Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Церковь Спаса Преображения на Ильине улице






(1374, роспись – 1378)

 

? – что знаем? что узнаем из имени? Грек, гречина – родом из Византии.

· появление на Руси – XIV век –? – почему тут остался?

· сопоставление по значению с Андреем Рублёвым (диалоги в фильме А. Тарковского)

 

Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения – единственные в мире из сохранившихся фресок этого мастера (!!!). Иконы руки Феофана Грека сохранились в Благовещенском соборе Московского Кремля. Родившись около 1340-х гг., Феофан работал в Константинополе т, как можно думать, являлся представителем художественной и духовной элиты византийского общества. В 1378 г. Феофан приехал на Русь, работал в Новгороде Великом и Нижнем, затем перебрался в Москву, где расписал церкви Рождества Богоматери в Московском Кремле (1390), Архангельский собор (1399), Благовещенский собор (1405; здесь он работал вместе с Андреем Рублёвым, который был его учеником).

 

1378 г. «В лето 6886 подписана бысть церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во имя боголепного Преображения повелением благородного и боголюбивого боярина Василия Даниловича со уличани Ильины улицыю. А подписал мастер Феофан Гречанин при великом княжении Дмитрия Ивановича и при архиепископе Алексее новгородском и псковском». Третья Новгородская летопись

Основные темы и образы: Христос Пантократор (купол), Праотцы (барабан), Троица, Столпники. «Но самое удивительное впечатление производит то, что Пантократор Феофана так необозримо огромен в сравнении со всеми другими существами: серафимами, ангелами и праотцами. Громадные размеры его придают ему сверхъестественный характер. Этот образ становится носителем огромной силы. Поистине этот образ Христа такой мощный, что перед ним всякое живое существо «сжимается». Он внушает зрителю величайшее смирение, страх и чувство своей ничтожности. Видимо, Феофан своим образом хотел испугать новгородцев» (Алпатов, с. 29).

Сила внутреннего духа, психологическая индивидуальность (непохожесть одного образа на другой), суровость. Одно из особых выразительных средств – блики (только ли дают объём?). Вопрос цвета: судя по репродукциям – монохромная цветовая гамма. Сравнить с иконами. Тогда чем объяснить такое изменение в новгородской росписи?

Исследователи указывают, что раскрытие образов новгородских фресок Ф.Г. невозможно без обращения к исихазму.

Исихазм (от греч. «исихия» – «безмолвие», тишина») – мистическое учение, распространившееся в Византии в XIV веке и сочетавшееся с практикой достижения единения человека с Богом при помощи «очищения сердца» слезами и непрерывного сосредоточенного повторения в уме Иисусовой молитвы (краткая форма – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» или просто «Господи помилуй»). В центре богословской полемики, которую вели исихасты, или «паламиты», как их иногда называют по имени идейного вождя – Григория Паламы, со своими противниками, лежала проблема богообщения. Исихасты утверждали возможность реального, а не интеллектуального богообщения, путём нисхождения на человека «нетварного», т.е. невещественного «божественного» света, сообщающего человеку благодать (Л.И. Лифшиц, с.22).

«Сердцевина учения святителя Григория Паламы заключается в том, что благодать не есть какой-то тварный дар, который Бог нам даёт, вместе с тем оставаясь Сам иным по отношению к этому дару. На основании опыта всей Православной Церкви, её святых и подвижников и, особенно, тех афонских святых и подвижников, среди которых он жил, он учил, что благодать – это Сам Бог, как бы приобщающий нас Своей Божественной природе, делая нас через это приобщение богами по приобщённости.

Думая, что благодать является только даром Божиим, но не самим Богом, Который себя нам отдаёт, западные богословы утверждали как бы непроходимость пропасти между Богом и человеком, творением и Творцом. … Но нет! Опыт Церкви нам говорит, что благодать – это Сам Бог, Себя нам отдающий, и что принимая благодать, мы делаемся, по приощению, участниками Божественной природы…». Митрополит Антоний Сурожский.

Выбор тем и исихазм. Ф.Г. не случайно остановил свой выбор на образах Макария Египетского и Иоанна Лествичника и стполпников. «Первые два были поборниками строгой отшельнической жизни и одними из создателей учения об исихазме (молчальничестве), в силу чего они пользовались особым уважением у исихастов; а столпники воплощали в глазах византийцев высочайший идеал святости, так как, по представлению агиографов, войдя на столп и отрекшись от мира, они целиком посвящали себя служению Богу» (В.Н. Лазарев)

Свет и исихазм. Блики росписи не просто энергично лепят объём.

Л.И. Лившиц, с. 23 Феофан понимает и трактует свет не только как среду, но прежде всего как силу, изнутри воздействующую на человека, оформляющую, просвещающую, преобразующую весь его облик… При этом свет не просто позволяет подчеркнуть какую-то психологическую реакцию на тот или иной момент жизни, но полностью раскрывает такой образ, который византийцы называли внутренним человеком.

Т.Ю. Царевская, с. 12Мистический свет, который был увиден апостолами в момент Преображения Христа на горе Фавор, становится в живописи Феофана важнейшим средством и целью художественного выражения. Благодаря энергичным бликам, резким отсветам, фрески Троицкого придела воспринимаются как подобие призрачной картины, выхваченной при вспышке молнии

Г.С. Колпакова, с. 166 Стремительный бег белильных движек, прозрачный цвет, «светозарность» материи для Феофана не условия «бегства от плоти», но проявление мистического преображения человека, «сущего воплоти», телесно. Свет в росписи 1378 г. – не среда, даже не духовная среда, но – сила, действующая на человека изнутри. Эта сила, энергия оформляет, просвещает и заставляет существовать въяве каждый образ, последовательно доказывая, что источник света, источник благодати – «внутри нас есть». Свет оценен как внутреннее состояние человека: «не я живу, но живёт во мне Христос» (Гал. 2: 20).

Цветовая гамма – пожар; раскопки. (См. В.М. Ковалёва)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал