Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания. ' Здесь и далее расстояния даются по: 83; 173; 99; 100 и атласам






' Здесь и далее расстояния даются по: 83; 173; 99; 100 и атласам. См. также: 54.

2 В.А. Голобуцкий полагает, что от днепровского устья до побережья Анатолии около 600 км.

3 Владислав А. Сэрчик, исходя из того же боплановского времени и, видимо, полагаясь на расстояние, указываемое В.А. Голобуцким, определя­ет скорость чаек около 15—16 км в час, или 8, 1—8, 6 узла.

4 Казачьи суда по быстроходности могут быть соотнесены с норманн­скими дракарами XI в. и даже поставлены выше их: полагают, что скорость дракаров доходила до 10 узлов. Расчет скорости галеры, основанный на числе ударов весел (до 22, в исключительных случаях до 26 в минугу), дает до 8 узлов, но, как считают специалисты, такая скорость была возможна только на коротких расстояниях (в ходе сражения). Крейсерская же ско­рость галеры при спокойном море определяется в 4, 5 узла в первый час хода и в 2, 0—1, 5 ума в последующем. Казачьи суда ходили быстрее и тогдашних парусников даже под полным ветром. В 1711 г. судно, на котором находил­ся И. Лукьянов, при сильном попутном ветре преодолело путь от устья Дуная до Босфора за «полторы дни да ночь».

Как говорит С.Н. Филиппов, в первой четверти XX в. паровое судно затрачивало на переход от Одессы до Стамбула обычно 36 часов, но судно автора, пользуясь попутным ветром, пришло в турецкую столицу раньше срока, так что мы имеем примерное соответствие скорости тогдашних паро­ходов и казачьих судов XVII в. Н.Н. Рейхельт в 1892 г. замечает, что от Одессы до Стамбула 352 мили и что пароход проходит это расстояние в 38—39 часов, — следовательно, скорость судна определяется в 9—9, 3 узла. Ср., однако, со сведениями Томилова: от Севастополя до Инеболу 270 верст, или около 20 часов пароходного хода, т.е. скорость парохода принимается за 7, 8узла. Современные транспортные суда делают в среднем 14—^уз­лов.

5 Для сравнения вообще продолжительности тогдашних рейсов по Чер­ному морю укажем, что, как полагает М.В. Фехнер, русские купцы XVI в. от Азова до Кафы добирались за 6—10 дней, от Кафы через Синоп до Стамбу­ла за 10—14 дней. Посол Илья Милославский в 1643 г. шел от Азова до Кафы 5 дней, от нее до Балаклавы — 3 дня и от последней к устью Босфо­ра— 4дня. В XVI—XVII вв. турецкие суда из Стамбула приходили в порты Северного Причерноморья обычно за 2—5 суток. Русские послы тратили на дорогу из Стамбула в Кафу обыкновенно 7 дней, из Кафы в Керчь — один — полтора дня, из Керчи в Азов — около Юдней, но из-за штормов и противных ветров случались большие задержки: А. Нестеров в 1667 г. доби­рался из Азова в Стамбул 9 дней, а обратно 6 недель, в том числе от Амасры до Кафы шел 12 дней и от Кафы до Азова 6 дней; И. Милославский затра­тил на дорогу из Стамбула на Дон 10 недель. Согласно П. делла Балле, для рейса из Восточного Причерноморья в Северо-Западное требовалось 10-20 дней.

6 Возможность похода к Стамбулу в 70-х гг. XVI в. допускал и Т.Г. Шев­ченко. Герой его стихотворения «Иван Подкова», реальный казачий ата­ман, сумевший в 1577 г. захватить престол господаря Молдавии, но в следу­ющем году казненный, призывает запорожцев идти «в Царьград... в гости / К самому султану» и получает согласие товарищей. О ходе набега поэт не рассказывает.

7 Главный источник главы — труд Сеннинского (Сарницкого) «Описа­ние старой и новой Польши» 1585 г., дополненный последующей инфор­мацией Орышовского.

8 Автор, правда, ошибочно относит событие к 1616 г.

9 М.С. Грушевский датирует начало похода концом июля старого стиля.

10 По А.Д. Желтякову, казнь произошла 16 октября.

11 В этом уверен Б.В. Лунин, а Ю.П. Тушин даже говорит об участвовав­ших в синопском походе «2 тыс. запорожских и донских казаков», хотя доля донцов при этом вряд ли была слишком большой.

12 Непонятно, откуда у И.И. Яковлева взялись 70 судов, участвовавших в походе.

13 Н.И. Костомаров, а вслед за ним А. Кузьмин и Д.И. Эварницкий почему-то называют Архиоку в именительном падеже Архиоки, а Е.М. Апанович даже Архиолоки. Водной из работ М.А. Алекберли фигурируют «порты Мизевни и Архиоки. Мизевна у Н. Вахнянина — Мисовия.

14 См. то же у 3. Вуйцика. По Алберту Ситону, казаки в 1615 г. атаковали «материк Турции» в Трабзоне, Синопе и Константинополе. В одной из ра­бот Д.И. Эварницкого П. Сагайдачный «подходил к самому Константино­полю и сжег возле него две пристани». У И.С. Стороженко казачий флот «подошел к Босфору и атаковал Константинополь. Запылали предместья и портовые сооружения»,

15 По Ю.П. Тушину, султан «охотился поблизости от столицы и сам видел дым и огонь горящего города».

16 Топоним Мизевна формально похож на название порта Месемврии, и авторы французской истории мореходства утверждают, что при Мураде IV казаки, «даже подошел к самому Царюграду, разграбили и сожгли город Меземврию, отстоящую на три мили от столицы». Однако здесь содержит­ся грубая ошибка: Месемврия располагалась далеко от Стамбула и более чем в 100 милях от устья Босфора по прямой.

17 Вообще же говоря, «султанам всех султанов» были не чужды и обыч­ные человеческие свойства, в том числе страх. В 1699 г., после того как капитан первого русского корабля, привезшего в Стамбул посла Е. Украин-цева, голландец Питер Памбург «пил целый день... с французами и голлан­дцами и подпил изрядно... и стрелял с корабля в полночь изо всех пушек и не по одиножды», наутро к послу прибыл секретарь «визиря тайных госу­дарственных дел» «с великими пенями и выговором, что сулганово... вели­чество (Мустафа II. — В.К.) ночесь испужался и из покоев своих выбежал... и некоторые жены... беременные от того страху и пушечной пальбы мла­денцев повывергли».

18 За В.А. Голобуиким то же повторяют и другие авторы.

19 Этот тип судов нам уже встречался. Поясним здесь, что триремы, или триеры, — это галеры с тремя рядами весел.

20 М.А. Алекберли в свое время писал, что плененный адмирал умер от раны, полученной в ногу, но затем снял это утверждение, возникшее из-за неверного прочтения польского текста: w nogi — бежать

21 Насколько известно, впервые казачьи действия сравнил с «залеза-нием» в пасть льва польский геральдик XVI в. Бартош Папроцкий. В сти­хотворном обращении «К полякам», адресованном шляхте и напечатан­ном в Кракове в 1575г., он писал: «Не думайте, что я льщу русским (украинцам. — В.К.); я недавно еще живу между ними и не с ними воспи­тывался; но я тотчас оценил их славные дела, которые заслуживают вечной памяти в потомстве. Не один раз в году эти достойные люди преследуют татар и подвергаются опасностям войны. Как мужественные львы охраняют они все християнство: почти каждый из них может на­зваться Гектором. Не имея от вас никакой помощи, они доставляют вам такое спокойствие, как откармливаемым волам... Не носят они пестрых одежд; они покрыты славою, которая дороже ваших нарядов. Слава это­го народа распространена всюду и останется за ними во веки вечные, хотя бы Польша и погибла. Что делал Геркулес, который побивал гидр и не щадил земных богов, то на Руси сумеет сделать каждый. Сампсон разодрал челюсть льву; подобные подвиги в наше время русаку заобычай. Могущественный турок разинул на нас пасть, и храбрые русаки не раз совали в нее руку. Устремился бы он с многочисленным войском в Польшу, но останавливает его русская сила... Будьте же довольны сла­вою, которую они (вам. — В.К.) добывают, хотя и нет вас между ними в походах; не посягайте на русские имущества, если всякий раз, когда на­добно сражаться, вы сидите где-то в лесу».

Наш подстрочный перевод фразы о пасти льва: «Разинул могуществен­ный турчин на нас свою пасть, / Не раз благородные русаки всовывали ему в нее руку».

22 Многие авторы, однако, опасаются прямо называть ее первым похо­дом на Босфор из-за неизученности Босфорской войны и еще, может быть, из-за неопределенности «черноморской кругосветки» 1570-х гг. Д. Доро­шенко и И. Рыпка утверждают, что перед набегом 1615г., упоминаемым ими по С. Жолкевскому и М.С. Грушевскому, было еше казачье нападение на окрестности Стамбула в 1613 г., но не приводят ни источник этого изве­стия, ни какие-либо подробности. И.П. Крипьякевич говорит, что набеги казаков на Трабзон, Синоп и Стамбул начались с началом XVII в., вероят­но, имея в виду 1610-е гг.

23 У П.А. Кулиша и Д. И. Эварницкого фигурирует Минера, у ряда авто­ров — Минер.

24 Этого же гетмана называют руководителем похода и в других работах. См., напр.: 316 (здесь приводится подтверждение взятия Трабзона из ар­мянской хроники).

25 Н.А. Мининков считает, что на обратном пути от Анатолии.

26 По Н.А. Мининкову, Измира на Эгейском море.

27 В этом сражении один паша был убит, а второй попал в руки казаков. В сентябре 1617г. прибывший в Москву из Казыева улуса толмач Гаврила Есипов рассказывал, что знатный турецкий паша «сидит на Дону у казаков скован и ждет по себе окупу, а для окупу послали казаки в Царьгород того ж паши двух человек, а окупу за него да за двух его человек сговорили взяти 30 400 золотых; и паша... о том от себя к жене своей и ко племени с людми своими писал, а велел окуп привести в Азов к осени».

В литературе вообще существует путаница со сражениями 1616 и 1617 гг. И.Ф. Быкадоров и В.А. Брехуненко датируют разгром 10 галер у Керчи 1617 г. (вначале у первого автора фигурировал 1615 г.), однако С. Иванов говорил с послами «в 124-м [году] июля в 25 день», т.е. в 1616 г. В.А. Бреху-ненко под 1617г. упоминает и взятие Минер: в апреле этого года на Черном море соединились казаки на 150 запорожских чайках и 50 донских стругах, после чего взяли упомянутый город. Но Н.А. Мининков говорит, что 22 ав­густа П. Мансуров и С. Самсонов узнали о нападении 150 чаек и 50 стругов на побережье Румелии и взятии Месемврии, а не Минер. Сюжет этот требу­ет отдельной разработки, выходящей за рамки нашей темы.

28 Любопытно, что М.А. Алекберли, цитируя по В.И. Ламанскому текст П. делла Балле с упоминанием сына Цикале и исправляя «ошибочное» Цикале на Соколлу (поскольку это-де был христианин Соколов), тем не менее утверждает, что в 1616г. турецким флотом командовал сам Цикале. Что касается Соколлу Мехмед-паши, великого везира второй половины XVI в., завоевателя Кипра, Туниса и Йемена и инициатора попытки прове­дения Волго-Донского канала в 1569г., то он происходил из известного сербского рода Соколовичей и был убит в 1579 г.

29 М.С. Грушевского повторяет Ю.П. Тушин. Об использовании каза­ками речного пути из Азовского моря в Днепр вообще рассказывает Г. де Боплан, сообщающий о следующем маршруте: Азовское море — Миус (ви­димо, в действительности Кальмиус) — путь волоком — река Тачавода (Вол­чья) — река Самара — Днепр. По Н.П. Загоскину, кроме боплановского варианта могли использоваться маршруты: 1) Азовское море — Кальмиус — волок— река Водяная или Лозовая, или Осиноватая — Волчья — Сама­ра — Днепр; 2) Азовское море — река Молочная — волок — река Конская (Конка) — река Кошугум — Днепр. Последний маршрут выходил на Днепр ниже порогов, что должно было быть удобно для запорожцев.

30 У Ю.П. Тушина же читаем, что казачий отряд «захватил Трабзон, Синои и порт Минер, где сжег 26 турецких судов». У Н. Вахнянина, напро­тив, казаки берут в Трабзоне только два судна.

31 Употребленное в тексте слово кПкапазЫе может означать несколько, более 10, от И до 19.

32 Ю.П. Тушин приписывает Д.И. Эварницкому босфорский вариант. Ю. Третяк при рассказе о походе вовсе не упоминает Босфор.

33 Ср. перевод П.А. Кулиша: «... повернули под Бифорум, в Ра1ис1ет Мео1Ыет и очутились на Дону».

34 Слово «бифорум» может быть переведено с латыни как двустворча­тое, сквозное, двуствольное, двойное.

35 Согласно польскому источнику 1619 г., это был «сын паши Киликии».

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал