Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная, политическая, экономическая и религиозная обстановка в Северной Америке в 20-х годах прошлого столетия






«20-е годы были временем культурной нестабильности в Северной Америке. Со времен отцов-пилигримов переселенцы верили, что предназначены Богом построить на североамериканском континенте «Новый Израиль». Соединенные Штаты Америки стали воистину христианской нацией и, возможно, последней надеждой этого мира. В раннем американском обществе преобладали белые протестанты англо-саксонского происхождения (сокращенно WASPS — White Anglo-Saxon Protestant Society). Адвентисты разделяли это наследие и разделяли эту общую американскую мечту17. Однако к 20-м годам XX столетия расклад общественных сил изменился настолько, что стал представлять угрозу для исполнения этой мечты.

Доктор Смитарст остановился на мгновение, чтобы прокомментировать:

— Конечно проблемы, разделяющие общество, назревали исподволь, но именно в 20-годы они достигли кульминации18.

17 Bull and Lockhart, Seeking a Sanctuary, develop this theme extensively throughout their book.

Развитие «современного» или «либерального» христианства началось в конце 1870-х. Где-то в период между 1910 и 1915 гг. были изданы «Основы» (The Fudamentals, от которого движение фундаменталистов и позаимствовало свое название). Волна иммиграции из Южной и Восточной Европы началась с 1890-х гг. и продолжалась до 1914 г, когда она была остановлена Первой мировой войной. В начале 1921 года США ввели ограничения для иммигрантов, что было вызвано так называемой «новой иммиграцией» (после 1914 года волна иммиграции была не такой существенной). Отмечалась значительная урбанизация и индустриализация. Результаты переписи 1920 года сообщали, что впервые за всю историю численность городского населения превысила число проживающих в сельской местности. Следует заметить, что городским поселением считался тогда населенный пункт с населением в 2 500 человек и больше.

—Самой большой проблемой, — продолжил доктор, — с которой столкнулась христианская церковь в то время, стало учение Дарвина... Эта теория привлекла те церкви, которые решили инкорпорировать в свои вероучения так называемый «новый дарвинизм». В основном это были ведущие протестантские деноминации, которые стали называть «либеральными» или «модернистскими». Их идеологи считали, что христианская вера и понимание Библии должны идти в ногу с современными научными открытиями. В конечном счете это привело к тому, что либералы поставили под вопрос многие сверхъестественные события, описываемые в Библии, особенно процесс творения этого мира Богом. Заговорили о так называемой демифологизации Библии.

—А что имеется в виду под демифологизацией Библии? — прервала доктора Джин.

Пастор Даунтон объяснил:

— Демифологизация Библии означает интерпретацию сверхъестественных событий в Священном Писании в категориях современного восприятия мира. Другими словами, всему сверхъестественному в Библии дается вполне естественное объяснение в свете достижений современной науки и философии.

Видя недоумение в глазах слушающих, пастор Даун-тон продолжил:

—Это означает, что из Библии стало удаляться все то, что невозможно объяснить физическими законами. Таким образом, либералы возомнили, что могут лучше библейских авторов объяснить нам, что же на самом деле там происходило.

—Они, должно быть, очень уверены в своих способностях, — произнесла Джин.

—Да, так оно и есть, — ответил пастор Даунтон. —Однако это привело к значительной утрате христианской веры. Поставив разум выше Библии, человек ока-

Дебаты об авторитете и полномочиях Е. Уайт

Зьгоается на очень опасном пути. По вере был нанесен серьезный удар, и в конечном счете это привело к тому, что основные протестантские церкви опустели.

Доктор Смитарст подытожил прочитанное, добавив к сказанному пастором следующее:

— В качестве примера того, к чему может привести учение Дарвина, можно привести последствия революции в России в 1917 году. Основной концепцией, принятой большевиками на вооружение, стал атеизм и эволюция.

Новая власть в России считала, что верующие слишком заботятся о будущей райской жизни и не особенно-то стремятся сделать жизнь лучше на этой земле. Она была уверена, что вера — это серьезное препятствие на пути экономического развития страны. Большевики считали, что православная церковь в России вместе с царским режимом эксплуатирует народ, и потому решили уничтожить церковь. Все это привело к массовым репрессиям и гонениям на христиан. Многие консервативные протестанты считают, что подобные идеи должны быть безоговорочно отвергнуты, иначе они уничтожат христианское наследие нации и проложат путь для коммунизма, который завоюет Северную Америку.

Следует сказать и о том, что каждый год в США приезжало около миллиона иммигрантов. Большая часть из них были католиками и евреями. Это встревожило многих представителей WASPS, которые усмотрели во всех этих процессах утрату Соединенными Штатами своей протестантской идентичности.

—Множество людей все прибывало и прибывало. Я понимаю, почему они чувствовали эту угрозу, — заметил пастор Даунтон.

—Но я не вижу здесь никакой связи с адвентизмом, — произнесла Джин.

—Скоро увидишь, — ответил доктор Смитарст и продолжил читать. — «В это же время быстрорастущая урба-

 

—Потому что у нас было очень много общего с ними, — ответил пастор Даунтон.

—Я согласен, мы не могли примкнуть к либералам и отвергнуть факт сотворения мира Богом и чудеса, совершаемые Иисусом Христом. Если бы мы, например, отвергли факт сотворения мира, как это сделали они, мы бы утратили истину о Субботе и просто перестали бы быть адвентистами седьмого дня.

—Логично, — согласился пастор Даунтон.

—Вопрос сотворения мира в противовес эволюционному его происхождению был значительным фактором, объединяющим адвентизм и фундаментализм, особенно когда в церкви появился свой ученый-креационист Джордж Маккреди Прайс. На него, кстати, ссылались и многие фундаменталисты, когда от них требовалось представить научные доказательства их креационистских идей20.

— Из того, что вы нам рассказали, — подытожил Даг, — получается, что позиция Уошборна и Холмса выставляла Даниэльса и Прескотга либералами. И как таковые они могли представлять опасность не только для адвентистского учения, но также и для всего консервативного протестантизма в Северной Америке.

20 В своей книге Adventism In America (Eerdmans, Grand Rapis, 1986), с 167-169 Гэри Лэнд суммирует причины, по которым адвентисты склонялись больше к фундаменталистам, нежели чем к модернистам: «Адвентисты не оставили модернизму шансов, когда назвали его либеральным христианством... Не приняв " высший критицизм", адвентисты твердо встали на позицию богодухновенности и непогрешимости Библии. Как выразился один из издателей Ревью: «Если мы перестанем верить именно таким образом, это будет поводом для критиков, которые начнут спекулировать на заявлении, что Его Слово было богодухновен-но, но в то же время оно не является непогрешимым. Получается так, что Бог как будто бы является вдохновителем вести, содержащей ошибочную информацию, какие-то неточности и погрешности. Ведь по логике вещей только непогрешимая весть может считаться верной и истинной». Адвентистская церковь была едина во мнении с фундаментализмом и по такому небогословскому вопросу, как запрет на продажу спиртных напитков.

Дебаты об авторитете и полномочиях Е. Уайт

__ Это как раз то, о чем я говорю, Даг, — ответил док-хор Смитарст. — Момент истины настал на сессии Генеральной конференции в 1922 году. К тому времени консервативная позиция уравняла адвентизм с фундаментализмом. Но я думаю, на сегодня пиши для размышления уже предостаточно. Я думаю, на этом мы пока остановимся. Мы продолжим наше исследование в следующий понедельник вечером.

—Жаль, — ответила Джин. — Это так интересно. Создается впечатление, что проблемы, с которыми сталкивается наша церковь, не отличаются от тех, с которыми сталкиваются и другие деноминации.

—Ты абсолютно права, Джин, — согласился пастор Даунтон. — По многим вопросам мы сталкиваемся с тем же, с чем приходится сталкиваться и им. Мы живем в том же самом мире, испытываем то же давление со стороны мира, которое испытывают и другие религии. Однако это не должно отразиться на нашей уникальности.

—Нам необходимо разобраться с тем, что произошло на сессии Генеральной конференции, и с последствиями случившегося. Это очень важно, и мы займемся этим на следующей неделе, — сказал доктор Смитарст.

—А вы не возражаете, если мы пригласим наших детей Михаэля и Шэрон присоединиться к нам на следующей неделе? — спросил Даг. — Я думаю, и им следует иметь истинное представление о своей церкви. Я бы хотел вызвать в них интерес к трудам Е. Уайт. Они думают, что она писала для своих современников, и сегодня ее труды совершенно не актуальны. Очень сложно вызвать интерес у современного поколения к ее работам и убе-Дить, что это очень серьезно. Вы не будете против, если они будут присутствовать на нашей встрече?

— Нет, конечно, это было бы замечательно, — ответил доктор Смитарст. — Но вам нужно заранее ввести их

В курс дела и рассказать о том, о чем мы уже говорили, чтобы они могли влиться в нашу дискуссию.

—Я уже сделал это. Я поделился с ними наблюдениями, которые почерпнул из наших с вами предыдущих встреч, и, кажется, они согласились со мной. Я расскажу им и о сегодняшнем разговоре, чтобы они ориентировались в том, где мы сейчас находимся, и чтобы могли полноценно участвовать в дискуссии.

—Прекрасно. Это было бы замечательно, чтобы в нашей группе присутствовали молодые люди, которые тоже могли бы выражать свое мнение по тому или иному вопросу. Молодежь иногда видит то, что мы, «старики», не замечаем. Моим собственным детям приходится прилагать немало сил, чтобы держать меня в курсе происходящих в мире событий, дабы, как они говорят, я не утратил связи с реальностью. Хотел бы я надеяться на успех этих попыток, во всяком случае, меня радует то, что они так стараются.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал