Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О путешествии в Иерусалим на бесе и о месте последнего владыке.






«…богоугодная жизнь святителя возбудила зависть во враге рода человеческого – дьяволе. «…» Однажды, когда святитель … совершал ночные молитвы в своей келье, он услыхал, что в рукомойнике что-то стало плескаться и бурлить. Святитель понял, что его смущает бесовское мечтание, и запечатлел сосуд крестным знамением. Замкнутый в тесном сосуде бес взмолился о пощаде. Святитель сказал ему: «За дерзость твою повелеваю тебе нынешней же ночью донести меня из Новгорода в Иерусалим град, туда, где стоит гроб Господен, и обратно. Если выполнишь, отпущу. Бес исполнил всё, о чём просил святитель, но с условием: никому не говорить о случившимся» (6, 72-73); иначе он считал себя вправе вредить владыке. Спустя некоторое время святитель в духовной беседе с новгородцами иносказательно, а не буквально рассказал эту историю: «Знаю я такого человека, который в одну ночь из великого Новгорода побывал в Иерусалиме и поклонился там Гробу Господню и обратно в ту же ночь вернулся» …И с того дня попущением Божиим бес начал наводить на святителя всякую ложь и различные искушения. То бес на виду у всех в образе женщины выходил из дверей его кельи, то при посещении святителя верующими его кельи, бросались всем в глаза женская обувь, иногда монисты, иногда женская утварь. Святителю эти проделки беса оставались невидимы. …И решили новгородцы, что не следует ему быть владыкой. Со словами: «Пойдём и изгоним его», – они подошли к келье святителя в то время, когда бес в образе юной отроковицы выходил из его кельи. Когда же святитель вышел к толпе узнать, в чём дело, никто не захотел его слушать. Новгородцы осудили его на изгнание и приговорили: посадить святителя на плот, пусть плывёт вон из города вниз по Волхову. … К великому изумлению новгородцев, плот плыл не вниз, а вверх по реке, против быстрейшего её течения, и направился прямо к Юрьеву монастырю. А святитель, сидя на плоту, всё молился об оскорбившей его пастве: «Господи! Не поставь им этого во грех, – ибо не знают, что творят». Народ, убеждённый великим чудом в невинности святителя, побежал за ним, умоляя его воротиться…. И святитель простил их, и вновь вернулся на свой святительский престол. А на том месте, где плот пристал к берегу, высечен был каменный крест» (6, 73). Вопрос студентам: в каком известном вам литературном произведении встречается сюжетный мотив этой истории? См. материалы источника № 8.

Святитель Иоанн известен ещё также тем, что он первый архиепископ Новгорода, а также строительством храмов: Богоявления над кремлёвскими вратами, каменный храм на Опоках, храм в память ангела своего – пророка Ильи, праведного Лазаря, Николая чудотворца и др.

День памяти по новому стилю – 20 сентября; мощи находятся в Софийском соборе.

 

 

10 Материалы по теме «Новгородская архитектура XIV – XVI вв.»

Расцвет Новгородской республики во второй половине XIV века сопровождался невиданным прежде размахом храмового строительства, свидетельством чему служат многочисленные летописные упоминания о закладке и возведении церквей. Этот процесс особенно активизировался к концу столетия: с 1380-х по 1420-е годы в Новгороде построили около пятидесяти каменных храмов, многие из которых, вероятно были украшены фресками. До нашего времени дошла лишь небольшая часть этих построек, в той или иной степени сохранивших изначальный архитектурный облик и неповторимое фресковое убранство. Но и эта часть столь значительна, что превосходит всё наследие других древнерусских городов, оправдывая сравнение Новгорода с итальянской Флоренцией.

К концу XIV века уже вполне сложился местный, новгородский вариант храма. При этом однотипные церкви отличались друг от друга особенностями композиции и оформлением фасадов. На средства, собранные жителями улиц, возводились городские храмы с гармоничными пропорциями, стройным силуэтом, торжественным и богатым пластическим декором; в монастырских же на даяния благотворителей создавались в основном небольшие постройки, имевшие в соответствии с аскетическим духом монашеского уклада – гораздо более скромный вид и размеры.Царевкая Т.Ю., с.3- 4

 

К середине XIV в. экономическое положение Новгорода значительно укрепилось. Вместе с тем усилилась и строительная деятельность. Крупные новгородские бояре заказывают церкви, которые строятся одна за другой. И пышность оформления, и сам размер этих церквей должны были демонстрировать богатство их заказчиков. Как итог исканий предшествующего времени и как ответ на вновь появившиеся требования сложился почти канонический тип новгородского храма, первым примером которого была церковь Фёдора Стратилата на ручье (1360 -1361 гг.). Этот храм представляет собой четырёхстолпную одноглавую постройку с одной апсидой и трёхлопастным завершением фасадов.

«…» Особенность, резко отличающая церковь Федора Стратилата от более ранних (т.е. XII – нач. XIII вв. – Е.О.), – богатое декоративное убранство фасадов. Аркатура на апсиде, бровки над окнами барабана, полоса богатого орнамента под основанием купола, фигурные кресты и ниши на стенах – таков набор декоративных элементов этого храма, делающих его нарядным и даже пышным. … Оконные проёмы и порталы имеют стрельчатое завершение, видимо отражая некоторое влияние готической архитектуры. …

Церковь Федора Стратилата открывает целую серию памятников новгородского зодчества, хотя и отличающихся величиной и деталями, но по существу однотипных. К ним, например, относится построенная в 1367 г. церковь Петра и Павла на Славне… Построенная через несколько лет (1374 г.) церковь спаса на Ильине улице … выделяется чрезвычайной насыщенностью декоративными элементами. Она самая нарядная из всех построек данного круга, отличающаяся к тому же прекрасными пропорциями и являющаяся одним из лучших памятников новгородского зодчества. Объединённые в группы окна и ниши разной величины и формы, завершённые многолопастными бровками, многочисленные фигурные кресты украшают стены этого храма. …

Близки по формам, хотя меньше по величине, церкви Рождества на кладбище (1382 г.) и Иоанна Богослова на Витке (1384 г.). … один из лучших памятников данной группы – церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406 г.).

Таким образом, тип новгородского храма, сложившийся к 60-м гг. XIV в., в дальнейшем продолжал применяться в течение целого столетия. Раппопорт П.А., с.136 –140

Вместе с тем в середине XV в. в новгородском зодчестве можно отметить и ещё одну необычную черту; восстановление в старых формах церквей домонгольского времени. Постройки нового здания церкви «на старой основе», т.е. на фундаментах или нижних частях стен более древнего здания, – явление достаточно обычное. Но в данном случае обращает на себя внимание то, что новые церкви строили «реставрационным» методом, т.е. в формах более древнего памятника, что противоречило всем традициям древнерусского зодчества. Так, церковь Ивана на Опаках, построенная в XII в., была полностью перестроена в 1453 г., а церковь Успения на Торгу – в 1458 г. Ещё позже, в 1465 г., также заново построили церковь Благовещения на Мячине. Эти храмы настолько близки по типу домонгольским памятникам архитектуры, что их долгое время считали относящимися к XII в. и лишь несколько перестроенными в XV в., тогда как выяснилось, что они по существу заново возведены на старых фундаментах. (О церкви Петра и Павла на Славнее тоже можно сказать, что она по своим формам тяготеет к архитектурному облику храма XII в. больше чем к XIV в., времени своего строительства 1367 г. В частности скромное оформление фасадов. – Е.О.)

Такой «реставрационный» метод строительства, в сочетании с сохранением объёмно-планировочной структуры сложившейся за сто лет до этого типа храма свидетельствует о каких-то чрезвычайно консервативных, «охранительных» тенденциях. Объяснение этому – политическая обстановка той поры. К середине XV в. Москва уже уверенно стала центром, вокруг которого шло объединение русских земель. Все раннее независимые княжества Северо-Восточной Руси одно за другим подчинялись Москве. И только Новгород, формально признавая московского великого князя своим сюзереном, пытался сохранить политическую самостоятельность. Защищая свои привилегии, новгородское боярство готово было пойти на союз с Литвой, с немцами, с кем угодно, только противостоять Москве, что нашло своё отражение в новгородской идеологии, причём очень активную роль играла в данном случае церковь. В области искусства и архитектуры это выразилось в стремлении опираться на собственные новгородские традиции, не допуская московских влияний. Этим и объясняется консерватизм и «реставрационность» новгородской архитектуры того времени. Раппопорт П.А., с. 140

 

В середине XV века становится излюбленным тип миниатюрной церковки, сохраняющей, однако, старые основы композиции. Этот тип представлен церковью Двенадцати апостолов на Пропастех 1455 года и церковью Симеона в Зверине монастыре, выстроенной в 1467 году. «…»

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал