Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Елена Уайт и Библия






 

Елена Уайт и Библия

 

Я чувствую, как я вновь начинаю ценить нашу церковь, — сказал Дат своей супруге.

—И я тоже, — ответила ему Джин. — Это удивительно, как прошлые представления и идеи могли из поколения в поколение передаваться без всякого разбирательства, и многие просто так, слепо продолжали следовать им. Многие из нас выросли на определенной традиции восприятия адвентистской церкви и служения Е. Уайт, никогда даже не пытаясь вникнуть в суть этой традиции. Мне понравилось, как выразился доктор Хеппенстол по поводу того, что истину невозможно подавить. Неудивительно, что проблемы, связанные с Духом Пророчества, вновь вышли на поверхность, поскольку Церковь так до конца с ними и не разобралась.

—Да, но большинство просто никогда не слышало о той информации, которая была представлена нам. Как жаль, что в церкви не было сделано то, что могло бы изменить ситуацию к лучшему, — сказал Даг.

— Это могло бы защитить нас от многих потрясений, — продолжила Джин, — тогда бы, возможно, мы не потеряли стольких людей в 80-х годах, когда Уолтер Ри открыто обозначил эту проблему. Посмотри, что произошло с Даниэльсом, — сказала Джин.

— Да, но люди есть люди. И, тем не менее, я убежден, что большинство адвентистов все-таки хотят знать правду. Сейчас я хотел бы рассказать об этом каждому, во всяком случае, у меня теперь есть то, что сказать, по крайней мере, тем, кто желает знать истину... Ну что ж, скоро уже все соберутся. Давай посмотрим, все ли приготовлено.

После молитвы доктор Смитарст начал:

— Сегодня мы поговорим с вами о том, как соотносятся между собой труды Е. Уайт и Библия.

Михаэль оживился и сказал:

— О, это интересная тема. В нашей церкви есть люди, которые используют книги Е. Уайт чуть ли не как Библию. Они воспринимают их как своего рода комментарий на Священное Писание. Они даже добавляют к содержанию Библии ее высказывания.

Доктор Смитарст продолжил:

— Итак, как же труды Е. Уайт соотносятся с Библией?

Этот вопрос мы сейчас и изучим. Церкви дано много различных духовных даров, чтобы сделать ее единой и защитить от ереси. Давайте зачитаем, что говорится об этомвБиблии. Пожалуйста, откройте Еф.4: 11—14. Шэ-рон, ты не могла бы зачитать нам этот отрывок?

Шэрон взяла свою Библию и начала читать: «И Он поставил одних Апостолами, других — пророками, иных — Евангелистами, иных — пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения». Доктор Смитарст продолжил:

— Когда Е. Уайт выступала против заблуждений, которые могут смутить церковь и привести к разрушению личных отношений членов церкви с Господом, она, по сути выполняла то, к чему призваны пророки. Важно помнить, что то же самое можно сказать и о любом другом духовном даре, будь то дар евангелиста, или дар учителя, или же пастора. Именно об этом и говорит апостол Павел в прочитанном нами отрывке. Однако то, что не-

 

 

Глава 6

Елена Уайт и Библия

 

Сут в себе эти дары, должно быть в полном согласии с последним откровением Бога, явленным в Иисусе Христе, как и написано в Библии. Последней инстанцией для проверки любого учения должна быть Библия.

Помните, что в этом был убежден и ее муж, Джеймс, который занимал очень сбалансированную позицию по вопросу служения своей супруги. В свое время читатели Ревью Обвинили редакцию этого журнала в том, что она сделали ее высказывания критерием для понимания Библии. Позвольте мне вновь напомнить вам его ответ, который был дан на страницах журнала:

«Некоторые люди считают, что сотрудники редакции Ревью Сделали писания Е. Уайт своеобразным мерилом доктрин истины и критерием церковного членства. Какую же позицию на самом деле занимает Ревью По отношению к трудам миссис Уайт? Все идеи, излагаемые на страницах Ревью, Основываются на Священном Писании. Никто из авторов наших публикаций не ссылается на мнение Е. Уайт как единственно авторитетное по любым вопросам... Единственным мерилом веры и нашей жизни является Библия и только Библия.

Обязанность каждого христианина, таким образом, заключается в том, чтобы неуклонно придерживаться Библии как единственного путеводителя его веры и действий. Он должен горячо молиться, прося руководства Святого Духа в поисках сокрытой в Слове Божьем истины. Он не волен отвернуться от нее, чтобы искать руководства у людей, наделенных тем или иным духовным даром. Мы постоянно подчеркиваем, что поступающий подобным образом неправильно расставляет приоритеты и встает на опасный путь»1.

Смитарст отложил в сторону бумаги:

— Джеймс замечал, что уже тогда, на раннем этапе становления адвентистской церкви, некоторые были склон-

1 James White, The Gifts and their Objects", p. 27.

Ны придавать её трудам авторитет, заметно выходящий за рамки установленных в Библии в отношении пророческого дара параметров. Послушайте, что он говорит дальше: «Они [сотрудники Ревью] Были убеждены, что если Господь дает Свои дары, то делает Он это для того, чтобы оказать поддержку Своему народу и направить на истинный путь тех, кто отступил от библейской истины. При помощи этих даров должны были быть исправлены все эти заблуждения, а церковь защищена от проблем. Они обращают внимание на тщательное исследование Писания в поисках истины, которая и помогает раскрыть эти заблуждения... Они давали адекватную оценку дарам Святого Духа... Они подчеркивали, что возрождение этих даров в церкви не может подменить необходимости в поисках истины исследовать Библию»2.

—Я считаю, что Джеймс Уайт был прав, — выразила свое мнение миссис Даунтон.

—И я согласна с этим, — сказала Шэрон. — Мне бы хотелось, чтобы многие в церкви узнали, что он думал по этому поводу.

Доктор Смитарст вновь взял свои бумаги, чтобы продолжить чтение, но перед тем, как начать, он сказал:

— Если бы вы позволили мне дочитать мой материал до конца без комментариев, я был бы вам очень благодарен. У меня осталось еще пять ключевых моментов, о которых бы я хотел вам рассказать, а потом мы обсудим все, хорошо?

У доктора было еще много материала, который необходимо было рассмотреть, и он беспокоился, что если его будут постоянно прерывать, то процесс будет идти крайне медленно. Группа согласилась с его предложением, и он начал читать:

Высказывания Джеймса Уайт выделили важный принцип — Библия сама себя объясняет, и каждый

2 James White, " The Gifts and their Objects", p. 27.

 

 

Глава 6

Елена Уайт и Библия

 

Христианин под водительством Святого Духа волен исследовать Священное Писание, чтобы самостоятельно докопаться до истины. Дары Духа не должны подменять собой изучение Библии.

Важной частью протестантского наследия всегда являлось отвержение какого-либо внешнего авторитета за пределами Библии. Если вдруг такой авторитет появляется, он естественно становится превалирующим над Библией. Иисус оставил обетование Своей Церкви:

«Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин. 14: 25, 26). Это важный принцип, которого, мы, адвентисты седьмого дня, придерживаемся. Поэтому каждый верующий свободен обращаться к Священному Писанию и под руководством Святого Духа лично познавать Божью волю. Вот еще несколько причин, почему Церковь придерживается именно этой концепции:

1. Признание этого принципа и его применение в жизни является неотъемлемой частью протестантского наследия. Католическая церковь пытается ввести христиан в заблуждение, пытаясь навязать им то, что Папа Римский является непогрешимым толкователем Библии. Подобная концепция отвергается протестантскими церквями, потому что она противоречит принципу «Sola Scriptura» («Библия и только Библия»). Кроме того, признание какого-либо человеческого авторитета, истолКовывающего Библию, естественно поставит его выше Авторитета Библии.

2. Библия — завершенная книга. Послание к Евреям объясняет нам, почему: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1: 1, 2). Люди, жившие во времена Иисуса,

Были научены Самим Иисусом Христом, а некоторые даже записали Его учение. Иисус был Самым полным откровением Бога. Ничто не может сравниться с Ним в этом мире, невозможно ничего к Нему добавить, и ничто не может затмить это откровение Божье — Его Сына. Все, что следует после этого Откровения, лишь отражает свет, исходящий от Него. Таким образом, служение пророков заключается в призыве к исследованию и послушанию этому полному, совершенному откровению, данному нам в Иисусе Христе. Пророк лишь указывает нам на наши обязанности, либо уже открытые нам, либо нами отвергнутые.

3. Именно, этой позиции придерживалась и сама Е. Уайт. Она писала: «Каждый человек должен обосновывать свою позицию на Священном Писании, и каждое положение, претендующее на истинность, должно быть доказано на основании откровения Божьего Слова»3. Обращаясь к делегатам Генеральной Конференции в 1901 году, она сказала: «Отложите в сторону мои книги и не берите их в руки до тех пор, пока Библия не станет для вас единственным авторитетом. Никогда в жизни не цитируйте мои слова, если вы не следуете Библии. Когда вы сделаете Библию своей " ежедневной пищей", формирующей ваш характер, тогда вы лучше будете понимать, как применять советы, данные Богом через Своих пророков. Драгоценное Слово Божье должно быть возвышено сегодня. И больше не повторяйте: «Сестра Уайт сказала...», «сестра Уайт говорит...» или «сестра Уайт считает по-другому». Чаще говорите: «Так говорит Господь Бог Израилев»4. Е. Уайт здесь настаивает на том, что первейшей обязанностью христиа-

3 Евангелизм, с. 256.

4 Запись выступлений Е. Уайт на встрече, проходящей в библиотеке колледжа Батл-Крик 1 апреля, за день до начала сессии Генеральной конференции 1901 г., с. 167.

 

Глава 6

Елена Уайт и Библия

 

Нина является изучение Библии и следование тому свету, который она открывает. За советом к Е. Уайт он может обратиться только в том случае, если предварительно он уже обратился за помощью к Библии.

4. Это позиция адвентистской церкви по поводу того, что утверждается и что отрицается относительно авторитетности произведений Е. Уайт. Обратите внимание на 10 положений, как утвердительных, так и отрицательных, касающихся позиции церкви по отношению к авторитету и полномочиям, придаваемым трудам Е. Уайт.

Утвердительные положения:

1. Мы верим, что Священное Писание — это единственное основание нашей веры и окончательный авторитет как в вопросах вероучения, так и в практической жизни.

2. Мы верим, что Е. Уайт была вдохновляема Святым Духом и ее произведения, являясь продуктом этой инспирации, достойны внимания и уважения, особенно для нашей церкви.

3. Мы верим, что целью ее трудов является помощь людям в лучшем понимании того, чему учит Библия, и претворении этого учения в свою духовную и повседневную жизнь.

Доктор Смитарст отложил бумаги в сторону и прокомментировал: Это очень сбалансированные положения. В них ясно утверждается неоспоримость ее богодухновен-ности и в то же самое время заявляется о том, что мы не ставим ее произведения наравне с Библией. Давайте посмотрим на некоторые положения, свидетельствующие о том, во что церковь не верит по отношению к Е. Уайт:

4. Мы не считаем, что произведения Е. Уайт являются основанием и последним авторитетом христианской веры. Таким авторитетом может являться только Библия.

5. Мы не считаем, что произведения Е. Уайт могут рассматриваться, как основание для доктринальных положений церкви.

6. Мы не утверждаем, что Библию можно понять только с помощью трудов Е. Уайт.

7. Мы не утверждаем, что произведения Е. Уайт дают полное исчерпывающее толкование Библии5.

Доктор отложил в сторону бумаги, предоставив время для обсуждения. Даг начал первым:

—Это довольно сильные положения. Кто может поспорить с такими заявлениями?

—Это понятно, но большинство адвентистов на практике не следуют этим положениям, — возразил Михаэль.

—Да, это так. Кто-то продолжает настаивать на необходимости использования ее аргументации, вместо того чтобы ссылаться на Библию, —добавил пастор Даунтон.

—Возможно, — согласился доктор Смитарст, — но многие идеологи нашего движения имеют ясное представление по этому поводу.

Доктор покопался в своем портфеле и, достав нужную книгу, сказал:

— Очень ясно высказывается по этому поводу Фриц Гай. Позвольте мне прочитать, что он пишет: «Служение Е. Уайт не определяет, не контролирует и не ограничивает понимание адвентистами Библии. То, что она написала, не определяет заранее результаты библейских экзегетических исследований среди адвентистов, да и она сама никогда не подразумевала, что ее работы будут использоваться в таком свете. Е. Уайт не предполагала, что Слово Божье нуждается в ее пояснениях, чтобы быть понятным. Она никогда не заявляла, что именно ее понимание должно быть определяющим при толковании канонического текста. Е. Уайт никогда не произносила,

5 " The Inspiration and Authority of the Ellen G. White Writings: A statement of present understanding", Ministry, February 1983, p. 24. В Предисловии К этой Статье, Написанной Институтом Библейских Исследований, ГоворитСя: «Хотя Это И Не Утвержденное Заявление, Мы Верим, Что Глобальное Участие В Его Обсуждении Сделает Его Отражением Позиции Церкви По Теме, Которую Это Заявление Затрагивает». См. Приложение Г.

Глава 6

Елена Уайт и Библия

 

Например, таких слов: «Позвольте мне сказать, что означают те или иные библейские стихи». Она никогда не утверждала, что ее статьи или книги являются комментарием к Библии... Предпосылкой к любой серьезной экзеГезе является осознание, что никто наперед не знает, что Этот текст означает на самом деле; и никому из адвенТистов не следует смущаться, если внимательное исслеДование выявит что-то отличное от того, что писала Е. Уайт 100 лет назад»ь.

—Я очень хорошо знаю Фрица, — сказал пастор Да-унтон. — Он является профессором теологии и философии в университете Ла Сьерра в Калифорнии. Я думаю, он выразил мнение многих людей в церкви.

—Возможно, ты прав, но это все еще не отражает мнения достаточно большого числа наших членов, — выразила свое сомнение Джин. — Мне кажется, что взгляды и позиция так называемых адвентистских идеологов или богословов совершенно недоступны для среднего адвентиста. Они живут в своем собственном мире и говорят на недоступном для нас языке.

—Ну, это не предмет нашего разговора сегодня. Позвольте мне продолжить и привести вам еще несколько причин, по которым мы не должны думать, что с помощью Е. Уайт следует толковать Библию. Во-первых, сама Е. Уайт использовала Библию скорее как евангелист, проповедник, но не как экзегет. Она по-разному могла истолковывать один и тот же текст. Иногда она использовала текст в его непосредственном контексте и в соответствии с тем значением, которое в него вкладывал автор. В другой раз она могла использовать тот же самый текст в отрыве от контекста, вкладывая в него другое значение, отличающееся от намерения автора

6 Fritz Guy, Thinking Theologically, Andrews University Press, Berrien Springs, 1999, P. 123-124, Выделено Мною.

Текста. Роберт Олсон приводит два примера7: Первый касается истолкования Еккл.7: 29. Учитывая контекст и смысл стиха, она пишет: «Бог создал человека правым. Он наделил его благородными чертами характера без какой бы то ни было склонности ко злу. Он одарил его блестящими умственными способностями»8. Вне контекста и вне оригинального смысла, вложенного автором в этот текст, она писала совершенно о другом: «Первое, к чему следует стремиться, это к обретению правильной осанки как в положении сидя, так и в положении стоя. Бог сотворил человека прямоходящим, и Он желает, чтобы тот обладал не только физическим, но и умственным и нравственным преимуществом, грацией и достоинством, самообладанием, мужеством и самоутвержденно-стью, свойственными лишь тому, кто ходит прямо, с поднятой головой»9.

Второй пример: Книга пророка Наума 1: 9. «Вся Вселенная увидит, что есть грех и каковы его последствия. Его полное уничтожение, которое, совершись оно в самом начале, повергло бы ангелов в страх и навлекло бы бесчестье на Бога, ныне будет доказательством Его любви и возвысит Его перед обитателями Вселенной, которые находят высшее наслаждение в исполнении Его воли... Никогда больше не будет зла. Слово Божье говорит: „И бедствие уже не повторится"» (Наум 1: 9)10.

Внимательный читатель знает, что в этом тексте речь идет о разрушении Ниневии, а не о финальном уничтожении греха.

У нас нет совершенно никаких оснований, чтобы считать, что толкование библейских текстов, предлагаемое Е. Уайт, является единственно верным. То, что она

7 Взято из статьи Роберта Олсона " Hermeneutics", Ellen G. White Estate document June 1, 1986, p. 7.

Патриархи и пророки, с. 49.

Воспитание, с. 198.

Великая борьба, с. 504, выделено мною.

 

 

Глава 6

Елена Уайт и Библия

 

Писала, было больше похоже на духовный комментарий, чем на экзегезу. Позвольте мне объяснить, что я имею в виду. К примерам, приведенным Робертом Ол-соном, можно добавить библейскую притчу о десяти девах, записанную в Мф. 25: 1-13. В книге «Наглядные уроки Христа» Е. Уайт интерпретирует эту притчу как встречу верующими Христа перед Его Вторым пришествием11. Однако в книге «Великая борьба» она соотносит эту притчу с событиями, предвещающими разочарование 1844 года, полагая, что это иллюстрирует опыт, пережитый адвентистским народом12.

—В самом начале моего служения, — заметил пастор Даунтон, — один из пресвитеров моей церкви указал мне на то, что я неправильно объясняю смысл текста из 1 Кор. 2: 9. Я проверил и понял, что он прав. Позже я осознал, что использовал этот текст в соответствии с тем, что говорила о нем Е. Уайт.

—Ты прав, Джаред. И я пережил подобный опыт, когда кто-то указал мне на этот же стих и заметил, что я истолковываю его некорректно. И это еще один пример, который мы можем привести. С экзегетической точки зрения Е. Уайт была неправа, когда, комментируя 1 Кор. 2: 9, говорила о славе грядущей Новой земли. Она писала: «Павлу дано было видение о Новой земле, и, рассуждая о славе и величии Небесного града, лучшее, что он мог сделать, это просто даже не пытаться описать эту славу. Он говорит, что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Даже если вы попытаетесь задействовать все свое воображение, приложить все усилия, чтобы увидеть и прочувствовать всю славу и великолепие того мира, даже тогда, истощенные этими усилиями, вы не сможете его

Наглядные уроки Христа, с. 405-421. Великая борьба, с. 400-402.

Представить, поскольку это находится за пределами нашего человеческого понимания»13.

Истинное значение текста проясняется из последующих слов апостола Павла: «А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божий». В данном контексте рассматриваемый нами стих говорит, оказывается, об опыте, присущем жизни верующего человека. Преимущество этого опыта в том, что верующий человек, в отличие от неверующего, лучше понимает Бога и Его намерения. Смысл в том, что духовный человек разумеет, а недуховный не может этого постичь. Тема Новой земли, таким образом, является привнесенной в данный текст. Сам Павел этим смыслом свои слова не наделял.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал