Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постепенный процесс






Доктор Смитарст отложил в сторону бумаги и начал протирать стекла очков.

—Я хочу еще раз подчеркнуть, что здесь не было злого умысла, — произнес он. — Это был постепенный процесс, в котором руководители церкви, движимые самыми благими намерениями, делали все от них зависящее, чтобы сохранить церковь и направить ее по пути, от которого, как им казалось, она отошла, по пути, которым шли ее основатели. Божьи служители тоже люди. Вы понимаете, что произошло?

—Да, я понимаю, — сказал Даг. — Имел место постепенный процесс изменения отношения к пророческому авторитету Е. Уайт, им придавалось большее значение, чем то, о котором она говорила, когда была жива.

—Верно. Е. Уайт не была вовлечена в борьбу против этих идей, становившихся все более популярными. После сессии Генеральной конференции 1922 года не нашлось того, кто бы мог или желал сказать что-то против того, что произошло. Те, кто знал многое и кто работал с ней рука об руку, молчали. Я хочу вновь прочитать вам из документов о тех значимых изменениях, которые произошли после ее смерти:

—Когда Е. Уайт умерла, право на публикацию ее трудов перешло к ее сыну Уильяму, и он продолжал их публиковать, восполняя нужды Церкви. Церковь нуждалась в советах по определенным вопросам, и ее книги были призваны помочь в той или иной сфере. Например, Пас-

 

 

Глава 3

Торская ассоциация нуждалась в книге о евангелизме; отдел образования нуждался в книге, которая помогла бы педагогам в преподавании психологии. Компиляции составлялись разными людьми. Например, сотрудники кафедры диетологии университета Лома-Линда сделали компиляцию материала для книги «Пища и питание»; Роберт Олсон составил книгу «События последних дней»; Д. Делафилд работал над книгой «Советы пенсионерам»; издательства вышли с инициативой создания утренних стражей по трудам Е. Уайт.

— Сколько же много компиляций увидело свет! — воскликнула Джин.

— Да, Е. Уайт умерла, но наши руководители и многие члены церкви хотели продолжать печатать этот важный для нас материал. Но мы должны знать, что и сама Е. Уайт хотела, чтобы ее рукописи продолжали публиковаться после ее смерти.

Однако вернемся к главной теме. Диспуты, которые велись по вопросу о богодухновенности на Библейской конференции 1919 г., были почти позабыты на протяжении последующих нескольких десятилетий. Протоколы пропали. Большинство, подобно Даниэльсу, не хотели их предавать огласке, потому что там было столько спорных моментов, столько столкновений, что их публикация могла бы привести к еще большим проблемам.

Возможно те, кто обладал наиболее полной информацией по этому вопросу, были напуганы и молчали.

Терри Амодт описывает историю колледжа Уолла Уол-ла и сообщает о том, с каким подозрением в колледже относились в ЗО-е годы к богословам, получившим ученые степени вне стен наших учебных заведений. Она показывает, как трудно было для многих принять тот факт, что церкви необходимо выйти за пределы своего окружения, чтобы получить образование. Из того, о чем она пишет, явно просматривается, что в нашей церкви доминировал

Как было утрачено истинное представление о Е. Уайт

Фундаменталистский образ мышления. Особенно это касается вопроса об инспирации и авторитете Е. Уайт27. 1 Но были и поводы для беспокойства. В 1942 году в своем письме к Генеральной конференции М. Андреа-сон описывает свою оценку состояния служения в церкви следующим образом: «Если учесть мой многолетний опыт, как преподавателя семинарии, я авторитетно заявляю, что ситуация по вопросу о позиции Е. Уайт в нашей церкви сегодня сложна, как никогда раньше».28 Доктор Смитарст отложил бумаги и продолжил: — Ричард Хаммилл рассказал29 мне, когда несколько лет назад перед его смертью я брал у него интервью, что, находясь в колледже Уолла Уолла, он узнал от доктора Шиллинга об инспирации мысли, в то время как в церкви всех учили теории вербальной инспирации30. Он подтвердил,

27 Terrie Dopp Aamodt, Bold Venture: A History of Walla Walla College, Walla Walla College Publication, 1992. В этой книге, в 6-й главе, озаглавленной «Сохраняя веру», повествуется о том, с какими проблемами столкнулся преподавательский состав богословского факультета колледжа в 30-х годах. Подозрительное отношение, возникшие к некоторым преподавателям богословского факультета просто потому, что они имели ученые степени, полученные не в адвентистских учебных заведениях, показывает отношение к современному образованию, присущее многим фундаменталистам того времени. Харольд Басе, Фредерик Шиллинг и Уильям Ландеен были среди этих преподавателей. Нам, конечно, со стороны сложно судить о каждом конкретном случае, но интересно отметить отношение к ним одного из члена Совета колледжа, Лемюеля Эстеба, который однажды сказал Харольду Бассу: «Харольд, если бы миссис Уайт написала, что твоя шляпа черная, а не белая, она все равно осталось бы для меня белой». «Лем — ответил Басе, — Бог дал мне глаза, чтобы различать черное и белое, и то, что между ними, и пока я остаюсь нормальным человеком с «хорошим зрением, я не одену очки Е. Уайт или чьи-либо еще, чтобы видеть то, что нужно. Если я не буду пользоваться Богом данными мне возможностями восприятия этого мира, я перестану быть человеком».

М. L. Andreason, Letter to J. L. McElhany and W. H. Branson, December

25, 1942, Andrews Univeristy Heritage Room, Andreason file 5.

Ричард Хаммилл, бывший президент Университета Андрюса и ви-

Це-президент ГК.

Теория об инспирации мысли выражается в том, что Господь дает мысли и идеи автору, а он уже выражает эти идеи своим языком. Вербальная инспирация часто ассоциируется с тем, что Бог диктует каждое слово автору. Эта идея часто ассоциируется также с концепцией непогрешимо-

 

 

Глава 3

Как было утрачено истинное представление о Е. Уайт

 

Что непогрешимость Шиллингом не обсуждалась, все тогда верили в непогрешимость писаний Е. Уайт. Однако из-за возникших проблем такие преподаватели, как Шиллинг, вынуждены были «замолчать». В те ЗО-е годы было даже опасно учить теории инспирации мысли. Существовали тогда в церкви и другие проблемы, например, значение слов «ежедневная жертва», истолкование Армагеддона, идентификация «царя северного», но центральной проблемой все-таки оставалась проблема богодухновенно-сти, причем вербальной инспирации и непогрешимости придерживалось большинство членов церкви»31.

Доктор закончил чтение: «После смещения Даниэль-са с поста президента Генеральной конференции церковь еще дальше отошла от его понимания теории инспирации».

—А как же с тем, что сама Е. Уайт писала об инспирации? — спросил Даг. — Она же тоже высказывалась на эту тему?

—То, что Е. Уайт писала об инспирации, можно найти в первом томе «Избранных вестей», 32 но эти книги не были доступны для широкого читателя вплоть до конца 50-х годов33. Но если быть точнее, то кое-что все же было напечатано. Например, книга «Свидетельство Иисусово» Ф. Уилкокса, в которой есть интереснейший материал о человеческом факторе в Библии и об инспирации авторов вообще. Там есть и целая глава о том, что

Сти, где ни одно слово не может быть ошибочным и ни в коем случае не может рассматриваться как обусловленное существующей культурой.

31 Интервью автора с Ричардом Хамиллом, март 1993 г. Он рассказывает о трудностях многих наших преподавателей богословия, с которыми им пришлось столкнуться при попытках получить одобрение на получении докторской степени в неадвентистских учебных заведениях. Большинство намеревались получить степени в области археологии или истории. Эдвард Хеппенстол был одним из немногих, который получил докторскую степень в области, которая касалась теологии. Полученная им степень была в области религиозного образования.

32 Избранные вести, т. 1, с. 15-21.

33 Interview with Raymond С. Cottrell, March 1993.

Е. Уайт говорила на тему непогрешимости34, но эта информация как бы осталась незамеченной. И все это не имело сильного влияния до тех пор, пока не вышли в свет «Избранные вести». К тому времени лишь немногие имели представление о том, как Е. Уайт писала свои труды. Я опять цитирую:

«Среди руководителей церкви, которые весьма способствовали продвижению в адвентизме теории вербальной инспирации и непогрешимости Е. Уайт, были С. Хаскелл и Дж. Лафборо. Оба были уважаемыми персонами в церкви, служение которых пришлось на период еще до начала 20-х годов. Оба были современниками Е. Уайт и их воспринимали как авторитетов в этой области. В период с 1930 по 1940-е годы в церкви было много людей, которые верили в то же, о чем говорил Да-ниэльс, но они не осмеливались возвысить свой голос. В 1935 году, например, Д. Робинсон и У. Уайт хотели выпустить брошюру, открывающую адвентистам правду по этому вопросу, но тогдашние руководители не допустило этот материал к публикации, потому что он разительно отличался от того, во что в основном верила церковь35. Такое случалось часто. Несколько человек не понаслышке знали, как работала Е. Уайт, но они не могли поделиться тем, что знали с членами церкви из-за страха стать изгоями».

—Я думаю, им следовало бы это сделать, несмотря ни на что, — заявил Даг.

—Я согласна с тобой, — добавила Джин.

—Нам легко сидеть здесь и рассуждать, как им следовало бы поступить. Но кто бы из нас хотел, чтобы его считали либо либералом, либо вообще неверующим.

—Мы консервативная церковь, и в такой атмосфере все-

34 См. F. M. Wilcox, 77ie Testimony of Jesus, Review and Herald Publishing Association, Washington, DC, 1944, P. 58-89.

35 Из интервью автора с Робертом Олсоном, март 1993 г.

 

Глава 3

Гда намного безопаснее, чтобы тебя считали консерватором, нежели либералом.

—И все же это странно, что причина смещения Дани-эльса была отчасти связана с его взглядами на теорию инспирации, которые на самом деле совпадали с мнением Е. Уайт, — задумчиво произнес Дат.

—Верно, — согласился доктор Смитарст и начал снова читать из своих документов:

«Библия написана не на возвышенном сверхчеловеческом языке. Иисус, дабы общаться с человеком на его уровне, облачился в человеческую плоть. Так и Библия должна быть передана человечеству на их языке. Все человеческое несовершенно. Одни и те же слова могут обозначать различные понятия, для каждой определенной идеи не найти одного определенного слова. Библия дана нам для практических целей...

Библия написана людьми по вдохновению Святого Духа, но это не означает, что она отражает способ мышления и выражения мысли, присущий Богу. Стиль ее написания характерен для человека. Бог не представлен как писатель. Люди часто говорят, что те или иные выражения не могут быть Божьими, но Бог не дает возможности судить о Себе в словах, логике, риторике, изложенных в Библии. Авторы Библии были Божьими писцами, но не Его пером. Посмотрите, насколько отличаются библейские книги, написанные разными авторами.

Не слова Библии, но люди, ее писавшие, были вдохновляемы Богом. Вдохновение воздействует не на слова или выражения человека, но на него самого, и разум его под влиянием Святого Духа наполняется определенными мыслями. Конкретные слова, в которые облекаются эти мысли, несут отпечаток индивидуальности. Так распространяются Божественные наставления. Божественный разум и воля объединяются с разумом и волей

Как было утрачено истинное представление о Е. Уайт

Человеческой; таким образом написанное человеком становится словом Бога»36.

—Это далеко не то, что большинство людей думают по этому вопросу, — заметил пастор Даунтон.

—Верно, Джаред, — ответил ему доктор Смитарст.

—Он вновь отложил свои бумаги и продолжил:

—Позволю себе повториться, этот материал не имел такого большого влияния, пока в 1958 году не были напечатаны «Избранные вести». Еще больше материала появилось с выходом в свет в 1980 году третьей книги «Избранных вестей». Хотя некоторый значимый материал в отношении ее взгляда на инспирацию можно было найти в предисловии к «Великой борьбе», которая была уже давно доступна, но до недавнего времени на это предисловие не обращали особого внимания.

—Это удивительно! — воскликнул Дат. — Я несколько раз читал это предисловие, и до меня не доходило значение того, о чем там говорится.

—Взгляды Е. Уайт по этому вопросу очень важны для нашей церкви, и нам следует внимательней их изучить, — сказал доктор Смитарст. — Ее точка зрения была отличной как от мнения фундаменталистов, так и от мнения либералов. Она сравнивала процесс инспирации с воплощением Христа. Сын Божий воспринял человеческое естество со всеми его слабостями для того, чтобы явить нам истину. Она также придерживалась здорового баланса между верой и разумом и никогда не пыталась принижать значение ни того, ни другого. Мы продолжаем использовать наш разум при чтении Библии, но в то же время мы всегда оставляем место для веры, осознавая, что сокрытое принадлежит Богу.

Тема об инспирации Библии много лет не так часто обсуждалась в адвентистских кругах. Кроме Е. Уайт и Дж. Батлера, никто, пожалуй, не уделял этому вопросу

Е. Уайт. Избранные Вести, Т.1, С. 20-21.

 

Глава 3

Столько внимания. Богодухновенность Библии воспринималась всегда как само собой разумеющийся факт, но учитывая желание в 1883 году провести редакцию «Свидетельств для Церкви», можно сказать, что мы никогда не исследовали детально то, во что мы верим. Возможно, тема богодухновенности Библии была отодвинута в сторону более сложными проблемами, которые пыталась решать Церковь.

— Да, это действительно так, — произнес Дат. — В течение того времени, как я нахожусь в церкви, а это уже около 30 лет, я никогда не слышал, чтобы обсуждалась эта тема. Во всяком случае, до тех пор, пока мы не стали собираться для этих встреч.

— Время от времени некоторые преподаватели и руководители церкви обсуждали вопрос об инспирации Е. Уайт. Иногда некоторые из них заявляли, что она не является непогрешимой. Однако этот вопрос не был по-настоящему представлен обычным членам церкви.

Многие продолжали относиться к ее произведениям как к непогрешимому источнику. Возможно, поэтому мы как церковь продолжали существовать и быть довольными этим существованием, не испытывая особой нужды в том, чтобы в этом разобраться. В конце концов, зачем создавать себе проблемы и вступать на топкую почву? Такова была философия того времени. Однако с тех пор, как появилось много книг, видеоматериалов и блогов в Интернете, которые несправедливо осуждают Е. Уайт, появилась и необходимость обсудить этот вопрос. Мы должны сделать то, что никогда раньше не делали. Если мы этого не сделаем, мы дадим людям повод незаслуженно и несправедливо осуждать вестницу Божью и ее произведения.

Истинной причиной того, что эта проблема не обсуждалась на протяжении тридцати лет, Дат, является то, что мы как церковь нормально существовали все это

Как было утрачено истинное представление о Е. Уайт

Время. Так для чего же рассказывать об этом людям, подвергая себя тем самым риску быть непонятыми и отвергнутыми?

Ну что ж, на сегодня, пожалуй, достаточно, давайте помолимся и разойдемся. На следующей неделе мы продолжим говорить о периоде в истории нашей церкви после того, как умерла Е. Уайт. Я надеюсь, что сегодняшняя беседа не была скучной для Шэрон и Михаэля.

Никакого ответа с их стороны не последовало, и по выражению их лиц невозможно было понять, что они думают по поводу состоявшегося разговора.

Джин прервала это неловкое молчание, сказав:

— Я уверена, что они внимательно следили за ходом нашего разговора. И я думаю, что у них есть вопросы, которые они хотели бы вам задать, когда будет подходящее время, не так ли?

Эта реплика матери вызвала еле заметную улыбку на лице Шэрон. Михаэль хранил молчание.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал