисиечивается повышением обоснованности технических и экономических нормативов. Совершенствование планирования регионального АПК должно базироваться на научной основе, предусматривающей разработку и исходя из принципов комплексности, оптимальности, программно-целевого подхода. Должны учитываться основные правовые и нормативные акты и положения, предусмотренные законами и соответствующими постановления по совершенствованию хозяйственного о механизма и системы планирования.
Билет № 42 Основные задачи планирования экономического и социального развития районного агропромышленного формирования (РАФ). Районные агропромышленные формирования являются основным исходным звеном интеграции различных организационных форм сельскохозяйственных предприятий и объединений. Основными задачами планирования являются: 1. маркетинговые разработки; 2. эффективное использование производственных ресурсов с-х предприятий; 3. внедрение во всех формах хозяйствования научно обоснованных систем ведения сельского хозяйства; 4. обеспечение стратегии специализации, кооперации и интеграции производства; 5. разработка стратегии кооперации в сфере технического сервиса; 6. решение проблем социального развития трудовых коллективов, личного подсобного хозяйства, экологических проблем и рационального использования природных ресурсов; 7. осуществление контроля за деятельностью гос предприятий. При прогнозировании развития сельскохозяйственной сферы АПК на районном уровне используется индикативный подход. В этом случае сельскохозяйственная сфера будет представлять сумму производственных показателей предприятий различных организационных форм, т.е. планирование проводится от уровня хозяйства, проведения балансовых увязок между отраслями и вспомогательными производствами, определения выхода валовой и товарной продукции, заполнения сегментов районного продовольственного рынка. Планирование развития производства Состояние растениеводства характеризуют интенсивность отрасли, урожайность и эффективность возделывания отдельных культур, структура посевных площадей. При характеристике животноводства отражается наличие поголовья, продуктивность, обеспеченность кормами и помещениями, механизация трудоемких процессов и эффективность отдельных отраслей. В планах развития отраслей на сельскохозяйственных предприятиях следует полностью учитывать природные и экономические условия. Исходя из потребностей сельского хозяйства должны разрабатываться экономические взаимоотношения с предприятиями, обслуживающими и перерабатывающими его продукцию. В каждой отрасли имеются особенности, которые следует учитывать при планировании. План производства комбикормов устанавливается исходя из прогноза потребностей в них и имеющихся| и мощностей.Заводы по переработке молока планируют свою деятельность исходя из поставок сырья. Материально-техническое обслуживание планируется на основе заявок хозяйств. Общим в планировании деятельности предприятий обслуживания является система взаимных обязательств на договорной основе. Билет № 44 Особенности прогнозирования социальной сферы АПК и природоохранное планирование. При прогнозировании соц инфраструктуры необходимо учитывать следующие социальные предприятия: больница, АТС, кинотеатр, культурно-спортивные; учреждения профессионально-технического образования; торговый центр, специализированные магазины, дом быта и др. Социальное планирование в районе должно входить в функции аппарата районной администрации. Социальные проблемы строго взаимосвязаны с экологическими. Это в свою очередь требует формирования экономико-математических моделей с учетом социально-экономического равновесия. Такие ситуации предполагают развитие новых направлений в планировании, в частности, природоохранного планирования, которое могло бы взять на себя функции по разработке методов планирования взаимоотношений общества и природы. основным источником загрязнения окружающей среды является промышленность. Промышленные отходы, выбрасываемые в атмосферу, нарушают процессы фотосинтеза и обмена веществ в растениях, снижают урожайность с-х культур и продуктивность животных. На загрязнение окружающей среды серьезно влияет и само сельское хозяйство. Это связано с неумелым применением удобрений, пестицидов и т.д. Билет № 45 Общие подходы и принципы планирования систем ведения хозяйства. (СВХ) Система — множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющее собой определенное целостное образование, единство. Сист ведения сельского хозяйства — это совокупность соц-экономических, организационных, технических и технологических принципов построения и ведения производства для конкретных условий с целью удовлетворения потребности общ-ва в с/х продуктах. Основные принципы построения рациональной системы ведения хоз-ва: 1. Целостность системы. - свойство не сводится к механической сумме св-в элементов сист. 2. Структурность системы, т.е. возможность представления ее через внутреннее содержание 3. Иерархичность сист - каждый компонент рассматриваться как самостоятельная сист. 4. Взаимосвязь и соотношение компонентов и элементов системы - они строятся с учетом наиболее рационального использования факторов внешней среды. 5. Многосторонность и множественность формирования сист ведения хоз-ва - они обусловливают множественность построения эк-ко-матем-их моделей и их сист.
|