Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И Служители Божьи






 

Глава 6

Елена Уайт и Библия

 

Текстов, что и ее современники, авторы первых адвентистских публикаций. И это легко принималось церковью, к которой она непосредственно обращалась14.

А вот как говорит о Е. Уайт как об интерпретаторе Библии Джон Паулин: «Хотя этот вопрос нуждается в более глубоком изучении, я считаю, что Елена Уайт редко прибегала к экзегезе Священного Писания, пытаясь выяснить намерение, замысел, цели, которые ставил перед собой тот или иной автор Библии. Как и в случае с ветхозаветными пророками, ее главной задачей было прежде всего обращение к своим современникам. Это в основном и побуждало ее использовать Писание скорее теологически и гомилетически, чем экзегетически. Подчеркивая это, я не ограничиваю ее компетентность и авторитет. Все ее высказывания должны восприниматься с величайшей серьезностью. В то же самое время мы должны быть крайне осторожны, чтобы не умалить авторитет библейского автора на основании того, что Е. Уайт, как было подчеркнуто, никогда не претендовала на полное, исчерпывающее истолкование Библии»15.

Главная идея работы Паулина заключается в том, что мы не должны ссылаться на высказывания Елены Уайт, в которых содержатся лишь «отголоски» библейского текста, и превращать их в некий стандарт для истолкования того или иного библейского отрывка. Под «отголосками» текста Паулин подразумевает одно или несколько библейских слов, взятых в отрыве от контекста, чтобы преподнести какую-то духовную истину. Примером может служить отрывок из книги «Служения исцелеНия». Е. Уайт пишет: «Относительно чая, кофе, табака и Алкогольных напитков я хочу заявить, что единственно

14 Alden Thompson, " Old Testament Apocalyptic and Adventist Eschatolo-gy", a paper presented at West Coast Bible Teachers Conference, May 1, 1982, p. 10-11.

15 John Paulien " Ellen G White and the Interpretation of Revelation".

Unpublished paper.

Безопасный путь — это " не прикасаться", " не вкушать", " не дотрагиваться " 16. Явная аллюзия в данном случае на текст Кол. 2: 21 вовсе не означает, что Е. Уайт раскрывает его истинное значение. Всем известно, что Павел предостерегает здесь от аскетизма гностиков. Основной принцип, который кроется за тем, что она говорит, является обоснованным и веским, но это не является экзегетическим значением упомянутого отрывка. Е. Уайт просто использует язык Павла, чтобы четко обозначить один из важнейших аспектов практики воздержания.

—Но в нашей церкви люди постоянно так делают, — заметил Михаэль. — Они возьмут слово или фразу, которые Е. Уайт заимствует из Библии, и пытаются доказывать на основании этого истинное значение текста.

—Но так же нельзя, — законно возмутилась Шэрон.

—Я теперь просто не буду слушать этих людей, — сказал Михаэль. — Я буду им отвечать: «Подтвердите мне истинность своей точки зрения на основании Священного Писания».

—Правильно, Михаэль, — ответил доктор Смитарст. — Ты правильно ухватил суть проблемы, и сама Елена Уайт говорит в твою поддержку.

Он продолжил:

— А вот что говорит по данному вопросу Герберт Дуглас: «Когда Е. Уайт комментирует Библию, насколько мы можем ей доверять? Понимая ограниченность человеческой природы, мы вполне можем ожидать некоторые несоответствия. Перед пророками никогда не ставилась задача — не допустить ни одной ошибки. По этой-то причине она никогда и не хотела, чтобы кто-то считал ее непогрешимым толкователем или интерпретатором Библии»17.

Служение исцеления, с. 335. Douglass, Messenger of the Lord, p. 419.

 

Глава 6

Елена Уайт и Библия

 

—Это довольно серьезное заявление, — заметил пастор Даунтон. — Оно очень важно для нас. Если мы говорим, что она комментирует текст как гомилет, а не как экзегет, тогда просто опасно использовать ее как библейского комментатора, вдохновляемого Духом. Это также указывает и на определенный риск издания Библии с ее комментариями на полях18. Если, конечно же, не рассматривать эти комментарии как объясняющие истинное значение текста, а смотреть на них как на духовное наставление.

—Но люди как раз и рассматривают их как экзегетические комментарии к тексту, — отреагировал Михаэль, — доказывая, что это и есть истинное значение текста.

—А в том, о чем мы сейчас говорим, ты усматриваешь какую-то опасность? — поинтересовался доктор Смитарст.

—Да, я предвижу опасность, — ответил Михаэль.

—Конечно, хотелось бы не говорить об этом вообще, — заметил пастор Даунтон. — Те, кто критикуют адвентистскую церковь, находят для себя подпитку в подобных материалах. Иногда компилятор вставляет цитаты из ее трудов, которые не имеют ничего общего с экзегезой самого текста.

—Да, — подтвердил доктор Смитарст. — Интересно, насколько компетентным можно считать компилятора, который проявляет определенную предвзятость в подборе материала. Но давайте все-таки вернемся к моему

18 Издание такой Библии может создать впечатление, что комментарии Е. Уайт являются истиной в последней инстанции в толковании текста. В данном случае следует также предположить и наличие наивысшего авторитета у компиляторов, поскольку они берут на себя ответственность выбирать подходящие для данного случая высказывания Е. Уайт. А мы знаем, что она могла комментировать тот или иной текст, придавая ему совершенно разное значение. Поэтому неоправданно издание таких Библий, как, например, The Clear Word Bible Джека Бланко (Review And Herald Publishing Association, 1994), Который Поместил Комментарий E. Уайт Прямо В Сам Библейский Текст.

Последнему пункту, почему же нам не следует прибегать к Е. Уайт как к комментатору Писания.

5. Елена Уайт возрастала в своем понимании Божьих целей и постижении Писания. Мы ранее говорили уже, как иногда ей приходилось менять свои взгляды в каких-то богословских вопросах. Она всегда была открытой и прибегала к советам других. Поэтому можно взять некоторые из ранних произведений Елены Уайт, сравнить их с более поздними ее трудами и выявить то, что она противоречит сама себе. Нежелание признавать очевидный факт, что она тоже духовно возрастала, и служит причиной того, что ее недруги несправедливо спекулируют на видимых противоречиях в ее трудах. Однако тех, кто все же пытается ссылаться на Е. Уайт как на библейского комментатора, мы вправе спросить: «А какие произведения Елены Уайт вы собираетесь цитировать: ранние или поздние?»

Ни один из этих пунктов не вызывает проблем, если мы рассматриваем Елену Уайт в ее истинной роли как христианского пророка и если мы считаем, что только Библия должна быть источником наших доктринальных положений. Фриц Гай очень хорошо сказал об этом: «Она привлекала внимание к Слову...» «Она призывала повиноваться Библии...» «Она показывала непреходящую актуальность Библии, побуждая людей быть верными...»

«Она, конечно же, никогда не утверждала, что ее понимание текста является последним словом в науке толкования. Наоборот, она призывала каждого человека самого вслушиваться в Слово... она настаивала, что " непростительно для кого бы то ни было утверждать... что все наши толкования Библии безошибочны". Никто не должен испытывать смущение, если при серьезном и внимательном изучении Библии он вдруг обнаружит,

 

 

Глава 6

Елена Уайт и Библия

 

Что Писание утверждает нечто отличное от того, что говорила Елена Уайт»19.

Доктор Смитарст продолжил:

— В 1933 году Уильям Уайт вместе со своими коллегами из Центра исследований трудов Елены Уайт подготовили небольшой буклет, чтобы помочь людям лучше понять служение Елены Уайт. Мне кажется, я уже упоминал об этом на наших предыдущих встречах. Предполагалось, что буклет будут продавать, но этого так и не случилось. Было очевидно, что многие не смогут адекватно отреагировать на размещенную в буклете информацию. На 12-й странице этого буклета говорилось: «Мы должны подчеркнуть, что количество материалов, написанных миссис Уайт, где она использовала произведения других авторов, сравнительно мало, если учитывать общий объем написанного ею. Именно при изложении доктринальных и пророческих тем Е. Уайт чаще всего использовала слова других авторов или перефразировала их. Тысячи же страниц, наполненных вдохновляющей вестью, обличениями и духовными наставлениями, написаны ею независимо от других авторов, равно как и ее божественные предсказания событий будущего, через которые церкви придется пройти»20.

— Это очень важное утверждение, — заметил пастор Даунтон. — Если в него вдуматься, оно ясно подтверждает то, что вы говорите. У меня есть эта брошюра, но эти утверждения как-то мною не замечались. В то время, как Господь действительно открыл ей информацию о последних испытаниях, через которые церкви придется пройти, для описания ранних событий в церкви она использует труды других адвентистских авторов.

19 Fritz Guy, " A Frank Look at Ellen White", Adventist Review, July 10, 1986, p. 8-10.

20 W. C. White and D. E. Robinson, " Brief statements regarding the Writings of Ellen White", Elmshaven Office, St Helena, California, August 1933. P. 12.

I — Это верный вывод, Джаред, — согласился доктор ^митарст. — Е. Уайт упоминает об этом во введении к книге «Великая борьба». Она пишет здесь, что использует некоторый материал из произведений современных ей авторов. Имеются в виду труды Дж. Н. Андрюса и Урии Смита.

— Какова же все-таки цель ее трудов? — спросил Михаэль. — До сих пор вы говорили о том, какой цели они не служат. Для чего же они тогда были даны?

— Это хороший вопрос, Михаэль. Она сама часто говорила, что ее работа — призывать людей назад к Библии и возвеличить Библию перед людьми. Ее беспокоило то, что люди пренебрегали изучением Писания21.

— Это правда, — подтвердила Джин. — Я заметила, что когда я читаю то, что она написала, моя любовь к Слову Божьему и желание изучать его возрастают.

— Не менее важной целью ее произведений является применение библейских принципов в каждодневной жизни людей, — продолжил доктор Смитарст. — Она цитирует библейские тексты, применяя их к жизни людей, к которым она писала22. Богодухновенность ее трудов такая же, как и у библейских авторов, но цель у них другая. Господь посылал ей Свои вести точно так же, как и тем, кто писал Библию. Итак, мы можем обратить-

«Вы плохо знаете Писания... Если бы вы задались целью изучить Слово Божье... то вам не понадобились бы свидетельства. Но именно потому, что вы пренебрегли богодухновенной Книгой, Господь попытался достичь ваших сердец простыми, прямыми свидетельствами, направляющими ваше внимание на вдохновенные слова, которыми вы не желали повиноваться, и призывающими вас строить свою жизнь сообразно Его чистым и возвышенным учениям» — Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 665. 22 «Я взяла драгоценную Библию и окружила ее несколькими Свидетельствами для Церкви, которые были даны народу Божьему. Здесь, сказала я, рассмотрены дела почти всех людей и указаны грехи, которых им необходимо избегать. Здесь они могут найти нужный совет, данный другим людям, прежде находившимся в похожих обстоятельствах». Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 605.

Глава 6

Елена Уайт и Библия

Ся к Библии и увидеть, что она получала весть так же, как и библейские пророки, — через видения и послания от Бога, изучая то, что уже было написано другими, или просто отслеживая жизненную ситуацию. Однако ее трудам никогда не приписывался авторитет Священного Писания, да и она сама никогда не утверждала это. В действительности она называет свои произведения «меньшим светилом, который ведет людей к светилу большему», которым, безусловно, является Библия23.

Следует принять во внимание и еще один аспект служения Е. Уайт. Она была призвана подготовить Божий народ достойно встретить последние испытания, которые наступят в конце истории и которые будут предварять пришествие Христа. Ей были открыты последние события, и она призывала Божий народ удостовериться в том, что они полностью доверились Иисусу, чтобы быть найденными верными, когда настанет время испытаний. Делая это, она обращалась к наставлениям Иисуса из его знаменитой проповеди о конце света в Мф. 24. Она предостерегала, что «только закалившие свой ум библейскими истинами устоят в последней великой борьбе24.

— Вы думаете, что все так и будет происходить, как она писала? — спросил Даг. — А можем ли мы предположить, что что-нибудь пойдет не так? Ведь мир, в котором мы живем, так отличается от эпохи XIX века.

— Это очень серьезный вопрос, который постоянно должны задавать себе адвентисты, Даг. Я считаю, что все основные идеи адвентистской пророческой вести прочно основаны на Священном Писании, в особенности на Книге Откровение, в которой учение о благой вести, субботе Господней и состоянии мертвых представлены как аспекты, по которым в последнее время

23 Литературный евангелизм, с. 125.

24 Великая борьба, с. 593, 594.

Будет испытана наша верность. Многие адвентистские идеи, касающиеся исполнения открытых Богом событий между первым и вторым пришествиями, кажутся мне весьма убедительными. Однако отдельные моменты, связанные с наступлением времени испытаний, наверняка нас удивят. Например, современные технологии кардинально изменили наш образ жизни. Но я бы не хотел отклоняться сейчас от моей темы. Может, мы сможем обсудить это в другой раз. Сейчас я хочу ответить на вопрос Михаэля о цели написания Е. Уайт своих трудов.

Позвольте прочитать вам мнение еще одного из наших ученых. Фреда Вельтмана попросили проанализировать книгу «Желание веков» на предмет того, до какой степени при написании этой книги Елена Уайт была зависима от других источников.

Вся работа заняла у него семь лет. По результатам исследования был подготовлен отчет, в последнем абзаце которого говорилось: «Если и есть один общий вывод, полученный в течение бесчисленных часов чтения и изучения ее трудов за эти последние семь лет, то он таков: Елена Уайт, помимо всего, была искренней христианкой. Ее труды были написаны, чтобы просветить людей, чтобы помочь им взрастить личную веру и повиновение Божьей воле... Мы, может быть, и хотели бы видеть в ней ученого или психолога, специалиста в той или иной области или филолога, президента конференции или колледжа, но это не так. Я твердо убежден в том, что она не была и не может быть никем из вышеперечисленных. Скорее всего, она была просто человеком Божьим, руководимым Святым Духом, чтобы призвать и нас обратиться к Нему, к Его Слову и Его путям, чтобы, называясь именем Христа, мы могли прославлять Его перед теми, кто Его не знает»25.

25 Fred Veltman, Life of Christ Research Project, Vol. 3, p. 957-958.

 

 

Глава 6

Елена Уайт и Библия

 

— Это достаточно точное и краткое изложение того, о чем ты и говорил, — заметил Даг.

— Да, думаю, Вельтман очень ясно это изложил.

Отложив свои бумаги и откинувшись на спинку кресла, доктор Смитарстпосмотрел на собравшихся и сказал:

— Придя к такому заключению, Вельтман, по сути, заявил, что Елена Уайт соответствует всем библейским характеристикам истинного пророка.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал