Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реставратор Александр Петрович Греков






Биография. Происходит из дворянской семьи. Дед его по материнской линии П.А. Ровинский принадлежал к передовой фаланге интеллигенции России, был другом Н.Г. Чернышевского. Работая долгие годы при русском посольстве в Черногории, он вёл раскопки в древней Диоклее. В память об этом черногорцы назвали его именем одну из улиц своей столицы. С другой стороны предки отца – потомственные военные – донские казаки Грековы. Его отец, инженер путей сообщения, вёл раскопки курганов, собирал иконы, составлял коллекцию русского северного шитья. Родная сестра отца, Наталья Петровна, изучала законы древнего иконописания у монахов Александро-Невской лавры, была ученицей К.С. Петрова-Водкина. А.П. Греков родился 12 сентября 1909 г.

После революции в 1919 г. отцу предложили вступить в партию. Он отказался, в результате чего семья вынуждена была уехать из Павловска, где проживала в это время. В 1920 г. родители Г. покидают Россию и отправляются в Константинополь. Здесь Г. оканчивает колледж «Сан-Бенуа» и в 1927 г. под руководством Н. Петрова участвует в реставрации росписей Сан-Стефано. В дальнейшем, на протяжении всей своей жизни в Турции, во Франции, куда переезжала семья, выполняет частные заказы по реставрации древних икон.

В 1939 г. уходит добровольцем в воевавшую против фашистской Германии французскую армию, попадает в плен. По окончанию войны возвращается в Париж. После выхода Указа Президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1945 г. добивается советского подданства и возможности вернуться на Родину, о чём неоднократно хлопотал ещё до войны.

В 1948 г. приезжает в Ярославль, где до 1955 г. работает столяром-краснодеревщиком, лепщиком-модельщиком I класса. С 1960 г. был зачислен в штат Ярославской специальной научно-реставрационной мастерской, где работает по реставрации лепнины, изготовлению макетов ярославских памятников и изразцов по заказу исторического музея для палат Романовых XVII в. в Москве. В 1962 г. Г. возглавит участок живописи и начинает работать по реставрации икон и монументальных росписей. В 1965 г. был переведён в Москву во Всероссийский производственный научно-реставрационный комбинат на участок реставрации живописи, где вскоре был назначен руководителем работ по восстановлению росписей церкви Спаса на Ковалёве близ Новгорода.

В 1985 г. в Париже по предложению ЮНЕСКО проходит выставка восстановленных фресок.

Почётный гражданин Великого Новгорода ушёл из жизни 19 апреля 2000 г.

 

История храма. Соборный храм Спаса Преображения Ковалёвского монастыря был сооружён в 1345 г. на средства новгородского боярина Онцифора Жабина и являлся одним из характерных и интереснейших образцов переходной эпохи, в котором сочетались архитектурные формы домонгольского периода с чертами новгородского зодчества конца XIII – начала XIV в. К первым относится посводное покрытие централього куба, ко вторым – отсутствие средних лопаток, расчленявших прежде наружные стены храмов (как, например, у церкви Спаса на Нередице XII в.), и замена трёх апсид одной. Храм представлял собой одноглавое, четырёхстолпное, крестовокупольное здание кубической формы с одной апсидой.

Храм был украшен росписями в 1380 г. «В лето 6888 потьписан бысть храм Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а при князи Великом Димитрии Ивановиче и при всеосвященном архиепискупе Новгородьском Алексии, а повелением раба Божия Офанасия Степановича и подружи его Марии, а свершисо месяца августа» (Новгородская первая летопись). Позднее, вероятно, в XVIII в. при Екатерине II роспись почти вся была забелена и раскрыта лишь при реставрационных работах 1910 – 1912 и 1921 годов под руководством профессора Н.П. Сычёва.

Росписи Ковалёва занимали около 450 кв. м. Первые утраты их относятся к 80-м гг. XIV столетия, когда, как и некоторые другие монастыри и церкви, находившиеся близ Новгорода, Ковалёвский монастырь был подожжён новгородцами при приближении войск Дмитрия Донского. К началу Великой Отечественной войны уцелевшие, хорошо сохранившиеся росписи занимали ещё достаточно внушительную площадь в 350 – 360 кв. м. В годы войны храм, находившийся на передовой и являвшийся важной опорной точкой, расстреливался фашистской артиллерией в течение двух лет и восьми месяцев – вплоть до освобождения Новгорода нашими войсками.

Роспись храма считалась безвозвратно погибшей. «Среди новгородских памятников, разрушенных фашистами, одна из наиболее тяжких утрат – церковь Спаса Преображения Ковалёва монастыря. Этот примечательный памятник стоял несколько особняком в истории новгородского искусства, не находя себе ни одной сколько-нибудь близкой стилистической аналогии в новгородской живописи».

«… что погибло безвозвратно, того уже не вернёшь. Мы никогда не увидим суровых фресок Нередицы, радостных фресок Волотова, полных какой-то интимности фресок Ковалёва». В.Н. Лазарев

Технология и восстановления. Греков рассчитал, что от взрывной волны должна была прежде всего обрушиться штукатурка, а только потом уже стены, а значит, основная масса фресок лежит в самом нижнем слое под участками стен, на которых они находились до войны. Учитывая точный перечень фресок с их топографией, снятый профессором Н.П. Сычёвым ещё в 30-е гг., Г. решает разделить всю площадь на 33 участка, на которые с наибольшей вероятностью могли упасть фрагменты той или иной композиции. Пятиметровые завалы расчищали не лопатами, а пинцетами, скальпелями и кистями. Особое внимание уделяли нижнему 80-сантиметровому слою. Работали с риском для жизни: «13.VII.1965. Найдена головка от неразорвавшегося снаряда».

«25.VII.1965. Извлекли из завала ещё один неразорвавшийся снаряд…».

Восстановление фресок включало в себя: 1) разборку завалов строительного мусора; 2) выборку фрагментов фресок (целых и раздавленных); 3) полевую обработку фрагментов, вынутых из завалов (их просушивание, очистку, склейку, упаковку); 4) подборку композиций; 5) камерную обработку фрагментов (удаление штукатурного слоя, обессоливание); 6) снятие со стен и обработку уцелевших композиций для объединения с подобранными их фрагментами; 7) монтировку подобранных композиций.

Всего к концу 1981 г. было в той или иной мере (от 10-15 до 70-90 %) собрано 96 композиций, что составляет примерно около 180 кв. м. фресок.

Характеристика росписи:

· Роспись делится на два отличающихся друг от друга вида живописи – 1-й – пример монументальной живописи, 2-й – напоминает станковую живопись, где фресковые изображения, скорее, похожи на большие иконы. Монументальная роспись украшала барабан; живопись северной стены напоминала увеличенные клейма иконы.

· Многочисленность однофигурных изображений. Фигуры преподобных, святых воинов и, особенно, мучеников и мучениц заполняли не только стены и своды камор, но и основное пространство диаконника и жертвенника.

· Искусно написанные детали. Например, завязанный небрежным узлом вишнёво-красный плащ первого от входа в центральное помещение воина, его лиловато-коричневый, орнаментированный маленький щит со львов в короне (см. № 17-19).

· Малая освещённость храма отразилась на характере его живописи. Соразмерность архитектурных форм во взаимодействии с живописью и малой освещённостью, как бы успокаивая, влекли вошедшего к созерцанию и отрешённости. Кроме четырёх щелевидных окон, подобных бойницам и размещённых по сторонам света в барабане, и одного, вероятно, первоначально подобного же окна в южной стене (позднее, как и в апсиде растёсанного), окон в храме не было, если не считать двух совсем маленьких оконец в жертвеннике и апсиде. Таким образом, очевидно, что фрески писались при искусственном освещении – при свечах или светильниках. Видимо, от этого они достаточно хорошо смотрятся при очень слабом свете.

· Палитра исключительно богата; не имеет себе равных в новгородском древнем настенном письме XIV в.; многочисленные комбинации оттенков; каждый цвет встречается не менее пяти-десяти оттенков; новизна сочетаний и их гармония. (См. №№ 3, 10, 12, 39, 53, 54).

· Южнославянские связи. Некоторые специфические особенности ковалёвской живописи, как, например, остатки позолоты на нимбах Христа, Ильи-пророка, Моисея из композиции «Преображение» и др. (хотя она встречается и на византийских памятниках), присутствие античных мотивов (Горгоны и геральдического изображения льва в короне и щитах воинов), королевская лилия, венчающая шлем «юного воина», и изображение таких же лилий на одеждах царя Константина, несходство с русскими типами ликов некоторых святых – вызывают раздумья и наводят на сопоставление с южнославянскими или отчасти византийскими образцами. С точки зрения Г., общее впечатление от росписей Ковалёва не совпадает с впечатлением, оставляемом сербской живописью в целом. В них несомненно чувствуется присущая русской живописи мягкость и явное влияние византийского искусства.

Д.С. Лихачёв: «То, что удалось сделать, – это не только спасти фрески шестисотлетней давности и мирового значения, но и создать новый памятник – мирному труду, терпению и патриотизму тех, кто мужественно противопоставил свой созидательный труд войне, разрушению, фашистскому варварству».

По мнению Т.И. Анисимовой, Г. практически основал в Новгороде школу реставраторов, занимающихся восстановлением руинированной живописи. Так, Т.И. Анисимова возглавляет мастерскую по реставрации фресок церкви Успения на Волотовом поле, Т.А. Ромашкевич занимается восстановлением фресок церкви Спаса Преображения на Нередице по технологии, разработанной Г.

О состоянии реставрированных фресок Спаса Преображения на Ковалёве поле и продолжении работы можно прочитать в статье Валентины Борисовны Грековой «Восстановление Ковалёвких фресок. Итоги и проблемы» // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация / Сост.: Т.В. Володина. – Великий Новгород: Типография «Виконт», 2005. С.292 – 303.

 

Преподобный Варлаам, в мире Алексей, подвизался в XII веке на берегу Волхова. Он был сын богатых и именитых граждан великого Новгорода, Михаила и Анны, отличавшихся благочестивой жизнью. Воспитанный под влиянием добродетельных родителей, Алексей с ранних лет почувствовал особенное расположение к благочестивой и уединенной жизни, удалялся от всяких игр и общества товарищей, любил читать священные книги, часто посещал храм Божий, а дома проводил время в молитве и посте. Опасаясь за здоровье юного подвижника, родители уговаривали его не изнурять себя постом, но Преподобный кротко отвечал им: " Много я, любезные родители, читал священных книг, но нигде не находил, чтобы сами родители советовали своим детям что либо дурное, как вы мне советуете. Не дороже ли всего для нас царство небесное? Но не пища и питие введут нас туда, а пост и молитва. Вспомните, сколько было людей после Адама, и все они умерли и смешались с землею, а угодившие Богу добродетельной жизнью, пролившие за Христа кровь свою и из любви ко Христу отрекшиеся от мира получили царство небесное и всеми прослав-ляются. Поэтому и я, при помощи Божией, хочу по своим силам подражать им". Услышав такой ответ, родители изумились разуму юноши и предоставили ему полную свободу жить по своему желанию. По смерти родителей Преподобный, раздав все свое имущество бедным, удалился в пустыню к подвижнику Порфирию и принял от него пострижение с именем Варлаама.

Искавший совершенного уединения Преподобный Варлаам решил поселиться в глухом месте, в 10 верстах от Новгорода. Место это называлось Хутынь (худынь, худое место) и пользовалось дурною славой; по мнению народному здесь жила нечистая сила, и все боялись ходить сюда. Но никакая нечистая сила не страшна рабу Христову, вооруженному неодолимым оружием - крестом Христовым, далеко отгоняющим всех врагов. Подходя к Хутыни, Преподобный увидел светлый луч, просиявший из густой чащи леса. Из этого знамения он понял, что его намерение поселиться здесь согласно с волей Божией. С чувством благодарности ко Господу воскликнул Преподобный словами Пророка: " 3десь покой мой и здесь вселюся в веке века! " (Псал.131, 14). Помолившись усердно Господу, поставил себе Преподобный келью посреди глухой чащи. Весь день он проводил в трудах, а ночь - в молитве, строго постился, носил суровую одежду. Стараясь изгнать пустынника, бесы то принимали вид разных зверей, змей, чтобы устрашить его. то возбуждали против него людей

За свою добродетельную жизнь Св. Варлаам еще при жизни был прославлен от Господа даром прозорливости и чудотворения. Однажды, отправившись к Архиепископу, Св. Варлаам увидел на мосту через Волхов большую толпу народа и палача, который готовился сбросить в реку осужденного преступника (обычная смертная казнь в Новгороде в древнее время). Преподобный остановил палача, и просил народ отдать ему осужденного, сказав" " Он загладит вины свои в Хутыне". Все тотчас же единодушно закричали: " Отдайте, отдайте осужденного Преподобному отцу нашему Варлааму". Освободив осужденного от уз, Св. Варлаам послал его в свою обитель. Через некоторое время спасенный от казни принял иночество и, пожив благочестиво в обители, скончался. Но в другом подобном же случае Св. Варлаам поступил по-иному. Пришлось ему опять проезжать мост, когда готовились сбросить осужденного. Родственники и многие из народа, увидев Преподобного, умоляли его спасти осужденного, но он, не обращая внимания на все просьбы, велел вознице своему скорее ехать, и казнь совершилась. Такой поступок святого изумил народ. Преподобному пришлось быть у Новгородского Архиепископа. При прощании Архиепископ велел ему побывать через неделю. Св. Варлаам отвечал: " если Бог благословит, я приеду к твоей святыне на санях в пяток первой недели поста Свв. Апостол Петра и Павла". Удивился Архиепископ такому ответу. Действительно, накануне определенного дня в ночь выпал глубокий снег, и в пятницу целый день был сильный мороз. Преподобный на санях приехал в Новгород к Архипастырю. Видя печаль Архиепископа по случаю такой безвременной непогоды, вследствие которой могли вымерзнуть хлеба, Св. Варлаам сказал ему: " Не печалься, Владыка, не скорбеть, а благодарить Господа нужно. Если бы Господь не послал этого снега и мороза, то был бы голод во всей стране, которым Господь хотел наказать нас за грехи наши, но по молитвам Богородицы и Святых умилосердился над нами и послал мороз, чтобы перемерли черви, подтачивавшие корни хлебов. На утро же наступит опять тепло, снег этот растает и напоит землю. Но милости Господа, будет плодородие". На другой день, как предсказывал Св. Варлаам, наступило тепло. Архиепископу принесли с поля ржаных колосьев с корнями, на которых оказалось множество вымерших червей. И был в тот год невиданный урожай. Близ обители Св. Варлаама жил один поселянин, имевший сына. Он особенно чтил Преподобного, Сын этого поселянина заболел и не было надежды на его выздоровление. Тогда отец, взяв больного сына, понес его в обитель Преподобного. Но на пути мальчик умер. С горьким плачем подошел огорченный отец к келье Преподобного и сказал: " Я надеялся, что по твоим молитвам сын мой выздоровеет, но получил большую скорбь. Лучше было бы для меня, если бы он умер дома, нежели на дороге". Св. Варлаам сказал ему: " Напрасно ты плачешь и сокрушаешься. Разве ты не знаешь, что всех ожидает смерть и общий суд, и как восхотел Господь, так и сотворил. Посему, возлюбленный, не скорби об этом, а поди приготовь все нужное к погребению". Между тем Св. Варлаам, тронутый его горем, преклонив колена, стал усердно молить Господа воскресить отрока, и Господь услышал молитву Своего угодника - умерший ожил. Отец с изумлением увидел сына своего сидящим на постели Преподобного совершенно здоровым. С радостными слезами припал он к ногам Св. Варлаама, благодаря его и прославляя Бога, чудодействующего во святых Своих. Не желая славы человеческой, Св. Варлаам старался скрыть совершившееся чудо и сказал поселянину: " Ты, как я вижу, обманулся и от сильной печали, потеряв здравый ум, не понял действительности. Сын твой и не умирал, и не воскресал, но, изнемогши дорогой от холода, впал в безчувственность, а ты подумал, что он умер. Теперь же, согревшись в теплой келье. он пришел в сознание, а тебе кажется, что он воскрес". Основаны храм и монастырь храм в честь преображения господне. В монастыре есть 2 места связ. С В.Х. колодец, горка с часовней горку он накопал своей шапкой (за грехи). Дни памяти 19 ноября и первая пятница Петрова поста)

 

 

Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме в 1067 году от богатых родителей, держащихся православного исповедания веры, и был воспитан ими в благочестии. Лишивших родителей в 17 лет, он принялся за изучение писаний отцов на греческом языке. Затем он раздал часть наследства нищим, а другую вложил в деревянную бочку и пустил ее в море.

Гонение со стороны латинян на православных принудило братию разойтись. Преподобный Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, сорвала камень, на котором находился преподобный Антоний, и понесла его в море. Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился в 3 верстах от Hовгоpода на берегу реки Волхов при селе Волховском. В нему подходили люди приносили еду, 3 дня он не сходил с камня молился. Пошел в город и узнал где он находиться у купца. О нем узнал владыка эпископ Никита И призвал его к себе, он отказался говорить кто он но потом поведал о чедусном прибытии после молитвы Никита поверил ему и благословил на строительство монастыря А.Р. начинает строительство храма Р, Б.Денег на строительство не хватало В это время рыбакаи ловили рыбу и лов был неудач. А.Р предложидил закинуть сети заплатив гривну и сказал что вся рыба ваша остальное мое. И они выловили бочку и много рыбы. Рыбаки покусились на бочку. Тогда состоялся суб и А.Р. доказал что бочка его и сказал что внутри.НА эти деньги был построин храм.Он основатель монашества в Новгороде день памяти 16 августа.

 

Святая Анна Новгородская (до крещения Ингигерда) была старшей дочерью шведского короля святого Олофа Шетконунга (994-1022 г.), прозванного «всехристианнейшим королем». В 1008 г. король, его семья и дружина приняли Святое Крещение. Ингигерда получила исключительное для женщины того времени образование: изучила Священное писание, литературу, историю. Она была истинной дочерью Скандинавии эпохи викингов и потому с ранних лет пользовалась большой свободой, участвовала в общественной жизни своей родины, путешествовала, принимала гостей, хорошо владела оружием. Исторические источники особо отмечают ее ум, смелость, большое влияние на окружающих. В 1017 г. Ингигерда по воле отца вышла замуж за того, «кто был достоин его дружбы» — великого князя Киевского Ярослава Мудрого (1019-1054). В качество приданого она принесла Русской земле город Альдейгаборг (Старая Ладога). Православие Ингигерда приняла с именем Ирина. Став великой княгиней, она все силы души и сердца, все благодатные дары свои отдала новой родине, будучи верной помощницей и советчицей мужа в его делах. Однажды, когда возмутилась наемная норвежская стража и просила великую княгиню быть посредницей между ними и Ярославом, она согласилась, но предупредила, что будет защищать интересы мужа. Когда против великого князя выступил с ратью его брат Мстислав Тмутораканский, Ирина предложила решить спор военным поединком с ней, но Мстислав ответил, что с женщинами он бороться не привык — и уступил брату. Великому князю часто приходилось бывать в далеких походах и поездках, во время которых Ирина оставалась в Киеве, управляя делами.

 

Уже при жизни Ирина прославилась своей добродетелью и благочестием. Святитель Иларион, митрополит Киевский в своем знаменитом «Слове о законе и благодати» пишет, обращаясь к уже покойному святому Владимиру— крестителю Руси: «Взгляни на сноху твою Ирину, взгляни на внуков и правнуков твоих, как они живут, как Бог их хранит, как они соблюдают веру, которую ты им завещал, как они восхваляют Имя Христово!». Ирина стала матерью семерых сыновей и трех дочерей. Особенно известны ее сыновья: святой благоверный князь Владимир Новгородский ((1042 г., память 4 октября), великий князь Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский (отец Владимира Мономаха).

Дочери Ирины, как и их отец, мать и братья воспитывались в атмосфере «книжности». Летописец сообщает, что Ярослав «насеях книжными словесы» сердца близких ему людей. Великая княгиня научила детей родному языку, и они прекрасно понимали скандинавские саги, которые распевали при дворе князя варяжские воины. Дочери Ирины и Ярослава стали королевами: Анна — французской, Мария — венгерской, Елизавета — норвежской. Известно, что великая княгиня основала в Киеве монастырь во имя своей покровительницы — святой великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нем, но и управлять им. В 1045 году она направилась в Новгород к сыну Владимиру на закладку собора во имя Святой Софии Премудрости Божией. В Новгороде великая княгиня Ирина приняла монашеский постриг с именем Анна. Это был первый постриг в великокняжеском доме; с него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа. Здесь же, в Новгороде, святая княгиня Анна скончалась 10 (23) февраля 1051 года и была погребена в Софийском соборе. Вскоре рядом с ней упокоилось и тело ее сына — Новгородского князя Владимира. Святая равноапостольная Ольга и преподобная Анна Новгородская, стоящие в основании русской женской святости, раскрывают два пути служения: духовного и земного материнства. Оба эти пути находятся под благоприятным покровом Пресвятой Богородицы.

Особенность пути преподобной Анны раскрывается в ее происхождении. Дочь иного народа трудится над созиданием Святой Руси, встает вместе со святой Ольгой в основании лествицы русской женской святости. Преподобная Анна усвояет чужих как своих, не делая различия, созидая единство рода человеческого. «Святой царицей Ириной» называли ее в Северных странах — среди святых жен этих народов она возсияла первой и стала небесной покровительницей и молитвенницей за них. Так имя Ирина (мир), полученное Ингигердой в Православии, оказывается глубоким выражением ее Духовного делания.

 

В образе преподобной Анны Новгородской мы видим истоки многих основных направлений духовного труждения русских женщин. Подаваемая ею благодатная помощь особенно действенна сейчас. В преподобной ярко проявилось творческое начало человеческой личности, и потому она имеет возможность помочь в выборе пути. Вся ее жизнь была служением Божией Матери, одарившей святую благодатными дарами и счастливым материнством. Поэтому так много значит предстательство преподобной Анны перед Пречистой.

 

Другое имя, данное ей при постриге — Анна (благодать) — указывает на единственную силу, которая помогает человеку достичь святости — благодать Божию.

 

 

Преподобный Антоний, сын тверских боярских детей Вениаминовых, родился около 1526 года. родители Антония воспитали сына в заветах строгого благочестия, и посеянное ими в юной душе семя страха Божия скоро принесло свой добрый плод. Еще будучи отроком, Антоний обнаружил склонность к подвижничеству; с годами его ревность к благочестию возрастала все более и более, пока, наконец, не созрело в нем решение оставить мир с его соблазнами и поселиться где-либо в уединении, чтобы беспрепятственно служить Богу. Улучив подходящее время, Антоний тайно покинул навсегда родительски дом и, вверив себя водительству Промысла Божия, отправился искать желанного безмолвия. Он достиг пределов Новгородской области и остановился в урочище Пустошь Рублево, Бурежского погоста, Рублево лежало при речке Переходе и представляло собою горы, прорезанные оврагами и покрытые вековым лесом. Место это показалось Антонию удобным для уединенного пустынножительства. В одной горе он выкопал себе тесную пещеру и начал в ней спасаться: труд, молитва, пост и другие подвиги обуздания плоти были для отшельника средствами спасения. По заповеди Божией, преподобный Антоний вкушал свой хлеб в поте лица Он расчистил лес под пашню и огород, сеял хлеб, садил овощи; затем сам убирал созревшую ниву, сам и молотил хлеб на гумне, которое устроил недалеко от пещеры. Добытый собственным трудом хлеб и служил пустыннику пищей; изредка он прибавлял к нему немного овощей. Ел один раз в сутки, по захождении солнца; часто же преподобный и совсем отказывался от пищи, налагая на себя строгий пост. Пил он простую колодезную воду. Спал подвижник на сырой земле, заменявшей в его пещере пол, причем в изголовье себе стлал ничем не покрытую деревянную колоду. Неоднократно в течение ночи он оставлял свое суровое ложе для молитвы. В молитве изливал он пред всевидящим Господом свою душу и ею ограждал себя от нападавших на него пустынных страхований. Двум сестрам преподобного удалось узнать о месте его подвигов. Пришли они в Рублевскую пустынь, долго ходили здесь по дремучему лесу, звали подвижника-брата и плакали; но преподобный Антоний не показался им, ибо ради Господа он оставил дом свой.Услышал о нем инок одного монастыря, по имени Нифонт, который и захотел посетить славного подвижника. От одного новгородского купца Нифонт узнал, где находится Рублевская пустынь, и отправился к преподобному Антонию. Увидев его, инок сначала испугался, потому что изнуренная подвигами плоть пустынника была черна и груба. Но преподобный успокоил посетителя словами: «Чадо, не бойся вида моего тела!» Потом, назвав по имени Нифонта, с которым встречался первый раз в жизни, преподобный облобызал его и разделил с ним свою скромную трапезу. Целый день вели они душеспасительную беседу, прерывая ее по временам общей молитвой.

Заветным желанием преподобного Антония было облечься в иноческий образ. Об исполнении этого желания он усердно молил Бога, и Господь услышал его молитву. В праздник Вознесения Христова преподобному явился Ангел Господень и сказал: «Антоний! Иди на место, называемое Леохново, на три поприща1) отсюда». Повинуясь велению небесного вестника, прп. Антоний оставил пустынное безмолвие и пришел в Леохново; здесь он нашел священноинока-отшельника Тарасия, который и постриг его без перемены прежнего, мирского имени2). Общими усилиями и трудами преподобные Антоний и Тарасий построили в Леохнове храм, украсили его святыми иконами, снабдили книгами и другими предметами, необходимыми для богослужения. Когда постройка храма была окончена, сподвижники послали к Новгородскому архиепископу за благословением на освящение храма и за антиминсом. Узнав от посланного, от чьего имени он пришел, архиепископ охотно исполнил просьбу иноков — дал свое благословение преподобному Антонию и антиминс для церкви. Дары прозорливости и чудотворений, полученные от Господа преподобным Антонием еще во дни уединенного подвижни­чества, подвижник проявлял и в последующее время своей жизни. Так, стоя однажды на молитве, преподобный Антоний сказал келейнику: «Брат! Сегодня под Оршею, ради грехов наших, по­бито множество православных». И через несколько дней до монастыря дошла печальная весть о поражении русских под Оршею в битве с поляками, происшедшей в тот именно день, в который сказал о ней преподобный. При жизни преподобного Антония в Леохновской обители случился пожар: загоралась крыша трапезной, и огонь, раздувае­мый и направляемый сильным ветром, готов был перекинуться на соседние келлии. Опасность грозила всему монастырю. Испуганный келарь прибежал к преподобному и, припав к ногам игумена, со слезами просил его помолиться о спасении обители. Тогда преподобный Антоний обратился к иконе Всемилостивого Спаса, стоявшей в келлии, и так молился со слезами: «Господи! Ты благоволил возлюбить место сие, попусти же наказание с милостью и сотвори достойное».Затем, еще с не обсохшими от слез глазами, преподобный сказал келарю: «Не бойся, брат, Всемилостивый Господь Бог наш не опечалит нас свыше меры». И только что он произнес эти слова, как ветер изменил свое направление. Благодаря этому пожар прекратился, причинив незначительный ущерб обители. Один юноша, пасший овец близ монастыря, был ужален змеею и находился при смерти. В это время пришел к нему преподобный Антоний и сказал: «Иди к источнику близ обители и принеси воды». Когда юноша исполнил приказание, преподобный влил ему в рот воды со словами: «Во имя Святой Троицы, силою Христовою исцеляет тебя раб Христов, старец Антоний». Тотчас же у больного началась очень продолжительная и такая сильная рвота, что даже сам преподобный пришел в изумление. После этого юноша почувствовал себя совершенно здоровым и хотел уже гнать свое стадо далее. Но святой ста­рец остановил его таким вопросом: «Скажи, зачем ты вчера клялся бедной вдове, что волк съел ее овцу, тогда как сам ты продал ее за три сребреника?» — «Действительно, солгал я ей, отец». Юноша признался в грехе своем и потом с удивлением спросил подвижника: «Ты, отец, как узнал об этом?» «Когда я сидел в келлии своей, — отвечал преподобный, — приехал ко мне всадник на белом коне и сказал: «Антоний! Встань и иди скорее на южную сторону, где источник. Увидишь там человека, ужаленного змеею, и скажи ему: не клянись именем Божиим и Его святыми, не делай неправды и отдай вдове овцу, чтобы не было тебе хуже». Тогда юноша, упав к ногам угодника Божия, подробно исповедал пред ним свой грех: «Точно, — сказал он, — продал я овцу женщины за три сребреника, а сказал, что съел волк. Вдова не поверила мне и говорила: “Разве ты не знаешь, что я человек бедный, но делай, как хочешь”. Прошу тебя, отец, помолись о мне Господу Богу, чтобы Он простил мой грех; вдове же обиженной я возвращу овцу; а в обитель на праздник Преображения Господня и убогим буду ежегодно уделять до самой смерти своей десятую часть от стада». Преподав покаявшемуся наставление избегать дурных дел, чтобы не потерпеть еще большего наказания, преподобный снова повелел ему возвратить украденное. Потом с миром отпустил юношу; и он удалился, благодаря за свое исцеление Бога и Его угодника. Пятьдесят шесть лет подвизался преподобный Антоний в иноческом образе и, будучи уже глубоким старцем, приблизился к блаженной кончине, встретить которую Промысл Божий судил ему вне стен родной обители. В 1611 году шведы вторглись в пределы Новгорода и начали опустошать его окрестности. Тогда митрополит Новгородский Исидор (1603—1619), чтобы уберечь уважаемого старца от опасности, вызвал преподобного Антония с несколькими учениками к себе в Новгород. Здесь престарелый подвижник заболел и, чувствуя приближение своей смерти, стал с радостью готовиться к ней. В день Воздвижения Честного Креста Господня старец приобщился Святых Христовых Таин и преподал последнее благословение окружавшим его смертный одр. Затем он велел позвать к себе Корнилия, пономаря церкви святого евангелиста Луки, и обратился к нему с такими словами: «Брат Корнилий! пусть будет тебе знамение, чтобы мне быть положенным в созданном мною монастыре благолепного Преображения» В этот же день, 14 сентября, прп. Антоний мирно почил на 86-м году от рождения. Время кончины святого старца относится к 1611, 1612 или 1613 г. По удалении шведов из пределов Новгородских скитавшиеся по лесам жители начали возвращаться на покинутые места. На место Леохновской обители первым пришел Григорий, любимый ученик преподобного Антония, который убежал из нее при нападении шведов и затем укрывался в лесу. На месте обители он нашел лишь пепелище да непогребенные тела убитых братий — враги не пощадили скромной обители преподобного Антония: убогое строение монастырское предали огню, а не успевших скрыться иноков — смерти. Со слезами похоронив тела убиенных, Григорий поставил на родном пепелище маленькую келлию, а близ нее часовню в честь Преображения Господня. Подвизаясь в пустыне, инок молил Господа, чтобы вновь возродилась уничтоженная врагами обитель. Так прошло несколько лет, и вот однажды преподобный Антоний является ученику своему во сне и говорит: «Брат Григорий, пойди в Новгород, скажи митрополиту Киприану и старейшинам города, чтобы положили меня на месте моей обители». Григорий не обратил внимание на явление, приняв его за обыкновенный сон, хотя оно и повторилось. Наконец преподобий Антоний явился своему ученику в третий раз и, испуская огненные лучи, сказал: «Если не исполнишь слов моих, явлюсь в другом месте; ты же погибнешь». Грозное явление угодника Божия так сильно поразило Григория, что он долго пролежал как мертвый, без сознания. Придя в себя, он сейчас же отправился в Новгород, где и передал митрополиту и старейшинам города о повелении преподобного Антония. Тогда митрополит Киприан (1626—1634) с крестным ходом, при большом стечении молящихся, пошел ко храму святого евангелиста Луки, близ которого находилась могила преподобного Антония. Когда ее раскопали и, вынув гроб, сняли с него крышку, то тело угодника Божия оказалось нетленным. Среди множества теснившегося народа находился слепец Иосиф, уже три года не видевший света. Молитвами преподобного Антония Иосиф тут же прозрел. По распоряжению Новгородского митрополита мощи чудотворца на место его подвигов сопровождали с молебным пением настоятели Новгородских монастырей во главе с архимандритом Юрьевской обители Дионисием; множество народа следовало за мощами. На пути в Леохново, когда честные мощи несли близ Аркажского монастыря, совершилось новое чудо — прозрел другой слепец, по имени Стефан. С благословением положены были святые мощи преподобного Антония на том месте, где он подвизался более 50 лет. Так исполнилось предсказание святого, что тело его будет покоиться в созданной им обители.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал