Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К историкам адвентистской церкви приходит зрелость






 

К историкам адвентистской церкви приходит зрелость

 

В следующий понедельник доктор Смитарст принес с собой несколько книг. Было понятно, что он собирался использовать их во время предстоящей встречи. Перед тем, как приступить, он вновь попытался узнать мнение Михаэля и Шэрон. Он хотел убедиться, следят ли они за тем, о чем говорится на встречах, или же им неинтересны эти темы. Они вежливо отвечали на заданные им вопросы, не раскрывая, однако, своих подлинных чувств.

Тогда он обратился ко всей группе:

— Позвольте мне напомнить, о чем мы говорили с вами в прошлый раз. «Аккредитация адвентистских университетов и колледжей привела к тому, что в нашей среде впервые появились дипломированные историки, получившие серьезное образование. В начале 70-х они приступили к своей работе. Дон Макадаме, которого я цитировал раньше, говорил о том, что первое поколение адвентистов трудилось над созданием церковной организации, а задача второго поколения заключалась в том, чтобы сохранить то, что было создано. А вот как он анализирует роль третьего поколения адвентистов.

" Третье поколение адвентистов выросло уже не в лоне молодого и борющегося за свое существование движения, но в хорошоорганизованной и крепко стоящей на ногах деноминации.

Уверенное в стабильности своей церкви, третье поколение начало с того, что подвергло критическому анализу начало существования адвентистского движения. А если

Быть точнее, начало 70-х ознаменовалось критическим анализом пророческого дара Е. Уайт1.

Макадаме поясняет, каким образом наши историки получали образование в 1950-х и 1960-х гг., не имея представления о длинном периоде критицизма, которому подвергалась Е. Уайт и ее произведения в прошлом. Это имело место как при жизни вестницы Божьей, так и после ее смерти, а также во время известной Библейской конференции 1919 года. Во-первых, они поступали как истинно верующие, пытаясь привести в соответствие те исторические неточности, которые встречались в ее произведениях. Из уже своего собственного опыта они поняли, что Е. Уайт при написании своих книг пользовалась другими источниками. Эта проблема, казалось, никогда не оставит церковь в покое. Вот что пишет Макадаме: «Статья Уильяма Петерсона " Текстуальный и исторический анализ позиции Е. Уайт по вопросу о французской революции" явилась первой статьей, обратившей серьезное внимание на источники, которыми пользовалась Е. Уайт... Автор пришел к заключению, что это были главным образом антикатолические и антидемократические источники, мощные по своей идеологической сущности, но слабые в отношении исторической точности.... Она пользовалась ими небрежно, подчас просто неправильно истолковывая их, иногда преувеличивая то, что там было написано, а иногда упуская из виду ключевой момент, таким образом, искажая значение события...

В качестве железной аргументации против работы Петерсона выступила статья Рона Грейбила, сотрудника Центра исследований трудов Е. Уайт... Грейбил раз-

1 " Shifting Views of Inspiration", Spectrum, Vol 10, No 4, P. 27. Макадаме был Профессором Истории В Университете Андрюса И Возглавлял Одно время Юго-Западный Адвентистский Колледж.

 

 

Глава 5

К историкам адвентистской церкви приходит зрелость

 

Бивает ключевые аспекты надуманных предположений Петерсона, считая его критику совершенно неуместной, и предлагает свое объяснение ситуации. Как известно, в 1911 году готовилась к переизданию книга " Великая борьба". Изучение записей, оставленных К. Крайслером, секретарем Е. Уайт, помогло выяснить, что источником для написания главы о французской революции были вовсе не работы историков, какими бы плохими или хорошими он ни были, А всего лишь один автор — Урия Смит.

Именно его книга " Размышления по Книге пророка ДаНиила и Откровение" и явилась основным источником для написания этой главы. " Для многих стало открытием,Писал Грейбил,Что Е. Уайт... не использовала те отрывки из Скотта, Гляйга, Теирса или Алисона (историки, Чьими работами она могла воспользоваться), которые не Использовал сам Урия Смит. Всякий раз, когда Урия сокращал материал, юна делала то же самое". Поэтому это не Е. Уайт выбирала сомнительные источники и неправильно Их истолковывала или искажала значение того или иного События. Это делал Урия Смит»2.

— Хорошо, что у нас были встречи, где вы объясняли нам цель пророческого дара, — сказал Даг. — Если бы я узнал о таком еще до наших встреч, это бы меня сильно смутило.

Только тогда, когда вы понимаете, что целью пророческого дара является наставление и укрепление церкви, вы воспринимаете все в правильной перспективе. Е. Уайт часто брала какие-то идеи и применяла их к духовной жизни. Больше всего она была заинтересована в качестве христианской жизни. Помните, в предисловии к «Великой борьбе» она упоминает, что заимствовала какую-то информацию у адвентистских авторов, своих

2 " Shifting Views of Inspiration", Spectrum, Vol 10, No 4, p. 29-31, Выделено Мною.

Современников, чтобы проиллюстрировать те или иные идеи. Она также говорила, что основной целью написания этой книги было раскрытие темы великой борьбы и желание показать, что в конце концов истина восторже-i ствует над злом. Ею также двигало желание предупре-дить людей о происках сатаны. Она всегда была готова исправить исторические неточности, когда люди говорили ей об этом.

Не забудьте также, что, когда она давала пасторский совет, она обходилась без каких-либо источников, а что касается материала, содержащего пророческую и историческую информацию, она пользовалась трудами Урии Смита и Дж. Андрюса, наряду с другими протестантскими комментаторами тех дней, которые пытались истолковывать пророчества и исторические события3. Но вернемся к тому, на чем мы остановились.

Доктор продолжил чтение:

«Это была новая веха в изучении истории адвентизма. В прошлом исследователи жизни и служения Е. Уайт не имели исторического образования. Они были скорее апологетами, нежели историками». Одним из тех, кто получил образование в области истории, был Рональд Намберс, написавший книгу «Пророчица реформы здоровья: исследование трудов Е. Уайт» («Prophetess of Health: A Study of Ellen G. White»). Намберс попытался проанализировать служение Е. Уайт с точки зрения историка, что никогда не делали прежние авторы. Он показал, что большинство ее работ не были оригинальными,

3 Было подсчитано, что в книге «Великая борьба» Е. Уайт цитировала 88 авторов. Зачастую она использовала цитаты этих авторов по вторичным источникам. Например, когда в главе о французской революции она Цитировала Скотта, Тиерса и Алисона, она пользовалась работой Урии Смита «Размышления По Книге Пророка Даниила И Откровение». См. Статью Роберта Олсона " Ellen White's Use of Historical Sources in the Great Controversy", Adventist Review, February 23, 1984, P. 4.

 

Глава 5

Как думали многие адвентисты4. Автор продемонстрировал, каким образом Е. Уайт заимствовала идеи из других источников и как время от времени она пересматривала свою позицию. Намберс пришел к выводу, что настоящей заслугой Е. Уайт в этом вопросе было соединение вести о здоровье с религией5.

—А что сейчас думают о работе Намберса? — спросил пастор Даунтон. — Я знаю, что его работа в свое время вызвала неоднозначную реакцию в церкви.

—О ней спорят до сих пор. Но я выскажу вам свое мнение. Я считаю, что за работой Намберса стоит заведомо ложная предпосылка. Автор считает, что все, что делала Е. Уайт, следует рассматривать в естественном ключе. Недавняя работа доктора Дона Макмахона помогла увидеть интересную закономерность. Когда Е. Уайт обрабатывала свой самый первый материал о здоровье вскоре после первого видения о реформе здоровья, уровень ее медицинской точности — по современным медицинским стандартам — был наивысшим

4 Следует заметить, что в ранней истории адвентистской церкви не все лидеры церкви заявляли, что реформы здорового образа жизни, которым учила Е. Уайт, являются уникальными. В1866 г. Дж. Вагтонер писал: «Мы не претендуем на то, что являемся пионерами в области реформ здоровья. Принципы, на которых основывается учение о здоровом образе жизни, были разработаны в большей степени реформаторами, врачами и специалистами в области психологии и гигиены и были распространены по всей стране. Мы лишь заявляем о том, что благодаря методу, избранному самим Богом, эта весть зазвучала более ясно и убедительно, произведя, таким образом, эффект, которого мы не смогли бы добиться, применяя другие методики», - Review And Herald, August 7, 1866. И опять в 1890 году доктор Джон Харви Келлог отзывался с одобрением о работах Е. Уайт, но он не заявлял об уникальности ее трудов. В предисловии к книге «Христианское воздержание и библейская гигиена» в отношении Е. Уайт он писал: «Необходимо признать необычным тот факт, что человек, не обладающий научными познаниями и эрудицией, смог вычленить из массы запутанных и порой ошибочных идей, выдвигаемых некоторыми авторами в области здоровья, рациональное начало и создать систему принципов гигиены настолько сбалансированно, последовательно и непредвзято, что дискуссии, исследования, открытия и опыты четверти века не смогли опротестовать эти принципы, но, наоборот, лишь способствовали их подтверждению» — с. 4.

К историкам адвентистской церкви приходит зрелость

На то время. Какая-то часть материала, которую она собрала для Джеймса из других работ, в частности, когда она выступала в роли помощника редактора журнала «Реформатор здоровья» (Health Reformer), отражала Ошибочные взгляды. Хоть работа Намберса и вызвала неОднозначную реакцию, автор помог нам разобраться во Многих вопросах.

—Мне жаль, что некоторые члены церкви относятся к нему с предубеждением, — произнес пастор Даунтон.

—Согласен. Однако такое часто случается с теми, кто отваживается бросить вызов устоявшимся идеям.

—Я знаю, что даже его отец, который был пастором, не поддерживал его, — сказал пастор Даунтон.

—Да, это правда. Но перед своей смертью его отец смог познакомиться с протоколами конференции 1919 года и понял, откуда у его сына были эти идеи. Незадолго до смерти отец и сын примирились.

—Рада это слышать, — сказала Джин. — Как часто мы не принимаем людей, которые бросают нам вызов, с которым мы в чем-то не согласны.

5 Гэри Лэнд отмечал это дальнейшее развитие в своей работе, когда писал: «Следующим серьезным вкладом стала работа историка медицины и науки Рональда Намберса «Пророчица реформы здоровья: исследование трудов Е. Уайт». В своей книге автор рассматривает становление Е. Уайт как реформатора в области здоровья. В предисловии Намберс отмечает, что он отходит от традиционного представления о Е. Уайт, которое заключалось в признании ее богодухновенности и игнорировании очевидных, как ему казалось, свидетельств, это опровергающих. Прежде всего он доказывает, что Е. Уайт значительную часть своих идей почерпнула у таких известных в то время реформаторов, как Джеймс Джексон, и Р. Т. Тролл, хотя она и отрицала какую-либо связь с ними. Во-вторых, Намберс указывает на то, что Е. Уайт меняла свою позицию по таким вопросам, как: стоит ли адвентистам обращаться к врачам, носить ли «реформированную» одежду, переходить ли на двухразовое питание и др. Историческое значение Е. Уайт, по мнению Намберса, в том, что она попыталась создать своеобразную религию на реформе здоровья. Еще до выхода в свет книга Намберса вызвала целую бурю возмущения в церковной среде». — Gary Land, " From Apologetics to History: The Professionalism of Adventist Historian, " Spectrum, Vol. 4, № 10, Pages 93-94.

 

Глава 5

— Ты права, Джин, но помни о том, о чем мы говорили раньше. Жизнь — штука сложная.

Доктор Смитарст попытался продолжить, но Джин настаивала:

—А прав Намберс, когда говорит, что Е. Уайт отказывалась признавать, что заимствовала информацию о здоровье из других источников? Я знаю, что есть и другие случаи, когда она отказывалась от того, что пользовалась другими источниками.

—Трудно сказать. Лучшее, что мне удавалось когдалибо читать по этому вопросу, это работа Роберта Олсона, который работал в качестве секретаря в Отделе исследования трудов Е. Уайт. Сейчас он на пенсии. Он рассматривает восемь высказываний Е. Уайт, которые используются с целью обвинения ее в отрицании использования других источников6. Олсон утверждает, что какие-то из этих утверждений были неверно истолкованы, а какие-то действительно представляют определенную загадку, указывая также на то, что Е. Уайт рекомендовала членам церкви читать те книги, которые прочитала сама. Вряд ли бы она стала давать такие советы, если бы пыталась скрыть факт заимствования материала из этих книг.

Она же не скрывает в предисловии к «Великой борьбе», что ей иногда приходилось пользоваться трудами некоторых историков и адвентистских авторов. Е. Уайт обладала хорошей памятью, но, возможно, иногда она и не помнила, откуда брала те или иные цитаты. Такое может случиться с каждым.

— Я это хорошо понимаю, — произнес пастор Даун-тон. — Часто в своих проповедях я цитирую других людей, которые четко, ясно и красиво выражают ту или иную мысль. Сегодня, если вы меня спросите, где я взял эти цитаты, я не смогу вам сказать. Недавно я читал «Историю церкви» Миллера. В предисловии к книге ав-

6 Robert Olson " Ellen White's Denials", Ministry, February 1991, p. 15-18.

К историкам адвентистской церкви приходит зрелость

Тор говорит, что перечитал много исторических книг. Он отдает должное этому материалу, и осознает, что многие мысли, слова и даже предложения из этих книг переплетаются с его собственными. Он не может уточнить, какие именно, он даже не помнит, откуда они7.

—Интересное наблюдение, — согласился доктор Смитарст. — Я тоже считаю, что Е. Уайт была заинтересована в том, чтобы читатель больше думал о самой книге, а не о процессе ее создания. Давайте не будем забывать и о том, что Е. Уайт не получила в свое время серьезного образования и большая часть ее жизни пришлась на ХГХ век. Мы не должны сопоставлять ее с теми образовательными стандартами, которые имеем сегодня.

—А возможно ли такое, — спросила Джин, — что Е. Уайт сознательно предпочитала молчать о том, как проходит процесс ее работы? Причиной тому было то, что среди членов церкви были люди, имевшие неверное представление о том, как проявляет себя дар пророчества.

—Я думаю, такая возможность существовала. Достаточно трудно и сегодня объяснить людям, которые имеют неправильное представление, о том, что такое дар пророчества. И было бы еще сложнее это сделать, если бы этот дар был дан Богом именно вам, как в случае с Е. Уайт. Я искренне ей сочувствую.

—Но что вы скажете людям, которые считают, что Е. Уайт сознательно пыталась скрыть факт заимствования своих идей из других источников? — спросила Джин.

Миллер пишет: «Поскольку все, что мы знаем об истории, приходит к нам через книги, я тщательно проработал труды тех авторов, которые считаются наиболее уважаемыми и признанными в нашей стране. И хотя я часто давал сноски на источники, указывая том и страницу, но невозможно указать все ссылки. Невозможно определить, сколько мыслей, слов и предложений из других источников переплетаются с моими. Основные ссылки, конечно же, даны не столько для того, чтобы читатель мог проверить цитату, сколько для того, чтобы дать читателю возможность узнать о ценных источниках, которые могут быть ему полезны». - Andrew Miller, Miller'S Church History, Pickering And Inglis, London, 1967, " Preface".

 

Inn

 

Глава 5

—Я думаю, она была истинной христианкой, и я не могу поверить, что она сознательно ходила вокруг да около, чтобы ввести нас в заблуждение, — добавил пастор Даунтон.

—Мы должны быть снисходительны к ней и оправдать ее за недостаточностью улик, говоря юридическим языком. Но даже если будет доказано, что она ошибалась в каких-то случаях, это не поколеблет моей уверенности в ее служении. Вспомните, что случилось с Давидом, когда он находился под давлением обстоятельств.

—А с Авраамом, — добавил Дат.

—Да, им обоим пришлось говорить неправду, чтобы скрыть какие-то факты. Я не хочу сказать, что и она поступала так же. Я имею в виду, что даже если бы и были подобные случаи, я все равно не перестал бы верить в ее служение. Но давайте вернемся к нашей теме.

Вновь взяв свои бумаги, доктор Смитарст начал читать:

«Макадаме исследовал часть книги " Великая борьба". Вот как он описывает свой опыт: „Летом 1973 года, в процессе изучения писем и документов в центре исследования трудов Е. Уайт по истории адвентистской издательской деятельности я познакомился с несколькими рукописями Е. Уайт, которые, как оказалось, были частями первой половины книги " Великая борьба", написанной в 1888 г... очень длинная рукопись... оказалось, что это был черновик главы, посвященной Яну Гусу...

Я смог составить сравнительный документ, в котором в первой колонке был помещен материал о Яне Гусе, взятый из " Истории протестантизма" Джеймса Уайли, во второй колонке — материал из черновика Е. Уайт по этой же теме, а в третьей — материал, который был опубликован в " Великой борьбе"...

Е. Уайт не просто заимствовала отдельные текстовые отрывки из труда Уайли, она страница за страницей сле-

К историкам адвентистской церкви приходит зрелость

Довала логике повествования его труда, выбирая нужную ей информацию... Черновик главы, посвященной Яну Гусу, настолько близок к работе Уайли, что кажется, он вообще не проходил этапа предварительной обработки и вошел в рукопись Е. Уайт вместе с историческими неточностями и морализаторскими наставлениями...

Изучения этой рукописи также показало, что литературный ассистент Е. Уайт, мисс Марианн Дэвис, не только редактировала ее английский, но и удаляла значительную часть оригинального материала, касающегося духовного аспекта тех или иных событий, дополняя рукопись выдержками из книги Уайли"»8.

Доктор Смитарст отложил бумаги и сказал:

—Лишь спустя шесть лет после того, как доктором Йостом были обнаружены протоколы Библейской конференции 1919 года, некоторые члены церкви и руководители смогли с ними познакомиться. Если бы информация, которая содержалась в этих протоколах, была воспринята со всей серьезностью, это бы предотвратило многие потрясения, с которыми столкнулась церковь, в частности, с расколами, которые имели место в нашей церкви в связи с этим. Может быть, тогда многие бы не оставили ее.

—Поступало все больше и больше новой информации, — сказал Даг. — Это действительно был подъем. Я теперь начинаю все это понимать, но лишь только потому, что вы смогли объяснить мне, как проявляет себя пророческий дар. Как теперь рассказать об всем этом людям, которые всю жизнь считали иначе?

—Это действительно непросто, Даг. И церковь понимала, что необходимо было что-то предпринять, потому что новая информация все поступала и поступала. Церковью организовывались специальные встречи, на которые съезжались представители нашей глобальной

8 McAdams " Shifting Views", P. 34.

 

 

К историкам адвентистской церкви приходит зрелость

 

Церкви, чтобы помочь разобраться с возникающими вопросами. В 1982 г. состоялся международный семинар по теме дара пророчества.

—Это очень похоже на то, как поступала раннехристианская церковь, когда необходимо было что-то уладить. Помните о Соборе, описанном в 15-й главе Книги Деяния святых Апостолов? — заметил пастор Даунтон.

—Да, интересное сравнение.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал