Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изучение особенностей общения воспитателя с детьми.
Проведение исследования. Проводится наблюдение за воспитателем в разных видах деятельности. Обработка данных. Анализ протоколов проводят по схеме: I. Эмоциональное отношение воспитателя к детям 1. Положительное эмоциональное отношение ярко выражено. Оно проявляется в постоянной заботе, внимании к детям, в тактичной помощи при затруднениях. Воспитатель с помощью вербальных и невербальных средств общения дает ребенку понять, что он для него небезразличен. 2. Воспитатель положительно относится к детям, доброжелательно реагирует на их вопросы, просьбу о помощи. Однако он не проявляет в этом отношении инициативы. Воспитателю не хватает чуткости к детям, педагогического такта. 3. При общей положительной эмоциональной окраске отношения воспитателя к детям характерна нестабильность, ситуативность его поведения. 4. Отсутствует положительная эмоциональная окраска отношения воспитателя к детям. Характерна сухость в обращении с ними. Воспитатель проявляет заботу лишь при необходимости, нечувствителен к настроению, переживаниям, эмоциональному неблагополучию детей. II. Оценочное отношение воспитателя к детям — какие оценки детей преобладают 1. По содержанию (дисциплинарные: не мешал, сидел тихо; дидактические: научился, постарался, справился; воспитательные: помог, поделился). 2. По модальности (положительные, отрицательные). 3. По форме (похвала-одобрение, согласие, предвосхищающая оценка, угроза, возмущение, упрек, порицание, пристыживание, недоумение). 4. По характеру (общие, дифференцированные). III. Требования воспитателя к детям 1. По содержанию (дисциплинирующие, дидактические, воспитательные). 2. По форме (категоричные, нетерпеливые, раздраженные, агрессивные, аргументированные, доброжелательные). 3. По модальности (положительные, отрицательные). 4. По.виду (приказ, указание, распоряжение, совет-предложение, опосредованное требование, просьба, намек). IV. Вопросы воспитателя к детям 1. По содержанию (деловые, личностные). 2. По характеру (констатирующие, проблемные, организационно-дисциплинирующие). Отмечают также педагогическую целесообразность и психологическую обоснованность высказываний воспитателя, учет им возрастных и индивидуальных особенностей детей, анализируют ситуации при выборе определенного вида воздействия. На основании этого делают выводы об особенностях общения и эмоционального отношения воспитателя к детям, о предпочитаемых им средствах воздействия. Методы изучения различных видов деятельности дошкольников
|