Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Настоящая Елена Уайт






Он взял в руки бумаги и, улыбаясь, сказал Шэрон и Михаэлю:

— Вот она, настоящая Елена Уайт: «Христос молился, чтобы Его ученики могли быть едины, как Он и Отец едины. Но в чем заключается это единство? Единство заключается не в том, что все имеют одинаковый характер и темперамент и думают одинаково...

Кто-то может хорошо знать Писание, и некоторые места из Библии представляют для него особую ценность. Другой видит ценность лично для себя в других библейских отрывках, таким образом, кто-то представляет одну точку зрения, кто-то — другую, и обе эти точки зрения представляют огромную ценность. Это Божий замысел. Но если кто-то ошибется в своем понимании библейского текста, является ли это причиной для разногласия или раздоров? Ни в коем случае. Единство церкви состоит вовсе не в том, что каждый понимает и видит истины Священного Писания одинаково. Церковь может анализировать все мнения, чтобы уладить разногласия, но мы не можем порабощать волю и разум человека, чтобы решить проблему несогласия. Эти попытки разобраться, анализируя ту или иную точку зрения, хотя и могут скрыть разногласия, но они не помогут достичь совершенного единства во мнении. Ничто не может принести совершенного единства церкви, как только дух терпимости Христа»''.

—Таким путем мы и должны идти! — воскликнула Джин.

—Мне нравится такой подход, — добавил Михаэль.

11 Manuscript Release, № 898, Love, the Need of the Church, release requested by R. W. Olson for general use.

— К сожалению, мы не всегда пользуемся этим советом, — сказал мистер Даунтон. — А это могло бы сохранить церковь от многих серьезных проблем.

— Итак, именно с такими «борцами за справедливость» и столкнулась в 1888 году Е. Уайт. Она попросила их оставить в покое двух молодых людей, которые осмелились представить свои взгляды на всеобщее обсуждение. При этом Е. Уайт заметила, что проблема должна решаться только с помощью Библии. Возможно, ее восприятие христианства лучше всего можно понять из слов, записанных в книге «Желание веков»:

«На примере милосердного самарянина Христос наглядно раскрывает суть истинной религии. Он показывает, что религия заключается не в доктринах, не в символах веры и обрядах, а в делах любви, в заботе о благополучии ближних, в подлинной доброте»12.

— Мне нравится позиция Елены Уайт, — заметила Шэрон. — Я бы хотела, чтобы и пожилые члены церкви услышали то, что она говорит. Мне кажется, что многие молодые люди, подобно мне, не хотят вникать в учение церкви по причине неприязненного к ним отношения со стороны старших членов церкви.

— Ты права, Шэрон, — произнес доктор Смитарст. —Мне это тоже не нравится. Но помни, что и Елена Уайт сталкивалась с подобного рода людьми в церкви. Послушай, что она пишет: «Разве это хорошо, что среди народа Божьего проявляется тот же дух, который мы осуждаем в других деноминациях. И это из-за того, что мы расходимся во взглядах по тем или иным вопросам... причем совершенно несущественным? Будем ли мы продолжать лелеять этот самый дух в нашей церкви... дух охлаждения дружеских отношений, отсутствия доверия, сознательного искажения мотивов, стремления пресечь попытки других людей выразить свое личное

Желание веков, с. 497.

Мнение, отличающееся от нашего, чтобы потом превратить этих людей в объект для осуждения.

Благочестие, которое заключает в себе Евангелие, никогда не несет на себе колючек и шипов, никогда... из-за того, что люди мыслят по-разному... не рушит тесных взаимосвязей, не разделяет тех, кто имеет одну веру, одно сердце. К сожалению, различие в толкованиях того или иного библейского текста может заставить членов церкви забыть о религиозных принципах. Накапливаются обиды и подозрения, пробуждаются человеческие страсти и развивается противостояние, причем в грубой, осуждающей манере всему, что идет вразрез с их собственной точкой зрения. Это совершенно не христианский дух, это дух иного рода»13.

— Я никогда не слышал, чтобы так говорила Елена Уайт, — проговорил Михаэль. — Может быть, проблема в том, что старые члены церкви тенденциозно цитируют Е. Уайт, игнорируя те ее высказываниями, которые вы только что прочитали. Жаль, что те, кто постоянно ссылаются на Е. Уайт, сами не следуют ее советам.

— Ты прав, Михаэль, послушай, что она писала тем, кто противостоял новым идеям Джоунса и Ваггонера в 1888 году:

«Если каждая идея, которую мы отстаиваем в наших доктринах, истинна, то неужели истина не устоит при тщательном исследовании? Неужели истина потерпит поражение и падет, если ее подвергнуть критике? А если это произойдет, позвольте ей упасть. И чем раньше, тем лучше. Дух, который противостоит дальнейшему постижению истины в христианской манере, это не Божий дух».14

— Здорово! — воскликнул Михаэль. — Я думаю, что церковь стала бы более привлекательной, если бы все прислушивались к советам, которые делала Елена Уайт.

13 Рукопись 13, 1889.

14 Письмо 7, 1888.

Я даже считаю, что тогда в наших общинах было бы больше молодых людей. Ведь большинство членов наших церквей — это пожилые люди. Молодежь, подобная нам с Шэрон, вынуждена искать другие общины, где есть молодые люди, поскольку многие наши церкви страдают дефицитом молодежи. И не всегда удается найти общину, где есть молодежь.

— Как это не прискорбно, но ты прав, Михаэль, — заметил доктор Смитарст. — Это печальный факт, но я хотел бы, чтобы ты знал и о том, кем фактически была организована адвентистская церковь. Знаешь ли ты о том, что наша церковь была организована молодыми людьми? Так, Елене Уайт, когда Господь призвал ее на служение, было всего 17 лет. Джеймсу Уайт было 21, когда он стал проповедником миллеритского движения. Он одолжил лошадь, упряжь с седлом и отправился проповедовать. За одну зиму 1842 — 1843 гг. он обратил ко Христу свыше тысячи человек.

Урии Смиту было 21 год, когда он стал работать в офисе Ревью, В Рочестере, штат Нью-Йорк. Он написал огромную работу на тему исполнения пророчеств и последнего времени, в которой насчитывалось более 35 тысяч слов. До волдырей на руках он обрезал печатные издания с помощью всего лишь перочинного ножа.

Стефану Хаскеллу, когда он впервые услышал проповедь о Втором пришествии, было всего 19 лет. Он так был потрясен всем услышанным, что начал делиться своими впечатлениями с окружающими. Друг уговорил его стать проповедником и говорить о Втором пришествии, и Хаскелл пообещал ему сделать это, если представится шанс. Хаскелл, на самом деле, пошутил, но его друг позаботился о том, чтобы шанс тому все-таки выпал. Стефану удалось выступить с проповедью, и он продолжал время от времени возвещать весть о скором

Пришествии, пока занимался продажей мыла собственного производства.

Двадцатилетний Дж. Н. Лафборо проповедовал по воскресеньям в течение трех лет, когда услышал истину о субботе. Он немедленно сделал свой выбор в пользу соблюдения субботы и стал разъездным проповедником.

Из наших адвентистских пионеров всего лишь один человек был пожилого возраста — это Джозеф Бейтс. Итак, эти молодые люди своими свежими идеями и мыслями бросили вызов тогдашнему обществу.

—Нашей церкви и сегодня нужны такие же молодые люди, — добавила миссис Даунтон. — Они смотрели в будущее. Им нравилась эта свобода мыслить, учиться и расти. Они не боялись ошибиться.

—Все верно, — сказал пастор Даунтон, глядя на Михаэля и Шэрон. — Кстати, многих из них исключили из церквей, поскольку эти церкви оставались закрытыми для нового. И тогда эти молодые люди решили не разделять ошибочных взглядов своих церквей. Они считали, что Бог пренебрег израильским народом, папством и протестантскими деноминациями именно потому, что все они были слишком привязаны к своим традициям.

—Они решили, что их церковь не повторит подобной ошибки. Они так боялись стать похожими на другие деноминации, что поначалу даже не хотели создавать какую бы то ни было организацию. В конце концов, когда они все же создали церковную организацию, они тем не менее продолжали считать, что у них никогда не будет утвержденного символа веры, как у других церквей.

—У меня с собой есть копия документа, связанного с созданием организации, — вдруг произнес доктор Смитарст. — Подождите-ка минутку.

Доктор взял свой портфель и нашел необходимую бумагу:

 


— В 1861 году они собрали конференцию в Мичигане и подписали следующий документ, который звучит следующим образом: «Мы, нижеподписавшиеся, утверждаем данную организацию как церковную и присваиваем ей имя Церковь адвентистов седьмого дня, соблюдающую заповеди Божий и имеющую веру в Иисуса Христа»15. Это все.

— Вы шутите? — воскликнул Даг. — Это что все, о чем

Они договорились?

— Я уверен, присутствовали там и другие пункты вероучения, по которым они были согласны между собой, но это все, что они посчитали нужным записать в протоколе. На последующей за этим дискуссии Дж. Н. Лафбо-ро говорил об опасности разработки каких-либо символов веры. Он сказал тогда буквально следующее:

«Первый шаг на пути к отступничеству — это принятие какого-то символа веры, который будет диктовать нам, во что мы будем верить. Второй шаг — это сделать символ веры критерием церковного членства. Третий шаг — заставлять членов церкви держаться этого символа веры. Четвертый — объявить еретиками тех, кто не исповедует это вероучение. И пятый — начать преследование всех еретиков.

Эту позицию поддержал и Джеймс Уайт:

«Принять символ веры — это значит застолбить

Что-то раз и навсегда и закрыть путь для дальнейшего

Развития... Библия — вот что является для нас символом

Веры. Мы отвергаем все, что придумано и установлено

Человеком»16.

Подобную точку зрения разделяла и Елена Уайт. Все они видели, что в прошлом те церкви, которые установили символы веры, остановились в своем развитии, и наши пионеры не хотели, чтобы это случилось и с их

15 Review and Herald, October 8, 1861, p. 148.

16 Там же.

Церковью. Мне нравится, как об этом написал Ричард Шварц. Позвольте мне прочитать:

«В начале ХГХ века эта деноминация заняла определенную позицию, сделав своим единственным символом веры Библию, а критерием церковного членства — христианский характер»17. Фактически, если хотите, они были против догматизации веры. Многие из них пришли из церквей, которые, зациклившись на своих доктринах, стали закрытыми для всего нового, и наши пионеры не желали повторять их ошибок.

— Это интересно, — произнесла Шэрон. — Значит, ранние адвентисты были открыты и принимали различные точки зрения.

— Да, помните о том, что они пришли из различных христианских деноминаций, — заметил пастор Даун-тон, — и они не боялись учиться и возрастать. Например, на протяжении многих лет субботняя школа в Батл-Крике проводила обсуждение темы о субботе, и эта дискуссия публиковалась в главном церковном журнале.

— Я хотел бы, чтобы и сегодня было так же, как тогда, — произнес Михаэль. — Мы с друзьями обычно боимся выразить то, что мы думаем на самом деле. А если мы вдруг говорим что-то, старшие члены церкви начинают искоса на нас смотреть. Иногда они очень недружелюбно настроены по отношению к нам. Я имею в виду наших пожилых членов церкви.

— Да, к сожалению, реальность именно такова, Михаэль, — согласился доктор Смитарст. — Ты можешь встретить и среди представителей старшего поколения людей, открытых для новых идей, а среди своих сверстников, наоборот, закрытых и не желающих

17 R. W. Schwarz, Light Bearers to the Remnant: Denominational History Textbook for Seventh-day Adventist Classes, prepared by the Department of Education, general Conference of Seventh-day Advenists, Mountain View, California, 1979, p. 167. Глава, В Которой Можно Найти Это Высказывание, Называется " Doctrinal Developments, 1849-1888".

 

Учиться. То, что ты рассказал о своей церкви, действительно иногда имеет место, но взаимосвязь между возрастом и отношением к новому однако не столь очевидна.

— Это правда, Михаэль, — присоединилась Шэрон. — Вспомни миссис Уилсон — она не против чего-то нового, хотя ей и за 60, а Адам, несмотря на свою молодость, кажется, неспособен быть открытым и учиться чему-то новому.

— Ну, в принципе, да...

— Есть еще несколько интересных цитат, — прервал их Дат, — и некоторые из моих более консервативных друзей, являющихся представителями старшего поколения, часто их приводят, чтобы показать, что Е. Уайт говорила иначе. Я не помню их слово в слово, но что-то вроде того, что мы должны стоять там, где мы есть, и ничего не менять.

Доктор Смитарст посмотрел на Дага.

— Я хорошо знаю эти цитаты, Даг. Однако же, если ты познакомишься с большинством из них, ты обнаружишь, что они были написаны в конце XIX и в начале XX века. Именно в это время Келлог написал свою книгу «Живой храм» и пытался представить в ней идеи, очень схожие с пантеизмом. Эти идеи отвергали личностного Бога и разрушали веру в существование Небесного Святилища, где Христос совершает за нас Свое служение. Эти идеи противоречили верованиям адвентизма. Елена Уайт боролась с этими опасными ересями почти в одиночку и была вынуждена использовать довольно резкий язык, чтобы остановить их дальнейшее распространение. Примерно в это же время она пыталась противостоять и еретическим идеям Бэлленджера в отношении служения Христа в небесном святилище. Очень важно принимать во внима-

Ние, когда, при каких обстоятельствах и к кому были обращены ее высказывания18.

Классическое заявление Е. Уайт на тему развития доктринальной истины можно найти в книге «Наглядные уроки Христа»:

«В каждом веке происходит поступательное развитие истины, так что каждая новая истина является Божьей вестью к людям именно того времени. Однако при этом и старые истины не потеряли своей значимости; новая истина не является совершенно независимой от прежних, но представляет собой их продолжение, их развитие. Лишь основательно уясняя себе старые истины, мы можем действительно понять новые... Тот, кто отвергает новую истину или пренебрегает ею, не обладает в действительности и старой. Для него старая истина теряет свою жизненную силу и превращается всего лишь в мертвую догму»19.

— Как вы думаете, это имеет место сегодня в адвентизме? — спросила Джин. — Я имею в виду, что из-за того, что некоторые не возрастают в понимании духовных вопросов, они становятся закостенелыми в своих взглядах? Я не очень понятно выражаюсь, да?

Доктор Смитарст посмотрел на Джин, улыбнулся и произнес:

18 Для примера можно привести следующие высказывания: «Как народ мы должны стоять на твердом основании вечной истины, которая выдержала все испытания и проверки. Мы должны крепко держаться наших столпов веры. Истина, которую открыл нам Господь, - наше твердое основание. Она и делает нас теми, кем мы в действительности являемся. Время не умалит ее значения и ценности», — Special Testimonies, Series В, 1904, P. 51.

«В Будущем Будут Возникать Разного Рода Лжеучения, И Мы Будем НужДаться В Твердой Почве. Нам Нужно Будет Крепкое Основание. Ни Один Столп Истины, Установленный Христом, Не Должен Быть Сдвинут. Враг Привнесет ложные Теории, Как, Например, Доктрину, В Которой Не Будет Места СвятилиЩу ■ Это Может Поколебать Веру Человека, И Он Может Отпасть От Истны. Где мы Сможем Найти Безопасность, Как Не В Истинах, Которые Господь Открывал Нам На Протяжении Последних 50 Лег?» —Reviewand Herald, May25, 1905.

19 Елена Уайт, Наглядные Уроки Христа, С. 127, 128.

— Я хорошо понимаю, что вы пытаетесь сказать, Джин, и я с вами согласен. Да, я считаю, что некоторые из наших членов церкви давно уже не привносили свежего в свое понимание адвентистского учения, и поэтому многие библейские истины потеряли свою жизнь. Это одна из причин, по которой они не идут к людям и не делятся с ними этой истиной. Есть смысл в том, чтобы каждое новое поколение становилось своего рода первопроходцем в обнаружении истины. Те идеи, которые вдохновляли наших предшественников, пытавшихся вписать адвентизм в то общество, в котором они жили, совершенно не вдохновляют наше поколение, в том числе и современную молодежь. И решение наших пионеров не принимать в отличие от других церквей каких-то символов веры, дает нам определенное преимущество. В этом и проявляется истинный дух адвентизма.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал