![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изучение особенностей изобразительной деятельности
Подготовка исследования. Подобрать темы для предметного и сюжетного рисования в соответствии с возрастом детей. Приготовить листы бумаги форматом 21x29, 8 см, набор из 6 цветных карандашей. Проведение исследования. С детьми 3-7 лет индивидуально проводится 2 серии с интервалом в 2-3 дня. Первая серия. Ребенку предлагают нарисовать определенный предмет. Вторая серия. Ребенку предлагают нарисовать сюжетную картинку на определенную тему. Время рисования в каждой серии не ограничивается. Ребенок рисует самостоятельно. После окончания рисования его просят рассказать, что он нарисовал. Обработка данных. Данные протоколов анализируют по схеме: I. Содержание рисунка II. Особенности изображения 1. Передача формы: • простая или сложная; • передана точно, немного искажена или не удалась. 2. Строение предмета (части расположены верно, немного искаженно, неверно). 3. Передача пропорций предмета (переданы верно, немного нарушены, не удались). 4. Композиция: • вытянутое, окученное изображение или нет единства; • пропорциональное или непропорциональное построение (отношение по величине разных изображений); • симметричное или несимметричное построение; • ритмичное или неритмичное построение; • миниатюрное или увеличенное изображение; • расположение отдельных изображений (по всему листу, по полосе — так называемое фризовое); • количество событий, изображенных на одном листе бумаги. 5. Передача движений: статичное или динамичное изображение. 6. Цвет: • передана реальная окраска предмета или есть отступления от нее; • преобладают насыщенные или бледные тона; • многоцветная раскраска или преобладание одного - двух цветов. III. Проявления творчества в рисунке 1. Замысел (для анализа второй серии): • когда возникает: до начала рисования или в его процессе; • изменяется ли по ходу рисования, в чем это проявляется и почему происходит; • какова оригинальность замысла и готового рисунка. 2. Выразительные средства: какие выразительные средства использует (цвет, форма, ритм, композиция и т.д.) IV. Проявления самостоятельности 1. Требовалась ли в процессе рисования помощь взрослого и какая. 2. Обращался ли ребенок с вопросами (указать какими), просьбами о помощи к взрослому. V. Отношение к процессу и результату рисования 1. Эмоциональная окрашенность процесса рисования. 2. Отношение к готовому рисунку. 3. Увлеченность процессом рисования, в чем он состоит. Определяют частоту каждого показателя у детей разного возраста. Делают выводы об особенностях детских рисунков в разных возрастных группах.
|