Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Являются ли адвентисты фундаменталистами.






Уильям Джонсон

В последнее время в термин «фундаментализм» в его религиозном смысле стали вкладывать много значений. Его в равной степени применяли к столь разным по своим взглядам личностям, как Джим Джонс, аятолла Хо-мейни, Билли Грэхем и Джерри Фалуэлл. Для многих людей понятие «фундаментализм» является равноценным понятию «евангеликализм».

Спросите адвентистов, являемся ли мы фундаменталистами, и вы получите разные ответы. Некоторые будут в этом твердо уверены, другие возмутятся самой постановкой вопроса, третьи просто воздержатся от ответа.

Путаница, связанная со значением этого слова, проистекает из того, что оно используется в двух различных смыслах. Первый смысловой спектр имеет исторические корни и сосредоточен в конфессиональных различиях; второй смысл касается в основном образа мышления.

Исторически фундаментализм возник как своего рода реакция на социальное евангелие начала XX столетия. Название движения связано с серией из десяти брошюр, появившихся в период между 1910 и 1915 гг. и озаглавленных «Фундаментальные основы».

Брошюры, изданные под редакцией Ройбена Торрея и Амзи Диксона, были написаны известными консервативными авторами из США, Великобритании и ЬСанады. Они бесплатно рассылались священнослужителям, евангелистам, пасторам, учителям воскресных школ. Всего было распространено около трех миллионов таких брошюр.

Хотя авторы этих брошюр представляли самые разные деноминации, все они были согласны между собой в утверждении пяти основных доктрин христианской ортодоксии. Речь шла о признании вербальной инспирации и непогрешимости Библии, непорочного зачатия Сына Божьего, заместительного характера искупления, совершенного Христом, телесного воскресения Христа и Его скорого славного пришествия.

Именно эти доктрины и стали боевым кличем в битве фундаменталистов с «либералами» в лице ведущих протестантских деноминаций. Итогом этого противостояния стали расколы, исключения из церквей, создание фундаменталистских деноминаций, организация библейских колледжей и консервативных периодических изданий.

Ряд вновь созданных фундаменталистских деноминаций со временем раскололись опять, и сегодня многие из них открыто демонстрируют свое несогласие друг с другом. Например, Всемирный конгресс фундаменталистов, проведенный в 1976 году в Эдинбурге, под руководством Боба Джонса III и Яна Пейсли с целью объединения и сплочения фундаменталистов, был открыто осужден ведущим фундаменталистом Карлом МакИнтером. Однако сравнительно недавно Джонс и МакИнтер оказались в одном лагере, обрушившись с критикой на движение «Морального большинства», возглавляемое фундаменталистом Джерри Фалуэллом.

Фундаментализм часто используется в негативном смысле, указывая на определенный образ мышления. Фундаменталист — это брюзжащий ханжа, демонстрирующий свою приверженность к вышедшим из моды идеям. Он сепаратист, с подозрением относящийся к другим людям. Некоторые фундаменталисты, однако, гордятся своим негативизмом. Джек Хайлз, пастор Первой независимой баптистской церкви в Хаммонде, штат Индиана, например, заявлял: «Не существует ничего, против чего бы я не выступал. Я против всего. Я старомодный, веря-

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Щий в огонь и серу, старый, с дребезжащими стеклами и покрытый глиняной черепицей фундаменталист».

Являются ли адвентисты фундаменталистами? В контексте первоначальных пяти фундаментальных основ, мы, конечно же, не фундаменталисты. Да, мы бы согласились с четырьмя последними доктринами, но не с первой. И хотя мы утверждаем то, что Библия — это Слово Божье, и превозносим его как единственное мерило веры и христианской жизни, мы, тем не менее, не верим в то, что каждое слово ее было буквально продиктовано Богом. Мы признаем инспирацию мысли, но не богодухновенность каждого слова (см. Избранные вести, т. 1, с. 19-35). По данному пункту, конечно же, мы значительно расходимся с фундаменталистами.

Разница существенна и крайне важна. На кону природа богодухновенности, будь то Библии или трудов Е. Уайт.

Адвентисты не должны следовать узкому и негативному образу мышления, свойственному фундаментализму. Хотя мы и следуем «узким путем» Иисуса Христа, Господь желает, чтобы мы проповедовали этому миру «позитивную» весть. Он хочет, чтобы о нас знали как о людях, предназначенных для чего-то, прежде всего — для Него и Его спасения, для Его закона, для Его призыва жить благочестивой жизнью в этом «злом и развращенном мире».

Мы полагаем, что адвентисты будут достаточно мудрыми, чтобы избегать всякой причастности к фундаментализму. Этот термин к нам совершенно не подходит, и, учитывая многообразие смысла, присущего этому термину сегодня, он может породить путаницу и смущение.

Нам совершенно не нужен этот ярлык. Имя, которое мы носим как адвентисты седьмого дня, уже само по себе достаточное свидетельство миру. По благодати Божьей, пусть это имя будет наполнено красотою Иисуса ради Его скорого пришествия.

San Francisco Chronicle, May 22, 1922

РУКОВОДИТЕЛЬ АДВЕНТИСТСКОЙ ЦЕРКВИ АТАКУЕТ СВОИХ ПРОТИВНИКОВ

Обвинения президента Даниэльса в адрес своих оппонентов

Обернулись против него самого.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА ЗА КУЛИСАМИ СОБРАНИЙ

Избирательная комиссия делает предложения, но выборы откладываются.

Обвинениям в клевете и пропаганде, проводимой в течение последних месяцев как при личных встречах, так и по переписке с целью дискредитации руководителей адвентистской Церкви, дал достойный отпор президент Генеральной конференции Церкви адвентистов седьмого дня Артур Даниэльс на специальной встрече с делегатами, продолжавшейся в воскресенье после обеда в течение четырех часов.

Разделение по вопросу избрания президента на последующие четыре года угрожает расколоть съезд, и, поскольку к завершению вчерашнего заседания так и не удалось принять решение, вопрос был переправлен вновь в избирательную комиссию в надежде на то, что

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

Сегодня комиссия представит съезду новый отчет по кандидатам.

КОМИССИЯ В ТУПИКЕ_____

Разделение, которое привело к ожесточенным дебатам на вечернем заседании, вызвано неспособностью избирательной комиссии отобрать кандидатуру на пост президента ГК, которую на протяжении 21 года возглавлял Даниэльс. После нескольких дней горячих дискуссий комитет фактически оказался в тупике, когда голоса разделились практически поровну. 20 членов комитета проголосовали за сохранение поста президента за Дани-эльсом, 29 — за У. А. Спайсера, секретаря Генеральной конференции, пользовавшегося большой популярностью в церкви.

Хотя Спайсер и набрал большинство голосов избирательной комиссии, он отказался принять президентский пост в виду крайне напряженной и нестабильной политической ситуации в церкви. Он настаивал на избрании более молодого кандидата, который бы устроил обе фракции и вокруг которого могли бы объединиться все нынешние руководители, советуя и оказывая ему поддержку в несении огромной ответственности по руководству всемирной церковью.

ВЫБОР ОСТАНОВЛЕН НА СПАЙСЕРЕ

Многими делегатами, однако было, подчеркнуто, что популярность Спайсера в церкви достаточно высока, так что избрание его на пост президента могло бы способствовать объединению церковных сил. В случае смещения Да-ниэльса Спайсер рассматривался как наиболее сильный претендент на пост президента ГК.

Защищая свою команду, президент Даниэльс с горечью говорил о тех атаках, которые были предприняты

Против него со стороны отдельных делегатов. Он по сал пачкой писем, которые, по его словам, служили л казательством тех ложных обвинений и клеветы которые были направлены против него. Он рассказывал об успехах, достигнутых за многие годы его неустанного труда, подчеркивая, что обвинения против него были совершенно необоснованны и несправедливы. Он осуждал тех, кто привнес элемент политической борьбы в церковь, призванную проповедовать Евангелие Иисуса Христа.

ЛИЧНАЯ ТРАГЕДИЯ ДАНИЭЛЬСА

Даниэльс осудил предвыборную возню, распространение всевозможных слухов и обвинений в коридорах церковной власти, закулисные интриги. Он рассказал о том, как его родной брат слышал гнусные обвинения, выдвигаемые против него различными группировками, обвинения, которые не имели под собой совершенно никаких оснований.

Его голос дрожал, а по щекам текли слезы, когда он пытался защитить себя как руководителя церкви. В конце своего выступления он заявил о снятии своей кандидатуры, но пообещал, что останется неустанным вестником адвентистской церкви. Он не упомянул ни одного имени, которое было связано с воздвигнутой против него пропагандой.

Все руководители церкви, выступавшие на том заседании, осудили элементы политической борьбы, которые были привнесены в административную деятельность церкви, и предложили, чтобы съезд дал этому должную оценку.

По мнению одного из пионеров адвентистского движения Р. А. Андервуда из Линкольна, штат Небраска, изменение в руководстве послужат в конечном счете во благо церкви. А. Эванс, вице-президент Генеральной конференции, отвечающий за работу церкви в Азии, призвал всех собравшихся к «единству, единству и еще раз к единству».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

Заседанием руководил У. Т. Нокс, казначей Генеральной конференции.

Заседание было завершено молитвами Д. В. Сгарра из Ла-фаетте, штат Индиана, президента Даниэльса и И. У. Фарн-сворта из Окленда.

San Francisco Chronicle, May 23, 1922

ИЗМЕНЕНИЯ В РУКОВОДСТВЕ

Уильям А. Спайсер, генеральный секретарь, предложен на пост президента ГК

А. ДАНИЭЛЬС ТЕРЯЕТ СВОЙ ПОСТ_____

Во время заседаний руководители церкви дают отпор в обвинениях в «грязной политике»

После борьбы, которая до основания потрясла Генеральную конференцию Церкви адвентистов седьмого дня, угрожая расколом в ее рядах, вчера был найден компромиссный вариант в избрании двух ключевых руководителей церкви. Делегаты единогласно поддержали отчет избирательной комиссии, предложившей кандидатуру Уильяма А. Спайсера на пост президента Генеральной конференции и понижение в должности бывшего президента ГК Артура Д. Даниэльса в связи с избранием его на пост генерального секретаря, пост, который на протяжении 20 лет занимал Спайсер.

Компромисс, однако, был достигнут только после того, как президент Даниэльс и те, кто его поддерживали, осудили элементы «грязной политической борьбы» с едкой критикой и горькими упреками, которые были привнесены в церковь в связи с подготовкой к предстоящим выборам.

ОСУЖДЕНИЕ ПОЛИТИКИ

Пионеры, стоявшие у истоков церковной организации и выступавшие в связи с принятием резолюции по использованию методов политической борьбы в решении церковных вопросов, заявили о том, что проходящая сессия была «худшей» с момента начала адвентистского движения и ее первой Генеральной конференции в 1863 году.

Оппозиционные силы, которые выступали против повторного избрания Даниэльса на пост президента, который он занимал с 1901 года, на этот раз, в отличие от воскресного закрытого заседания, были услышаны. У. К. Уайт, сын адвентистской пророчицы сестры Уайт, наклонив свою седую голову, стоял перед собравшимися, исповедуясь в имевших место случаях критики. В защиту, однако, сил, требующих смены президента, он цитировал примеры из посланий Е. Уайт, которая настаивала на децентрализации церковного управления. Свое выступление он завершил решительным заявлением о том, что никто не может быть повторно избран, если на то нет воли братьев.

Доктор Джордж Хардинг, брат президента Хардинга, известный адвентистский врач-миссионер, решительно опроверг обвинения в том, что все, противостоящие повторному избранию Даниэльса, якобы были вовлечены в «грязную политику». Доктор Хардинг говорил это в ответ на ту резолюцию, которая была представлена А. О. Тайтом и которая осуждала политическую активность отдельных участников съезда. Его несогласие с резолюцией, отметил он, основывается не на самой резолюции, а на заявлениях членов комитета, которые готовили текст этого документа.

«Я был готов принять резолюцию, — заявил он, — готов высказать осуждение, о котором в ней говорилось. Мы действительно не хотим грязной политики. Вынося подобные осуждения, мы, однако, не должны закрывать возможность для честной дискуссии. Против человека,

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

Искренне высказывающегося за смену администрации и усматривающего в этом благо для церкви, не должно выстраиваться никакой оппозиции.

В ПОИСКАХ ГАРМОНИИ

Мы не можем игнорировать голос тех, кто хочет перемен. Среди нас наверняка должен быть тот, кого Бог благословит, с которым все фракции смогут работать в единстве и гармонии. Уже на протяжении долгого времени слышу среди служителей разговоры о необходимости смены руководства, и мы, медики-миссионеры, годами ждали, когда же наконец наступят перемены и придет тот, кто сможет посмотреть на нашу работу нашими глазами».

Доктор Хардинг проголосовал за альтернативную резолюцию, предложенную М. С. Уилкоксом. В этой резолюции осуждалась практика использования методов политической борьбы при решении церковных вопросов, однако более общего плана, нежели чем в резолюции, представленной комитетом.

Первоначальная резолюция, однако, была тоже принята в следующей редакции:

«Учитывая то, что политической борьбе, используемой в мире, совершенно нет места в христианской церкви, и принимая во внимание очевидные факты использования сравнительно небольшой группой людей губительного влияния политических методов с целью подорвать и разрушить добрую репутацию уважаемых среди нас руководителей церкви,

ПОСТАНОВЛЯЕМ: от имени всего съезда мы выражаем наше решительное осуждение всей нехристианской практике пропаганды, инсинуаций, грязной клеветы и ложных обвинений либо в защиту, либо против какого-то брата, использованной как до конференции, так и в процессе ее проведения, и в связи с этим

ПОСТАНОВЛЯЕМ: Публично, как перед Богом, принести свое раскаяние во всех этих неугодных Ему делах»

The Bulletin (San Francisco), May 23, 1922, Стр. 2

АДВЕНТИСТЫ ИЗБИРАЮТ СПАЙСЕРА

ПРЕЗИДЕНТОМ ГК

Уильям А Спайсер, бывший секретарь, заменит А Д. Да-ниэльса на посту президента Генеральной конференции Церкви адвентистов седьмого дня, а Даниэльс станет секретарем этой организации, заняв пост, на котором в течение 20 лет трудился Спайсер. Избрание Спайсера явилось результатом компромисса, достигнутого между противостоящими друг другу церковными фракциями.

Избрание обоих руководителей состоялось вчера вечером на съезде Генеральной конференции, проводимой в Сан-Франциско. Избранию кандидатов предшествовала напряженная борьба, проявившаяся в критике и использовании «грязной политики» и разрешившаяся принятием резолюции, осудившей «всю нехристианскую практику пропаганды, грязной клеветы и ложных обвинений».

Пионеры-основатели церкви, выступающие в защиту Спайсера, говорили о том, что они следуют общецерковной традиции, выраженной в том, что «никто не может быть избран на новый срок, если на то не будет воли братьев». Даниэльс исполнял обязанности президента ГКс 1901 года.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

The Bulletin (San Francisco), May 23, 1922, стр. 3

ГОЛОСОВАНИЕ ПРЕДОТВРАТИЛО РАСКОЛ В АДВЕНТИЗМЕ

Голубь мира опустился сегодня на Генеральную конференцию адвентистов седьмого дня, и сотни делегатов встали в молчаливом одобрении отчета избирательной комиссии, предложившей поменять местами ведущих руководителей церкви президента А. Д. Даниэльса и секретаря У. А. Спайсера.

В течение 21 года эти два руководителя трудились на постах, которыми они теперь поменялись. После острейшей политической борьбы, которая когда-либо имела место в истории деноминации, Даниэльс занял пост секретаря, а Спайсер стал президентом Генеральной конференции.

Пастор Даниэльс в своем обращении к делегатам дал понять, что он не пытался создавать оппозиции Спайсе-ру, наоборот, он думал о том, чтобы именно секретарь ГК стал президентом в ближайшие 10 лет, а сам он собирался выйти на пенсию. Он, тем не менее, осудил недостойные методы борьбы, которые были использованы против тех, кто пытался поддержать его на предстоящих выборах.

Делегаты встали и выразили вотум доверия своему новому руководителю. И хотя Даниэльс не рассчитывал на подобное в свой адрес, У. Т. Нокс, казначей Генеральной конференции, вышел на платформу и попросил участников съезда выразить признательность и новому секретарю, что аудитория с готовностью сделала.

Ministry, February 1983

БОГОДУХНОВЕННОСТЬ И АВТОРИТЕТ

ТРУДОВ Е. УАЙТ

ВЫРАЖЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПОЗИЦИИ_____

В ответ на многочисленные запросы специальным комитетом Генеральной конференции было подготовлено заявление по вопросу о том, как соотносятся между собой труды Е. Уайт и Библия. Заявление было опубликовано в журнале Adventist Review За 15 июля и в Августовском номере журнала Ministry С предложением к Читателям откликнуться на эти публикации. ПредложеНия, поступившие от читателей и отдельных групп, позволили доработать это заявление и довести его до Настоящего вида. Хотя это заявление и не прошло через процедуру официального голосования, мы верим, что учаСтие в его формулировании Всемирной Церкви позволяет ему стать отражением взглядов всей церкви по затронуТому вопросу.Институт Библейских исследований.

В преамбуле к Основам веры, утвержденным голосованием во время сессии Генеральной конференции адвентистов седьмого дня в Далласе в апреле 1980 года говорится:

«Адвентисты седьмого дня считают Библию своим единственным Символом веры и рассматривают ряд основных своих вероучительных положений как учение

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

 

Самого Священного Писания». Первый параграф отражает учение церкви по вопросу о богодухновенности и авторитете Священного Писания, а 17-й параграф описывает понимание церковью инспирации и авторитета трудов Е. Уайт и соотношение их с Библией. В этих двух параграфах говорится, в частности, следующее:

1. СВЯЩЕНН ОЕ ПИСАНИЕ_____________________

«Священное Писание Ветхого и Нового Заветов есть Слово Божье, письменно переданное по Божественному вдохновению через святых мужей Божьих, которые изрекали и записывали его по побуждению Святого Духа. Посредством этого Слова Бог передал человеку необходимые для спасения знания. Библия — это безошибочное откровение Его воли. Она является мерилом характера, испытанием опыта, авторитетным изложением доктрин и достоверным сообщением о действиях Бога в истории нашего мира (2 Петр. 1: 20, 21; 2 Тим. 3: 16, 17; Пс. 118: 105; Притч. 30: 5, 6; Ис. 8: 10; Ин. 17: 17; 1 Фес. 2: 13; Евр.4: 12)».

17. ДАР ПРОРОЧЕСТВА

«Пророчество — один из даров Святого Духа. Этот дар является отличительным признаком Церкви Остатка. Он проявился в служении Е. Уайт, вестницы Господа. Ее труды остаются авторитетным свидетельством истины, служа к утешению, руководству, наставлению и исправлению. Эти труды со всей определенностью утверждают, что Библия есть единственное мерило, которым следует проверять каждое учение и каждый опыт (Иоил. 2: 28, 29; Деян. 2: 17-21; Евр. 1: 1-3; Откр. 12: 17; 19: 10)».

Далее следуют десять утвердительных и десять отрицательных положений, которые связаны с вопросом бо-

ПРИЛОЖЕНИЕ

Годухновенности и авторитета трудов Е. Уайт, а также их соотношения с Библией. Все эти положения следует рассматривать как единое целое. Эти положения представляют собой попытку выразить современное понимание служения Е. Уайт Церковью адвентистов седьмого дня. Их не следует воспринимать в качестве замены или как часть двух доктринальных положений, процитированных выше.

МЫ ВЕРИМ,

1. что Священное Писание является Словом Божьим, открытым Богом и вдохновленным Святым Духом;

2. что канон Священного Писания состоит только из 66 книг Ветхого и Нового Заветов;

3. что Священное Писание является основанием веры и конечным авторитетом во всех вопросах вероучения и христианской жизни;

4. что Священное Писание — это Слово Божье, выраженное человеческим языком;

5. что Священное Писание учит тому, что дар пророчества будет проявлять себя в христианской церкви и в новозаветные времена;

6. что служение Е. Уайт и ее труды представляют собой проявление дара пророчества;

7. что Е. Уайт была вдохновляема Святым Духом и что ее труды как продукт этого вдохновения являются актуальными и авторитетными, особенно для адвентистов седьмого дня;

8. что целью написания Е. Уайт своих трудов является руководство в понимании учения Священного Писания и применении этого учения в духе профетического ожидания в духовно-нравственной жизни;

9. что принятие пророческого дара Е. Уайт важно для духовного окормления и сохранения единства Церкви адвентистов седьмого дня;

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

 

10. что использование Е. Уайт литературных источников и труда помощников находит параллели и в Библии.

МЫ НЕ ВЕРИМ,

1. что качество или степень богодухновенности в трудах Е. Уайт отличается от таковых в Библии;

2. что труды Е. Уайт представляют собой дополнение к канону Священного Писания;

3. что труды Е. Уайт, равно как и Священное Писание, представляют собой основание и окончательный авторитет для христианской веры;

4. что труды Е. Уайт могут быть используемы как основание для вероучения;

5. что изучение трудов Е. Уайт может заменить собой изучение Священного Писания;

6. что Священное Писание может быть понято только посредством трудов Е. Уайт;

7. что труды Е. Уайт являются исчерпывающим комментарием Священного Писания;

8. что труды Е. Уайт являются обязательной частью для провозглашения истин Священного Писания в обществе;

9. что труды Е. Уайт являются всего лишь продуктом пера благочестивого христианина;

10. что использование Е. Уайт литературных источников и труда помощников отрицает богодухновенный характер ее трудов.

В заключение хочется подчеркнуть, что правильное понимание богодухновенности и авторитета трудов Е. Уайт поможет избежать двух крайностей: (1) рассматривать их на одном каноническом уровне с книгами Священного Писания; (2) относиться к ним, как к обычной христианской литературе.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.027 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал