Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Босфорские селения






 

В современной Турции считается, что все поселения Бос­фора представляют собой если не районы, то предместья гро­мадного Стамбула. «В наши дни, — отмечают Ю.А. Петросян и А.Р. Юсупов, — Стамбул с его пригородами простирается от Мраморного моря по берегам Босфора почти до самого Черного моря». Особенно это относится к европейскому берегу пролива, где «на протяжении почти 30 км от Мраморного до Черного моря тянутся живописные предместья Стамбула, переходящие затем в многочисленные курортные места».

Нынешний вилайет Стамбул включает в себя все побережье Босфора и значительную часть территории полуостровов Пашаэли и Коджаэли, в том числе черноморское побережье по обе стороны от устья пролива.

Однако и в XVII в. босфорские поселения, не входя формаль­но в состав столицы, представляли вместе с ней некий единый комплекс экономического, военного и духовно-судебного харак­тера, цепь очень близко расположенных звеньев.

Эвлия Челеби свидетельствовал, что на европейской сторо­не Босфора по сути дела не было пустых пространств, а распола­гались сплошные населенные пункты, сады и виноградники. «От Галаты до Неохори (Еникёя. — В.К.), — писал прошедший в 1655 г. по проливу Павел Алеппский, — справа и слева, видны хутора и дома, дворцы и серали, принадлежащие султану, а так­же сады, виноградники, гульбища, купальни и т.п.». Почти та­кая же картина наблюдалась и на пространстве от Еникёя до черноморского устья Босфора. Направлявшийся в Стамбул Е. Украинцев сообщал в 1699 г., что после Румеликавагы и Анадолукавагы «по обеим сторонам того гирла многие живут жители и многие стоят их бусурманские мечети».

Достаточно свидетельств подобного рода встречаем в запис­ках русских путешественников первых десятилетий XVIII в. От Румеликавагы и Анадолукавагы до Стамбула, замечал прошед­ший по Босфору в 1711 г. И. Лукьянов, «по обе стороны селы турецкие и греческие». «Тамо, — говорится о проливе в описа­нии путешествия Матвея Нечаева 1719 г., —...многожила, и все ряды и лавки, и слободы до села, Арнауз (Арнавуткёй. — В. К.) именуемого. Есть то село от Царягорода верст близ десяти, — все идти жилом, подле моря (Босфора. — В. К.)».

Наблюдатели XVII—XVIII вв. отмечали богатство босфор­ских селений и свидетельствовали, что «все сёла очень хороши, розмантими фарбами (красками. — В.К.) малиованно камени-цы», «все каменное строение».

Для казаков это были неприятельские селения, обеспечи­вавшие прохождение по Босфору османских эскадр, которые воевали с ними, запорожцами и донцами, и транспортных судов, которые занимались снабжением Стамбула, Очакова, Азова и других городов. Гавани пролива служили пунктами, где вра­жеские эскадры собирались, пополнялись людьми и припасами и отстаивались от непогоды и в ожидании попутного ветра. Там, в босфорских селениях, производилось много припасов для ту­рецкого военно-морского флота, ремонтировались его корабли, рекрутировались его матросы и морские солдаты. На берегах пролива было много ценнейшей недвижимой и движимой соб­ственности, принадлежавшей лично султану и столичной зна­ти, и содержались в непрерывных работах пленные «товарищи». Более того, вместе со Стамбулом это было самое «логово врага», центр враждебной империи.

Назовем важнейшие селения Босфора XVII в., начиная с черноморского устья, но не характеризуя здесь крепости, охра­нявшие пролив, которые будут описаны ниже.

При начале Босфора стояли два маяка — Румелифенери (Румелийский, или Европейский, маяк) и напротив него, к юго-востоку, Анадолуфенери (Анатолийский, или Азиатский, маяк), называвшиеся в литературе также Фанараки и Фанал и указы­вавшие вход в пролив. Каждую ночь на маяках зажигался огонь, «чтоб удобно кораблям в ночи... ходити, и тот огонь виден здалеку, на которой смотрючи, корабельники входят суднами в богаз и Царьград»; без этого огня «ночью не попадешь в устье», а «море здесь (спаси нас, Боже) весьма опасно».

Световой маяк Румелифенери был сооружен еще византий­цами в местности, называвшейся тогда Панеион, и представлял собой восьмигранную башню с внутренней лестницей в 120 сту­пеней, которая вела наверх, к большому, диаметром около 2 м, фонарю из стекол со свинцовыми окантовками, прикрывавших большую бронзовую чашу с 20 фитилями и маслом12. Эту баш­ню использовали затем турки. «На верхушке ее, — писал Павел Алеппский, — устроены три фонаря, каждый побольше факела; их зажигают ночью, заправляя смолой, дегтем, маслом и т.п...» Согласно Эвлии Челеби, применялась ворвань.

Румелифенери и Анадолуфенери описывают многие совре­менники: «А по конец гирла от моря по обеим сторонам на го­рах стоят 2 башни высокие, а с них по ночам выставливаются фонари с большими свечами...» Подойдя с моря к горам, «ус­мотрели два столба высокие, сильные и мудрованные, а на тех столбах каждой ночи горят свечи в фонарях». На столбах «сдела­ны по три высокия фонаря, и в тех фонарях всякую ночь огонь горит»13.

При Румелифенери был небольшой поселок, который упо­минал Павел Алеппский, указывавший, что жили в этой «дерев­не» христиане и что название свое Фанар она получила от мая­ка. Часть жителей как раз и обслуживала маяк14.

Днем суда узнавали вход в Босфор, среди прочего, и по бе­лой «колонне Помпея», описанной в 1672 г. Ж. Шарденом. Это была «колонна из белого мрамора, стоящая на той же стороне канала (на европейском берегу пролива. — В.К.), на высокой скале, образующей островок». «Ее называют колонной Пом­пея, — замечал путешественник, — и уверяют, что она воздвиг­нута в память побед великого римского консула над Митрида-том, который был царем в этой части Черного моря15. Построе­на она, должно быть, удивительно прочно, так как бури и вихри, непрерывно бьющие ее в течение стольких веков, не тронули ее, и это в ней всего замечательнее, потому что, с другой стороны, она не очень высока, и ширина подножья не соответствует, по-видимому, требованиям искусства».

При крепости Румеликавагы существовал небольшой посе­лок, состоявший во времена Эвлии Челеби из 60 домов, кото­рые располагались снаружи замка и являлись жилищами офи­церов и солдат его гарнизона. Военный характер поселения под­черкивает указание Эвлии, согласно которому там не было ни хана (караван-сарая), ни бани, ни рыночной площади. Впро­чем, тот же автор заметил при поселке много виноградников, в которых воины трудились, несомненно, в свободное от службы время. В этническом отношении они являлись турками.

Далее по европейскому берегу Босфора располагались мир­ные поселения. Первым из них был Сарыер, имевший, по Эв­лии Челеби, 1 тыс. домов, которые группировались в девять квар­талов. Семь из них принадлежали грекам, два туркам. Основные занятия местных турок — садоводство (были знамениты сарыерские вишни) и виноградарство, а «неверных» — судоходство, рыболовство и содержание «винныхдомов». В селении прожи­вало много моряков, служивших на торговых судах. Был там не­большой рынок, а в окрестностях известный золотой рудник и карьер, в котором добывалась чистая желтая^глина, использо­вавшаяся для изготовления форм при литье пушек в артилле­рийском арсенале Топхане. Само название поселения возникло от этой глины (Сарыер — «Желтая земля»).

В укромном уголке местной долины, говорит Эвлия, распо­лагался розовый сад Челеби Солака, которым наслаждался вы­соко ценивший его Мурад IV, а «кроме этого похожего на рай сада» там были и «семь тысяч других». Великолепная природа и свежий ветер с Черного моря превратили Сарыер в загородную зону отдыха для богатых стамбульцев, которые, согласно Эвлии, проводили там три месяца в году.

Следующим было селение Бююкдере (Буюкдере), располо­женное на берегу одноименного залива и вблизи впадения в Босфор одноименной речки (название Бююкдере можно пере­вести как «Большой ручей» или «Большой овраг»). Залив слу­жил «пристанищем» судам, шедшим в Черное море и обратно. В бухте Бююкдере имеется удобная якорная стоянка, почти за­крытая от черноморских ветров, вместимостью около 15 квад­ратных кабельтовых, с глубиной в 7—10 саженей (14, 9—21, 3 м) и песчаным грунтом. Селение окружал густой лес, «недоступ­ный для солнца». Эвлия Челеби отмечал маленькие улицы Бю­юкдере с большим числом небольших домов, которых он насчи­тал 1 тыс. Селение имело семь кварталов греков и квартал турок. «Неверные» были рыбаками, судовщиками и садоводами.

Наблюдатели относили «очаровательное селение Бююкде­ре»16 к самым живописным по расположению предместьям Стам­була на европейском берегу пролива. Это обстоятельство, пре­красный климат и богатство рыбных угодий рано привлекли внимание нескольких турецких султанов. В XVI в. Бююкдере было местом отдыха Селима I Явуза (Грозного) и Селима II Места (Пьяницы), которые развлекались там рыбной ловлей, а луг Бююкдере был устроен великим османским архитектором Мимаром Коджой Синаном для Сулеймана I. С XVII в. в этот рай­он на лето приезжали отдыхать некоторые европейские послы17. Постепенно он превратился в излюбленное место отдыха стам­бульцев.

Последнее относится и к лежащему ниже по ходу пролива, на мысу селению Тарабье (оно же с византийского времени Те­рапия, илиТарапия, а также Фармакия — по бывшему там кли­матологическому курорту). Как и Бююкдере, это одно из живо­писнейших мест европейского берега Босфора. У бухты Тарабьи также есть удобная якорная стоянка, закрытая от всех ветров, вместимостью около 20 квадратных кабельтовых, с глубиной в 7—10 саженей. По сообщению Эвлии Челеби, Тарабья имела 40 небольших улиц, 800 домов, семь кварталов греков и квартал мусульман (турок)18. Эвлия же отметил в селении мечеть, много судов и дворец инспектора таможенных пошлин и указал, что Селим 11 и здесь развлекался ловлей рыбы, которую жарили под тенью высоких кипарисов.

Далее располагалось селение Еникёй (в переводе «Новое село», по-гречески Неохор, Неохорис, в литературе также Неохори, Неокорис), основанное по указу Сулеймана 1 и заселенное преиму­щественно переселенцами из Трабзона. Вместе с двумя предыду­щими селениями оно имело самое живописное расположение и было красивым населенным пунктом. Уже в 1624 г. Ф. де Сези называл Еникёй большим селением. При Эвлии Челеби там было 3 тыс. домов, три мечети, три турецких и семь греческих кварта­лов19. Важнейшее по значению место среди жителей занимали моряки, особенно капитаны и владельцы торговых судов. «Они, — утверждал Эвлия, — богатые капитаны... поэтому имеют отлич­ные дома». Робер Мантран же отмечает, что Еникёй и район Топ-хане, близ Галаты, в XVII в. были главнейшими местами житель­ства членов особой «касты» босфорских судовладельцев и капита­нов, занимавшихся контрабандой, имевших связи с торговцами и чиновниками в столице и провинции и сосредоточивших в сво­их руках большие богатства.

Еникёй получил известность производством припасов для турецких судов и их экипажей, в первую очередь морских суха­рей. Согласно Эвлии, все эти сухари изготовлялись только в Га-лате и в данном селении, где на берегу пролива располагались 100 домов «сухарных пекарей». Впрочем, как увидим, сухари производились и в Арнавуткёе. Жители Еникёя занимались так­же рыболовством, садоводством и виноградарством. Тамошнее вино, расхваливавшееся «распутниками», Эвлии, однако, не понравилось. Наконец, в селении имелся специальный рынок дичи, которую янычары били в горах Истранджи и привозили оттуда для продажи. Надо полагать, дичь поступала и с озера Теркоза, которое Эвлия называл прибежищем водяных птиц и местом охоты (гарнизон Еникёя в течение лета пребывал на лу­гах Теркоза и Оскокары).

Следующее селение Истинье (часто Стения, иногда Состе-ний, Сосфений)20 располагалось в глубине небольшого залива, носившего в византийское время название Состенион (Леостенион, Леостенос), при впадении в Босфор речки Истинье. Эв­лия Челеби насчитывал там 1 тыс. домов. Население составляли примерно поровну турки и греки. Истинье являлось отличным портом, поскольку, согласно Эвлии, тамошняя хорошая бухта была способна вместить тысячу судов. В позднейшее время якор­ная стоянка в местном заливе характеризовалась как удобная, закрытая от всех ветров, вместимостью в 6 квадратных кабельто­вых, с глубиной в 5, 5—12, 0 саженей (11, 7—25, 6 м).

В Истинье строились и ремонтировались суда. Другими за­нятиями жителей являлись садоводство, рыболовство и торгов­ля. Эвлия указывает, что в селении было много садов и 20 лавок. Имелся прекрасный кёшк (вилла, павильон) для приема гостей. Зимой в заливе безопасно прогуливались 200—300 судов. В Ис­тинье, писал один из авторов, «в древности были великолепные языческие и христианские памятники, разрушенные гуннами, болгарами и русами, которые много раз гуляли здесь с огнем и мечом (в течение двух веков), выбирая эту бухту этапом для сво­их пиратских набегов»21.

Большое селение размещалось при крепости Румелихисары. По Эвлии Челеби, вне ее пределов на берегу пролива в ли­нию выстроились 1060 домов, все принадлежавшие туркам, за исключением только пяти греческих (путешественник заметил там отсутствие «домов вина и пива», так как «жители все очень хорошие мусульмане»). Население поселка составляли большей частью рыбаки, солдаты крепостного гарнизона и ремесленни­ки. Хотя в селении не было рыночной площади, но насчитыва­лось 200 лавок. Имелись также семь школ и много прибрежных дворцов и кёшков. Хозяева последних, богатые и знатные люди, жили там летом, а на зиму перебирались в столицу.

Селение Арнавуткёй (Арнауткёй, в переводе «Албанское село», поскольку когда-то населялось албанцами) располагалось на остром мысу Акынтыбурну, в бухте с таким же названием. Теперь это район Стамбула, а при Эвлии Челеби там насчитыва­лось около 1 тыс. домов, в большинстве греческих и еврейских, которых было приблизительно поровну, и так немного турец­ких, что даже не имелось мечети. Место это, согласно Эвлии, было известно своим белым хлебом и сухарями. Арнавуткёй яв­лялся одним из центров производства припасов для флота, осо­бенно морских сухарей. Тамошняя бухта использовалась под зимнюю стоянку множества судов. Жители занимались, кроме того, садоводством и рыболовством. Эвлия еще сообщал о попу­лярности в регионе местных женщин-гречанок и известности евреев-музыкантов, игравших на разных инструментах, в част­ности на тамбуре.

В Арнавуткёе в XVII в. славились султанские сады Бебег и Делихюсейнпаша. Первый из них был создан в 1510-х гг. Сели­мом I, который построил там же красивый кёшк. В селении были и летние резиденции стамбульской знати.

Далее по Босфору лежало Куручешме (по-турецки «Сухой колодец», «Сухой источник»). Дома селения размещались в об- ширной долине, адома знатныхлюдей — на берегу пролива. По информации Эвлии Челеби, там был квартал мусульман, два общества евреев с тремя синагогами и три квартала греков с дву­мя церквами. Р. Мантран же утверждает, что Куручешме насе­ляли евреи, которых в селении было больше, чем представите­лей других этносов, а также славяне и греки. Можно еще доба­вить, что селение около 100 лет являлось местопребыванием молдавских господарей из греков-фанариотов, их родственни­ков и потомков, вообще светских и духовных фанариотов. Жи­тели занимались торговлей, имея 200 лавок, и, несомненно, са­доводством и рыбной ловлей. Впоследствии Куручешме было известно в регионе лучшими устрицами. По легенде, в этом ме­сте останавливались аргонавты, возвращавшиеся из Колхиды.

Следующим селением был Ортакёй (по-турецки «Среднее село»), ныне один из районов Стамбула. Севернее и южнее это­го места отстаивались суда, застигнутые «маловетрием». При Эвлии Челеби в Ортакёе насчитывалось 2—3 тыс. домов, возвы­шавшихся один над другим на обеих сторонах долины, посре­дине которой протекала небольшая, но стремительная речка, и проживало много «неверных» и евреев. Р. Мантран указывает, что больше всего было евреев, а кроме них жили турки, армяне и греки. Поселение это древнее, до османского завоевания назы­валось Архиве и имело когда-то знаменитый византийский мо­настырь Св. Фоки. Турки стали там селиться со времен Сулеймана I, с первой половины — середины XVI в.

В XVII столетии в Ортакёе насчитывали 200 торговых заве­дений, многие из которых являлись закусочными (тавернами), большое число великолепных садов и прибрежных дворцов. Более поздняя информация говорит о тамошних «очень плодо­носных огородах, снабжающих столицу лучшею огородною зе­ленью и овощами».

Вслед за Ортакёем располагалось большое селение Бешик-таш (название составлено из слов «бешик» — колыбель или люлька и «таш» — камень), входящее сейчас в состав Стамбула как один из его районов. Эвлия Челеби писал, что в Бешикташе было 6 тыс. домов и что в нем в подавляющем большинстве жили мусульма­не, за исключением трех кварталов — армянского, греческого и еврейского. По Р. Мантрану, там проживали турки и евреи (при­мерно поровну), а также армяне и греки; все местные конфессии имели свои храмы. Эвлия упоминал в Бешикташе хан, размещав­шийся на берегу пролива, и 70 лавок и указывал, что в течение лета многие тысячи судов доставляли оттуда в Галату не хватавшую ей пресную воду. Согласно тому же современнику, все селе­ние утопало в садах, «подобных раю», и их там имелось не меньше 160; большая часть жителей занималась именно садоводством.

В Бешикташе жил и был похоронен знаменитый турецкий корсар XVI в., завоеватель Северной Африки адмирал Хайрад-дин-паша (Барбаросса). Эвлия особо упоминал еготюрбе (гроб­ницу) в этом селении22. Для Хайраддин-паши Синан основал сад Бешикташ, являвшийся в XVII в. уже владением султана. За рас­сматриваемым селением, по направлению к Стамбулу, повеле­нием Османа II был создан роскошный и огромный султанский кипарисовый сад Долмабахче. По Эвлии, для его создания этот падишах приказал всем военным и торговым судам, находившим­ся тогда в стамбульской гавани, загружаться камнями, возить их вверх по проливу и сбрасывать в воду перед Долмабахче.

При Эвлии в Бешикташе уже было много дворцов столич­ной знати, самыми большими из которых являлись дворцы капудан-пашей (адмиралов. — Прим. ред.), Джафер-паши и Касым-паши, имевшие по 200—300 покоев. Упоминает путеше­ственник и тамошний дворец Мелеки Кадин, где не один раз пиршествовал султан. Постепенно Бешикташ из-за его краси­вого местоположения и открывавшейся прекрасной перспекти­вы, особенно с высоты, которая поднималась позади прибреж­ных дворцов, превратился в излюбленную летнюю резиденцию падишахов. Сооружение там первых султанских дворцов при­надлежит Мехмеду IV и относится к 1679 г.23

Селение Фундуклу (Фундуклы, Фундукли), располагавшее­ся непосредственно перед Галатой и рано вошедшее в состав Стамбула, получило название по имени богатейшего откупщи­ка Хюсейн-аги Фундуклу, прозвище которого можно перевести как «Золотой флорин». Этот богач в свое время еженедельно принимал у себя Мехмеда IV и преподносил ему ценные подар­ки. Согласно преданию, на месте будущего Фундуклу святой апостол Андрей Первозванный основал церковь и рукоположил первого византийского епископа, от которого пошел ряд епис­копов Константинополя. По этой причине селение являлось священным местом тамошних христиан.

Населенные пункты азиатского берега Босфора в XVII в. на­чинались с небольшого поселка при маяке Анадолуфенери. Да­лее размещалось поселение при замке Юрусе с 200 мусульман­скими домами. Эвлия Челеби указывал, что все местные жители занимались деревообработкой и имели во множестве крупный рогатый скот.

С южной стороны крепости Анадолукавагы находилось се­ление Кавак. По свидетельству Эвлии, оно располагалось ниже замка Юруса на 5 тыс. шагов и имело 800 домов, окружавших большую гавань, в которой 200—300 судов постоянно ожидали попутного ветра, чтобы идти в Черное море или вниз по проли­ву. Е. Украинцеву, напротив, гавань показалась небольшой, и он замечал, что под Юрусом «жители... между гор в садах и в кипарисах живут многие, и... в небольшом лиманце, а знатно, что от волнения в тишине, стоят чаек (шаик. — В. К.) и галеасов морских с 15». Среди прочего известно, что в 1639 г. эскадра адмирала Узуна (Гюрджю) Пияле-аги стояла на якоре в порту Кавака перед выходом в экспедицию против казаков. Кавак на­селяли анатолийские турки — торговцы, матросы и садоводы. В селении имелось 200 лавок, много садов, и славились мест­ные каштаны. С Анадолукавагы связаны многие мифы и сказа­ния; дервиши утверждали, что там похоронен сподвижник Мо­исея Иисус Навин.

Селение Бейкоз (Бегкос), ныне предместье Стамбула, раз­мещалось недалеко от одной из самых примечательных долин Босфорского района — тенистой долины Хункяр Искелеси на­против Тарабьи. В заливе Бейкозе имеется удобная якорная сто­янка, закрытая от всех ветров, вместимостью в 45 квадратных кабельтовых, с глубиной от 7 до 25 саженей (14, 9—53, 3 м) и или­стым грунтом24. По Эвлии Челеби, Бейкоз имел широкую га­вань, маленькие улицы и 800 домов, окруженных садами. Жите­ли были турками и существовали рыболовством, садоводством и обработкой дерева. Судьей Бейкоза являлся султанский при­дворный астроном, и население ежегодно вносило ему 150 аспров налога.

Эта местность была любима падишахами. В XV в. Мехмед II построил там кёшк Токат, от названия которого получил на­именование и султанский сад Токат, устроенный в следующем столетии Синаном для Сулеймана I. Последний правитель там же построил богатый дворец, реконструированный впоследствии Махмудом I, но затем разрушившийся. Мехмед II охотился у Токата с загоном зверей в парк. В Бейкозе наслаждался в первой половине XVII в. и Мурад IV.

Далее по проливу, согласно Эвлии Челеби, в тысяче шагов от Бейкоза, следовало селение Канлыджа (Ханлиджа), разме­щавшееся вдоль берега и имевшее около 2 тыс. домов с сада­ми и прекрасные прибрежные дворцы. Население было ту­рецким.

В пригороде крепости Анадолухисары насчитывалось 1080 домов жителей-турок, 20 лавок и множество садов и вино­градников. Там же были большие дворцы, в том числе прибреж­ные.

Следующее селение называлось Кандилы (от «кандил» — лампада, светильник) и имело одноименный сад, устроенный Синаном для Сулеймана I, и кёшк, построенный Мурадом III25.

Название селения Ченгелькёй (нынешний район Стамбула) можно перевести как «Якорное, или Крюковое, село». Предпо­лагают, что топоним возник или от найденного там при Мехмеде II какого-то особого якоря, или от населявших селение куз­нецов, ковавших якоря и рыболовные крюки. По Эвлии Челеби, оно было очень хорошо построено, состояло из 3060 каменных домов и населялось преимущественно греками. Жили там так­же евреи и турки. Ченгелькёй славился прекрасными дворцами, многие из которых принадлежали султану и его везирам. Самы­ми красивыми Эвлия считал дворцы Моаноглы и Беглербеги.

Далее, наконец, располагались селения Иставроз, или Став-рос (по-турецки «ыставроз» — крест), с исключительно камен­ными домами и за ним Кускунчюк (Кускунджик), в переводе «Становище воронов» или «Становище птиц», прилегавшее с севера к Ускюдару. Последнее селение населялось евреями (пре­имущественно) и греками и имело великолепные дворцы, среди них и прибрежные.

Что касается черноморского Прибосфорского района, то первым заметным европейским поселением от пролива было Мидье (Мидия, древний Салмидес), размещавшееся на плос­ком утесе со впадиной посредине, с обеих сторон которого про­текали речки. В XVII в. там существовал морской арсенал, где строились суда. «Мидийский порт» хотя впоследствии и счи­тался моряками весьма дурным убежищем, тем не менее исполь­зовался в качестве стоянки военных судов, среди задач которых была и охрана устья пролива. С моря Мидье защищали неприс­тупные обрывы, а с берега оно было обнесено стеной, остатки которой виднелись и в XIX в. Жители помимо работы на верфи занимались садоводством, земледелием и рыболовством26.

Игнеада (Инада), именовавшаяся также Искелеси («При­стань»), располагалась далее к северу в одноименном заливе (Игнеада) и у одноименного мыса, в местности, защищенной возвышенностями от северных ветров. Игнеаду было легко оп­ределить с моря по соседней конической горе Св. Павла, одной из самых приметных гор на западно-черноморском побережье.

Следующим заметным населенным пунктом был Ахтеболы (Ахтеболу, Агафополь, Агатополь, ныне Ахтопол), размешавший­ся на невысоком утесистом мысу. Среди жителей последних двух селений (в XIX в. это были греки) находилось много рыбаков и крестьян. В окрестностях селений рубили лес для столицы.

Город Сизеболы (Сизополь, ныне Созопол), как говорит лоция, располагался «на небольшом утесистом полуострове, примыкающем к материку низменным песчаным перешейком шириною около 100 сажен» (около 213 м). Дома поэтому стояли тесно. Мореходы включали Сизеболы в число лучших портов Черного моря и лучших убежищ на западном побережье. Осно­ванный еще в VII в. до н.э. греками-милетинцами и называв­шийся Аполлонией по храму Аполлона на одном из тамошних прибрежных островов, город издревле широко занимался судо­ходством и рыболовством. В окрестностях поселения при осма­нах добывали соль27.

Упомянутых небольших островов вблизи города насчитыва­лось три, и один из них, остров Манастыр (Мегало-Ниси, ныне Свети-Иван, т.е. остров Св. Иоанна) с монастырем Иоанна Пред­течи, как увидим далее, вошел в историю казачьих морских похо­дов на Турцию. Он лежит к западу от «городского полуострова». Между последним и Манастыром расположены рифы, но приста­вать к острову рекомендовалось со стороны города, поскольку юж­ный берег «обтянут камнями», мешающими подходу шлюпок.

Крупнейшим торгово-ремесленным и судоходным центром европейской части района являлся Бургас, размещавшийся в глубине Бургасского залива, на белом утесистом мысу. Имею­щийся там порт обслуживал значительную сельскохозяйствен­ную округу. В XVI—XVII вв. и позже он был важным пунктом вывоза болгарских кож, которым в рассматриваемое время осо­бенно активно занимались купцы Дубровника, и хлеба. Через Бургас и Варну, тесно связанные с Босфором и Стамбулом, вво­зились разнообразные товары из Малой Азии и средиземно­морских стран28.

На азиатской стороне от устья пролива первым заметным селением было Шиле (Шили, Хили) — портцвый городок с ок­рестным сельскохозяйственным населением29. Согласно поздней лоции, с моря он открывался старинной четырехугольной баш­ней, воздвигнутой на горе, и имел живописное расположение на возвышенной местности.

Поблизости находился один из «фальшивых входов» в Бос­фор. Как явствует из записок Э. Дортелли, у казаков там были невольные «союзники» по борьбе с османскими кораблями. «Весьма нередко...случается, —писал этот современник, —что бывающие на высотах пастухи разводят в темные ночи огонь по необходимости или из хитрости, а моряки, принимая этот огонь за маяк, правят прямо на него, но оказываются вскоре обману­тыми; тогда пастухи спускаются и грабят». «Страшно сказать, — подтверждал Ж. Шарден, — но уверяют, что эти варвары (мест­ные жители. — В. К.) зажигают во время бури огни на более опас­ных скалах на берегу для того, чтобы суда, обманутые этими мнимыми маяками, доходили к ним и терпели крушение»30.

Далее располагалась Кандыра (Кандра, Кондра) — большое селение, насчитывавшее, по свидетельству русских послов начала 1620-х гг., «дворов с 500 и больши». Жители занимались сель­ским хозяйством. Прилегающая местность в XVII в. славилась сво­ими дубовыми и буковыми лесами, и лес, в том числе строевой, поставлялся в Стамбул. Находящаяся поблизости гора Кандыра-дагы (Кандрадагы) видна с моря от всех румбов за 36 миль (66, 7 км), и по ней мореходы поверяли свою близость к Босфору. Акчашар (Акчешары, Акчешеир), по словам Эвлии Челеби, до сожжения его казаками был «прекрасным городом», а в 1640 г. насчитывал «только шестьсот турецких домов, некоторые из них кирпичные, другие деревянные», имел на рыночной площади мечеть, 40 лавок, баню и три хана. Он размещался восточнее устья одноименной реки на возвышении, был портом санджака (округа) Болу и насчитывал на берегу 70 складов, наполненных лесоматериалами — главным предметом вывоза31. В окрестнос­тях было развито сельское хозяйство.

Главным же портом упомянутого санджака являлся Эрегли — знаменитая древняя Гераклея и богатая торговая средневековая Ираклия Понтийская, Понтираклия (в русских источниках на­звание передавалось с искажениями: Пендерекли, Пендарак-лий, Пондоираклия и др.), завоеванная турками в 1360 г. Город имел маяк и хорошую бухту. До сих пор Эрегли и Синоп счита­ются главными гаванями турецкого Западного Причерноморья, защищенными от бурь. Суда из Крыма, направляясь в Турцию, обычно пересекали море по направлению к Синопу, а затем шли вдоль анатолийского побережья к Стамбулу и при этом обыкно­венно останавливались в Эрегли. В XV—XVI вв. там с русских купцов взимали таможенные сборы. В Эрегли дорога «гостей» раздваивалась: некоторые из них сходили на берег и далее сле­довали сушей в Бруссу, а остальные продолжали путь морем в столицу.

«Расположенный на возвышающейся над морем скале... город, — по словам С.П. Карпова, — никогда не отличался большими размерами. У него была плодородная округа. Город торговал скотом и сельскохозяйственными продуктами... Укрепления состояли из внешнего пояса стен и цитадели — небольшого замка с мощными угловыми башнями». Еще в XIX в. лоция отмечала, что город был обнесен старинной высокой стеной с северной, западной и южной сторон, а с восточной защищен неприступным обрывом32. В интересующее нас время и позже Эрегли служил крупным поставщиком строевого леса в Стамбул.

 

3. «Порог Благоденствия»

 

Перед экипажами судов, шедших из Черного моря, в конце Босфорского пролива представал, по выражению Эвлии Челеби, «бесподобный город, центр великого халифата и обитель счастья Стамбул» — великая имперская столица в окружении сказочной природы.

Знаменитый путешественник Ж. Шарден, побывавший в XVII в. в разных странах Европы, в Индии, Персии и на Кавказе, поражался очаровывавшей картиной: «Вид Константинополя, когда смотришь на него из пролива, на расстоянии двух миль, ни с чем не сравним, и, на мой взгляд, также как и по всеобщему мнению, это самый прелестный вид, какой только можно встретить». «Вряд ли можно увидеть или даже представить себе что-либо более очаровательное, — вторил Ж. Шардену его соотечественник конца того же столетия, — чем этот подход к Константинополю со стороны моря. Находишься посреди трех огромных морских рукавов, один из которых течет с северо-востока, другой направляется на северо-запад, а третий, образованный двумя другими, вливается на юге в огромный бассейн Пропонтиды... эти три огромных канала, или морских рукава, подходят к городу, и открывается вид огромного количества домов...»

К сожалению, источники не доносят до нас впечатления тогдашних казаков от открывавшегося перед ними грандиозного вида, но некоторые поздние казачьи описания известны. Донской казак А.Н. Краснов, первый в России профессор географии и выдающийся естествоиспытатель, так передает увиденное: «...взглянете ли вы на город со стороны Мраморного моря, будете ли вы любоваться им, плывя на лодке по Золотому Рогу, везде первое, что кидается в глаза, — это возвышающиеся над красными черепичными кровлями домов... громадные купола и тонкие, как свечки, белоснежные минареты магометанских мечетей. Это они причиною, почему вид на Константинополь с моря — вид единственный в своем роде как по красоте, так и оригинальности производимого впечатления».

«Только побывавши в Константинополе, вы поймете его красу, — утверждает казак-географ. — С моря ли будете вы на него смотреть — вы по величию назовете его Царьградом; будете ли вы, поднявшись на одну из загородных высот, смотреть вниз на берега Босфора с его черно-зелено-синими водами, обрамленными дворцами, рощами стройных кипарисов и развесистых пиний, — вы преисполнитесь восхищения».

Из сотен записок наблюдателей, побывавших в Стамбуле, приведем еще описание путешественника начала XX в., беллетриста С.Н. Филиппова. «Нельзя выдумать, ни представить себе, — пишет он, — более грандиозно прекрасной картины, нежели та, которую вы тут (с судна между собственно Стамбулом, Галатой и Ускюдаром. — В. К.) увидите. Конечно, прежде всего вам бросается в глаза громада Стамбула, увенчанная Старым Сералем, потонувшим в садах, св. Софией, мечетями Ахмедиэ и Султанши-валиде, с башней Сераскерата в центре и бесконечной путаницей домов, утопающих в зелени. Влево будет Скутари, тоже зеленое, с красивым зданием новых казарм на вершине и чудным лесом из кипарисов, где знаменитое кладбище турок. Против — Галата с ее круглой башней, и над нею ультрасовременная Пера».

«И все это, — по С.Н. Филиппову, — залитое горячим солнцем, все в раме красавца Босфора и бирюзового Мраморного моря, на фоне которого лиловые горы Малой Азии и смутные силуэты Принцевых островов. Нельзя описать впечатление красоты, которое тут получаешь, так же как невозможно передать ни словами, ни кистью самой картины... Не оторвешься от этой боговдохновенной картины, где природа и многовековая история гения человека соперничают в хитроумии»33.

Эта картина, достаточно только убрать из текста указания на некоторые новые постройки, открывалась и перед запорожскими и донскими казаками XVII в., и они, несомненно, тоже оказывались на какое-то время завороженными ею, несмотря на свои «огрубевшие сердца». Но казаки, очевидно, взирая на «Порог Благоденствия», или «Врата Счастья», — так турки обозначали резиденцию «славнейшего правителя и султана всех султанов», «императора Востока и Запада», — испытывали и другие чувства: в сказочно прекрасном городе они видели главное зло. «Как из Царяграда плывут злые турки...» — так начинается одна из старинных донских песен.

Однако что говорить о казаках, если и у совершенно мирных русских паломников наряду с восхищением открывавшейся картиной возникали чувства сожаления и горечи. «Мы, — писал И. Лукьянов, обозревавший Стамбул со стороны Галаты, — стояхом на карабли и дивихомся такому преславному граду, како Бог такую красоту да предал в руки басурманом». «И пребых в Цареграде 32 дни, — замечал через несколько лет М. Нечаев, — и походил тамо, елико возмогох... красоте и месту граду зело почудихся... Со удивлением кто не позавидит такому месту пре­красному в руце неприятелей?»

Константинополь, свыше тысячи лет являвшийся столицей Восточной Римской (Византийской) империи, взятый турками в 1453 г. и ставший Истанбулом (в европейской транскрипции Стамбул)34, с 1457—1458 гг. был уже столичным городом Османс­кого государства. Имея необыкновенно выгодное стратегическое и экономическое положение, располагаясь у выхода Босфора в Мраморное море, при соединении Черного и Средиземного мо­рей, на перекрестке важнейших черноморско-средиземноморс-кого и европейско-азиатского путей, он быстро превратился в ог­ромный «город-монстр» с необычайно большим для того време­ни «множеством» населения.

Р. Мантран авторитетно полагает, что уже в середине XVI в. в Стамбуле проживало от 400 до 500 тыс. человек, во второй поло­вине XVII в. 600—700 тыс., а к концу этого столетия 700—800 тыс.35 В XVI—XVII вв. город являлся самым крупным населенным пун­ктом во всей Европе и на всем Ближнем Востоке.

По выражению Р. Мантрана, османская столица была «во­площением империи... благодаря тому, что она представляла собой синтез этой империи в виде ее административного и во­енного, экономического и культурного центра». Там пребывали султан и все высшие учреждения, было сосредоточено «великое тленное богатство» — огромный капитал и невообразимая рос­кошь; К. Збараский называл этот город «отцоде роскоши».

К концу XVII в. в столице насчитывалось 485 соборных и 4495 приходских мечетей, свыше 500 дервишских обителей и 515 медресе. Бывшая соборная церковь Св. Софии — великое творение византийской эпохи — сразу после взятия города была переделана в мечеть Айя-Софья; позже по углам храма сооруди­ли четыре минарета, а во дворе разместили гробницы нескольких султанов XVI—XVII вв. Мечетями стали и многие другие христианские церкви Константинополя, а церковь Св. Ирины, оказавшаяся в ограде султанского дворца Топкапы, долгое вре­мя использовалась как арсенал. В числе наиболее известных мечетей Стамбула называли великолепные Мехмед Фатих Джами, Баезид Джами, Султан Селим Джами и Султан Сулейман Джами, построенные в XV—XVI вв., и Султан Ахмед Джами, сооруженную уже в период первых казачьих набегов на Босфор, в 1610-1617 гг.

В Стамбуле находились высшее командование вооруженных сил и гигантские склады предназначавшихся для них оружия, боеприпасов и продовольствия. Шимон Старовольский заме­чал, что в Палате турки имели «многое множество» «порохов и всякого иного припасу воинского», а в Стамбуле и особенно в той же Галате в нескольких сотнях амбаров — хлебные запасы, переменявшиеся один раз в три года.

В столице базировалось управление корпусов пушкарей (топ­чи) и бомбардиров (хумбараджи), военизированной хозяйствен­ной организации (джебеджи), транспортно-артиллерийских частей (топ арабаджи) и др., размещались различные соедине­ния и подразделения капу-кулу (воинов регулярного войска), в частности придворной конницы (улу-фели сипахилер).

Стамбул был штаб-квартирой знаменитого привилегирован­ного корпуса янычар (ени чери), являвшихся основой регуляр­ного пехотного войска империи. Корпус состоял из трех соеди­нений: ага бёлюклери («главные бёлюки»36) в числе 61 роты (орты), джемаат («община») из 101 роты и секбан бёлюклери («бёлюки ловчих, псарей») из 34 рот («белюк» — воинское под­разделение. — Прим. ред.). В начале XVII в. общее число яны­чар вместе с аджеми огланами (мальчиками, обучавшимися воен­ному делу) составляло более 48 тыс. человек, и из них 10— 15 тыс., т.е. от четверти до трети, постоянно находились в столице. Часть янычар размещалась в крепостях Босфора.

«Константинополь, — пишет Г.Ф. Герцберг, — соединял в себе притягательную силу красоты, действовавшей чарующим образом как на варварские, так и цивилизованные народы, и страшную силу крепчайшего стратегического пункта, равного которому нигде не было во все средние века». Турки сохранили и долго поддерживали мощные столичные укрепления, создан­ные в византийское время. В Стамбуле, отмечал во второй по­ловине XVII в. один из побывавших там русских пленников, «подле моря две стены градные: перьвая, южная стена градная, стоит она подле моря, а вторая, восточная градная стена, стоит она подле заводи марьской, а третия градная стена, стоит она с поля, от северные и западные страны... А той Царьград стоит каменей, а крепостию он тверд и крепок, а пушак в нем великих и малых зело многа есть...» Галата — «град малай... а крепостию он крепок».

Собственно Стамбул, прежний Константинополь, был це­ликом опоясан мощными крепостными стенами — сухопут­ными, которые тянулись от Мраморного моря до Золотого Рога, и береговыми («морскими»), защищавшими город со стороны Золотого Рога, Босфора и Мраморного моря. Пре­одоление этого оборонительного пояса, по замечанию Ю.А. Петросяна, являлось необычайно трудным делом даже при ис­пользовании самой сильной осадной техники. «Общая про­тяженность стен Константинополя составляла 16 км. По всему периметру стен насчитывалось 400 мощных башен. Со сторо­ны суши город защищали стены Феодосия, пересекавшие весь Босфорский мыс, на котором был расположен город; их дли­на достигала 5, 5 км. Стены эти были построены в три ряда. Первый ряд, высотой 5 м, был защищен глубоким рвом. За­тем шел второй ряд стен, имевших 2—3 м в ширину и 10 м в высоту; они были укреплены 15-метровыми оборонительны­ми башнями. Наконец, в 25—30 м от второго ряда возвыша­лись самые мощные стены — толщиной 6—7 м. Этот ряд стен был защищен башнями высотой от 20 до 40м. Основания оборонительных сооружений находились в 10—12м ниже уровня земли, а потому попытка прорыть подкоп была делом практически безнадежным».

Византийцы опасались неприятеля прежде всего с суши, счи­тая почти нереальным штурм с моря, и вследствие этого берего­вые стены были сооружены в один ряд, но все-таки отличались мощью и имели крепкие башни. Поскольку неприятель очень длительное время у Стамбула с суши не появлялся, поддержа­ние оборонительных сооружений становилось неактуальным, и они постепенно приходили в упадок. Упомянутый ров имел 19—21 м ширины и каменную облицовку и в& вое время напол­нялся водой посредством системы шлюзов, но во второй поло­вине XVII в. уже был «местами осыпан».

Галата также располагала крепостными стенами, защищав­шими ее преимущественно с суши. Одной из достопримеча­тельностей нынешнего Стамбула является сохранившаяся Галатская башня (бывшая башня Христа), которая расположена на высоком берегу Золотого Рога (около 100 м от уровня воды), имеет в высоту 68 м и служила для наблюдения за движением судов в Босфоре и пожарами в городе.

Стамбул изнутри представлял собой поразительный и не­приятный контраст с его прекрасным внешним видом. Если исключить дворцы сановников и центральную улицу старого Стамбула Диван Иолу, то в XVII в. город поражал европейцев сумбурной застройкой жилых кварталов, невзрачными жилыми домами, грязными и кривыми улицами. «А живут по всему Ца-рюграду весьма тесно, — свидетельствовал М. Нечаев, —улицы узкие... во иных улицах так тесно, что невозможно на телеге проехать, разве верхом».

Полагают, что в средневековом Стамбуле насчитывалось 30—40 тыс. зданий, и в подавляющем большинстве это были деревянные одноэтажные дома, которые легко становились до­бычей пламени. С 1633 по 1698 г. город 21 раз подвергался опу­стошительным пожарам; только за два весенних месяца 1683 г. шесть пожаров уничтожили более 3 тыс. зданий. Власти пыта­лись бороться с этой опасностью: с 1572 г. каждый домохозяин обязан был иметь лестницу, равную высоте своего дома, и бочку с водой, а в первой половине XVII в. предписывалось строить в столице дома и лавки только из камня и глины с минимальным использованием дерева. Однако и на протяжении всего следую­щего столетия стамбульские дома были большей частью дере­вянными.

Руководство полицейской охраной столицы было разделе­но между высшими военачальниками: ага (командующий яны­чарским корпусом) ведал полицейской службой в собственно Стамбуле, капудан-паша — в Галате и районе Касымпаши, топ-чубаши (командующий артиллерией) — в Пере и квартале Топ-хане. Специальные полицейские чины асесбаши, которым под­чинялись ночные сторожа кварталов, отвечали за безопасность в городе в темное время суток. Передвигаться по ночным ули­цам разрешалось только с фонарем в руке.

В Стамбул стекалась вся информация о действиях казаков и положении на Запорожье и Дону. Османская столица, естествен­но, руководила борьбой с казачеством, разрабатывала ее страте­гические планы, предпринимала регулярные попытки поссо­рить с казаками Варшаву и Москву и т.д. Из Стамбула в Очаков и Азов направлялись для гарнизонной службы янычары из секбан бёлюклери и другие воины, поступали оружие, боеприпасы, провиант и жалованье. Из столицы же для участия в значительных операциях против казаков прибывали военачальники и до­полнительные войска. Например, в 1643 г. «пришел... от турского Ибрагим-салтана из Царягорода на Дон в Роздоры Режеп-ага, а с ним пришли кафимской Ислам-паша да азовской Мустафа-бей, да Али-ага с турскими з большими и с крымскими, и со всеми нагайскими и черкаскими, и с азовскими с воинскими людьми, конные полем, а катаржные (служившие на каторгах — гребных судах. — Прим. ред.) яныченя и городовые Доном-ре­кою судами з большим и с.мелким нарядом». Стамбул коорди­нировал антиказачьи действия нижнеднепровских, нижнедон­ских, крымских и кубанских крепостей и укреплений, эскадр и отрядов войск.

В столицу доставляли пленных казаков, и некоторые из них подвергались там казни, адругие обращались в рабов. Иногда в Стамбуле устраивали «торжественные шествия» пленников пе­ред султаном: прогоняли скованных атаманов и казаков, несли отсеченные казачьи головы, языки и ноги, «атаманские знаме­на, повернутые вниз», казачьи музыкальные инструменты и пр. В этот город в подарок Мехмеду IV в 1656 г. была доставлена голова донского атамана Павла Федорова (Чесночихина), по­павшего в плен при неудачном штурме Азова и подвергшегося смертной казни. В Золотой Рог с триумфом вводились захва­ченные запорожские и донские суда, как выражался Эвлия Челеби, «с опущенными крестами их флагов».

В 1638 г. для Мурада IV на Босфоре было устроено показа­тельное «победоносное сражение» турецких судов с казачьими. Составленное тогда же описание передает следующую картину: «Эти лодочники и матросы (речь идет о турецких моряках. — В.К.), все аккуратно одетые, появляются с шайками37 и кара-мюрселями (типы судов. — Прим. ред.), которые наполнены во­оруженными войсками и которые они тянут на длинных кана­тах, и с семьюдесятью-восемьюдесятью чайками, взятыми у ка­заков на Черном море. Когда они прибывают к Алайкёшку (где находится ставка султана. — В. К.), они представляют сражение между своими шайками и карамюрселями и чайками казаков. Они захватывают казачьи лодки, переворачивают их кресты и захватывают в плен людей, в то время как музыка неверных пе­чально играет на трубах и органах38 отступление. Мусульманс­кие шайки тянут тогда на буксире чайки неверных и стреляют из своих больших мушкетов... Они (мусульмане. — В.К.) укра­шают свои суда множеством флагов, флажков и вымпелов и, про­плывая, стреляют из пушек своих лодок».

Каравеллы, галеоны и другие богато украшенные корабли, продолжает описание, тянут за собой 100 малых судов и, подхо­дя кАлайкёшку, встречают там 5—10 судов «неверных», против которых вступают в «большой бой» с ревом пушек и дымом, за­стилающим небо. В конце концовтурки, конечно, оказываются победителями, захватывают суда, пленных и добычу и тянут взя­тые чайки под всеобщие крики мусульман «Аллах! Аллах!».

В столице базировались основные силы турецкого военно-морского флота, значительная часть которого с весны до осени действовала против казаков на Черном и Азовском морях. По­этому запорожцы и донцы вполне правомерно связывали со Стамбулом любую османскую галеру, пришедшую в устья Днеп­ра и Дона или встретившуюся в море39.

Главное адмиралтейство Османской империи (Терсане-иамире), известное как морской арсенал Касымпаша, занимав­шееся строительством и оснащением кораблей, организацией судоходства и береговой службы и руководившее военно-мор­ским флотом, располагалось на весьма значительном простран­стве северного побережья Золотого Рога, между Палатой и Хас-кёем. Глубина залива, в частности и у берега, укрытость от вет­ров и неприятеля, близость громадного города с его инфраструктурой и торгового порта обеспечивали едва ли не идеальные условия для работы адмиралтейства. Оно включало в себя огромную верфь, самую большую не только в Турции, но и во всем мире40, и собственно штаб (командование) военно-мор­ских сил.

Арсенал Касымпаша был учрежден во второй половине XV в. по указу Мехмеда II, завоевателя Константинополя, и затем рас­ширен в 1510-х гг. при Селиме I и особенно при Сулеймане I, правившем в 1520— 1566 гг. Мехмед II разместил на берегу Золо­того Рога много площадок («форм») для строительства судов, а в окрестностях — мастеров-судостроителей и специалистов по смежным ремеслам. Сулейман I увеличил «население» арсенала, водворив туда судостроителей из греков, армян и грузин, постро­ил несколько зданий, зал совета для капудан-паши и мечеть41.

«Состоит оной (арсенал. — В.К.), — писал Луиджи Ферди-нандо Марсильи, основывавшийся на собственных наблюдени­ях и сочинении Хюсейна Хезарфена 1669 г., — в одной долгой галерии, покрытой шатром, вдоль по каналу (заливу. — В.К.), где мастеровые люди находятся в прикрытии, также и корабли, которые на доках, откуда их весьма лехко можно спускать на воду... В арсенале находятся всякие припасы и материалы, потребные как к строению морских судов, так и к починке оных». Согласно Эвлии Челеби, арсенал имел 70 складов капудан-паши, пороховой склад и иные хранилища, «здание весел» (кюрекхане)42. Там же были морские казармы, «множество покоев для офицеров, караульных и мастеровых людей».

В арсенале работали турецкие и отчасти зарубежные масте­ра-судостроители. Специалистами по железу были генуэзцы, по веслам — греки. В случае необходимости дополнительно при­зывались местные ремесленники. Арсенал обслуживали также рабы и заключенные. По Л.Ф. Марсильи, штат арсенала предус­матривал 1364 человека для работы на верфи и вспомогательных судах и для караульной службы. Ш. Старовольский же указывал, что в Касымпаше не бывает меньше 4 тыс. узников, а число ма­стеров, «мастерских людей», приставов и воинских людей, «что караулят всех», определял в 36 тыс. человек. Для невольников арсенал держал «ужасную темницу» — тюрьму.

Большинство военных судов османского флота создавалось и спускалось на воду именно в Касымпаше. Современники-на­блюдатели насчитывали там от 120 до 150 площадок для строи -тельства судов43. После поражения, которое турецкий флот по­терпел в 1571 г. в сражении с объединенным европейским фло­том при Лепанто, османы построили за одну зиму около 200 кораблей. В XVII в. размах кораблестроения упал: до сере­дины столетия, согласно закону, строилось ежегодно 40 галер, а затем этот закон был забыт, и в отдельные годы в связи с нехват­кой строительных материалов и даже рабочей силы с трудом удавалось спускать на воду больше 10 судов. Тем не менее стам­бульский арсенал продолжал оставаться крупнейшей верфью им­перии. Оба столетия он использовался и для зимней стоянки части военного флота. В зимние месяцы корабли приводились там в порядок, а экипажи проходили обучение.

Арсенал являлся одной из резиденций главнокомандующе­го флотом, капудан-паши, которого европейцы нередко назы­вали капитан-пашой и которого старая французская энцикло­педия характеризовала как «главного адмирала Турции», началь­ствовавшего также «над всеми приморскими Землями, городами, замками и крепостьми», а во время пребывания в Стамбуле имев­шего еще и «смотрение» за «благочинием в селах, по ту сторону порта и Канала Черного моря лежащих».

«При входе в... галерию, — говорится у Л.Ф. Марсильи, — построен некоторой род светлиц, которые гораздо уски, но весь­ма долги по турецкому обыкновению. В сих пребывает морской генерал (капудан-паша. — В.К.). В сия-то светлицы за пять или за шесть недель до корабельного похода приходит оной ежед­невно с главными своими офицерами для присмотру починки кораблей и для совета о всем, что касается до военного дела, также и для учинения росправы подчиненным, а напоследок для того, чтоб армея (морская. — В. К.) была вся всем запасена и имела бы все военные припасы».

В арсенале пребывали второй и третий адмиралы османско­го военно-морского флота — терсане кетхудасы (кет-худа адми­ралтейства, морского арсенала), занимавшийся «предуготовле-нием» кораблей и «всяких потребных вещей» для флота, и тер­сане агасы, являвшийся «наместником» капудан-паши при его отсутствии в столице.

К северу от Галаты, на европейском берегу Босфора, распо­лагался огромный артиллерийский арсенал Топхане («Пушеч­ный двор») — главный литейный двор империи, отливавший со времен Сулеймана I основную часть орудий турецкой армии и флота. Русский современник замечал, что «места то пушашная: пушки тут выливают, а на плащаде тут, у моря, лежит пушак великих и малых многа есть». Кроме собственно «фабрики пу­шек», там работали оружейные, столярные и другие мастерские. Пушечные мастера и иные работники были многих националь­ностей, в том числе греки, грузины, абаза (абхазы и абазины). Большинство занятых в Топхане и проживало рядом с арсена­лом, в квартале, тоже называвшемся Топхане44.

Обладая превосходной естественной гаванью, Стамбул, как и сейчас, имел замечательный порт в заливе Золотой Рог. Это было «совершенно безопасное пристанище», укрытое от север­ных и южных ветров и защищенное от неприятелей двумя ук­репленными проливами — Босфором и Дарданеллами. Гавань простиралась от востока-юго-востока к западу-северо-западу и была характерна обширной акваторией. Длина гавани опреде­лялось в 4, 2 мили (7, 8 км), наибольшая ширина — в 5, 3 кабель­това (около 1 км). Столь значительное пространство, по словам современника, могло в первой четверти XVII в. принимать сра­зу тысячу кораблей — свыше 500 больших судов и 500 галер. Рус­ский путешественник позже дивился этому «пристанищу кора­бельному», собиравшему «со обоих морь (Черного и Средизем­ного. — В.К.) кораблей и каторг множество, каюков морских, больших и малых премногое множество».

Гавань имеет глубину до 45 м и у причалов 11 м, что до сих пор позволяет швартоваться крупным судам. Жорж Фурнье замечал, что суда водоизмещением в 1, 0— 1, 5 тыс. тонн могли там «втыкать нос в землю» и что когда за несколько лет до 1643 г. одно из судов, имевшее водоизмещение в 700—800 тонн, зато­нуло в стамбульской гавани у берега, место погибшего немед­ленно заняло другое судно45. Пологие берега гавани облегчали выгрузку и погрузку судов.

Торговый порт Стамбула занимал оба берега Золотого Рога. На южном берегу от Бахче Капысы, поблизости от входа в залив, до Балата размещались причалы, принимавшие главным обра­зом турецкие суда, которые занимались навигацией на Среди­земном, Черном и Азовском морях и каботажем на Мраморном море и доставляли съестные припасы и товары из разных райо­нов Османской империи. Черноморские суда разгружались в основном в Бахче Капысы, Эминёню и Ун Капани. Северный берег занимался портом Галаты (морские кварталы Каракёй и Топхане). С XIII в. это был центр международной торговли, ак­тивно посещавшийся европейцами. В соответствии с получе­нием так называемых капитуляционных прав там под своими флагами торговали в 1535—1619 гг. и с 1673 г. купцы Франции, с 1581 г. — Англии, с 1612 г. — Голландии и с 1617 г. — Австрии46. На обоих берегах гавани содержались громадные производ­ственные склады, жили и имели свои мастерские ремесленни­ки, производившие всевозможные предметы и материалы, ко­торые были необходимы для обслуживания и ремонта судов: мачты и реи, паруса, такелаж, конопать и т.д., проживали масте­ра и работные люди, специализировавшиеся на судовых рабо­тах47.

Стамбул вообще являлся крупнейшим мировым центром торговли, где, как замечал путешественник, было «всяких това­ров и овощей бесчисленно», а «лавки и ряды зело дивно устрое­ны». Город «перерезали» длинные и широкие торговые зоны, имевшие тысячи разнообразных заведений. Главными такими зонами выступали Галата, район южного порта (первая полови­на от Босфора), затем зона, перпендикулярно расположенная от упомянутого района до Гедикпаши, а далее «полосы» до Са-рахане и Хасеки.

В число важнейших городских рынков в XVII в. входили в районе южного порта Валиде Джами, Кючюкмустафа-паша, Айя Калы и Фетхийе Джами (Чаршамба Пазар), в Галате на побере­жье — Салы Пазары, Галата и Касымпаша и в глубине — Кулаксиз, в центре Стамбула ближе к Сералю — Тавук Пазары и затем в глубь города — Бит Пазары, Бююк Караман, Алипаша, Кара- гюмрюк и Эдирне Калы, ближе к мраморноморскому побере­жью — Эзир Пазары, Аврет Пазары, Мачунчу и Сулу Монастир, на краю Стамбула — топкапы, на азиатском берегу Босфора — рынок Ускюдар. Главными местами торговли были кварталы Махмуд-паша и Баезид и два бедестана — крытых рынка доро­гих вещей.

Из портовых районов наибольшая торговая активность на­блюдалась на южном берегу Золотого Рога, примыкавшем к сул­танскому дворцу и названным четырем главным торговым мес­там. Весь этот берег был занят лавками и складами торговцев, перекупщиков и посредников. Таких заведений было немало и на северном берегу, где, кроме того, работали многочисленные кабачки (таверны), доставлявшие Галате «неприятную извест­ность» (их содержали для судовых экипажей местные греки и евреи). В Стамбуле функционировали два главных рыбных рын­ка — в основной части города и в Галате. Перепись 1638 г. за­фиксировала в столице 3 бедестана и 997 караван-сараев. По све­дениям Эвлии Челеби, в середине XVII в. в городе насчитыва­лось более 15 тыс. крупных торговцев, владевших почти 32 тыс. магазинов, лавок и торговых складов, и 65 корпораций мелких торговцев, которым принадлежало более 14 тыс. лавок.

Конкретное представление о содержании и размахе стам­бульской торговли дают описания бедестанов, сделанные со­временниками. «Надо иметь тысячу глаз, — замечал львовский армянин Симеон Лехаци о Новом бедестане конца 1600-х гг., — чтобы смотреть и наслаждаться красотой тканей, золотыми и серебряными сокровищами, драгоценной парчой, разнообраз­ным оружием, бесценными щитами и стальными мечами, каме­ньями, вправленными в кинжалы, превосходными луками, но­жами с рукоятками чистого золота или усыпанными драгоцен­ными каменьями, не говоря уже о златотканых материях — атласе, бархате, камке, плюше, разнообразной пестрой тафте, шерстяных тканях, плащах, а также драгоценных камнях, круп­ных жемчужинах, благородных каменьях и еще многих невидан­ных и редкостных вещах, которых в мире не найдешь, а здесь их полным-полно, и продаются [они] во множестве и изобилии, и какого товара ни пожелают — там найдут».

Бедестан разделялся на отделы. В одном из них «были золо­тых дел мастера, ювелиры и другие искусные и сведущие ремес­ленники, каких в других странах вовсе не встретить, ибо о чем бы ни помыслил человек, чего бы ни пожелало его сердце, он там у них найдет. И изумруды и рубины величиной с яйцо, алмазные перстни и чаши, и не знает человек, что ему купить или на что смотреть». Другой отдел составляли лавки «одеяльщи­ков, книгопродавцев, золотопрядов и другие различные лавки», еще в одном находились «шапочники и мастера финджанов (бо­калов, чаш. — В.К.)», а «немного дальше каменные магазины, где продают дорогие благородные сукна, франкский кармазин, семьдесят либо сто мотков ниток, бархат, разнообразные сукна и прочее».

Симеон Лехаци упоминал и Старый бедестан, где «также были разнообразные шелковые ткани, материи и сосуды, лоша­диные седла, удила, уздечки, стремена — все из позолоченного серебра, украшенные резьбой и золотыми нитями, оправлен­ные каменьями и жемчугами, дорогие и редкостные, каких ни­где не сыщешь. В другом месте сидят шатерники, и [у них] мно­го дорогих шатров и сундуков из дерева кипариса».

Стамбул представлял собой самый большой невольничий рынок Средиземноморья и Европы. «Есть зело трудно позна-ти, — писал наблюдатель начала 1670-х гг., — число совершен­ное неводников, которые продаются по вся годы, понеже иног­да болшее, иногда меншее по щастию татар, которого имеют иногда болше, иногда менше в их войне; но толко по выписям таможни константинополской может знатися, что бывают при­ведены по всякой год болши дватцати тысящь, из которых бол-шая часть жен и младенцев...»

Главнейшим торжищем рабов был Ясыр Пазар — один из важ­нейших отделов Нового бедестана. Там, свидетельствовал Симе­он Лехаци, продавались многочисленные и разноплеменные хри­стианские пленники. «Старики и старухи сидят; девочек и маль­чиков, юношей и красивых женщин глашатаи, взяв за руки, показывали и продавали как лошадей либо мулов, а других соби­рали в каком-нибудь месте или на площади подобно отаре овец. Покупатели открывали лица и грудь молодых девушек и ощупы­вали с ног до головы все их тело, чтобы у них не оказалось чесот­ки, язвы либо других ран. А они стояли тихо и безмолвно; кото­рые приглянутся, их и покупали и, отняв у отца с матерью и раз­лучив с сестрами и братьями, увозили к себе йомой. При виде всей этой причиняющей боль скорби, какой я никогда не видал, у меня разболелась голова, затрепетало мое сердце, возмутилась душа моя, и все существо мое содрогнулось».

Вторым важным местом продажи и покупки невольников был специализированный женский рынок Аврет Пазары, рас­полагавшийся на бывшем византийском форуме Аркадия.

Столица являлась не только крупнейшим торговым, но и производящим, ремесленным центром империи. В середине XVII в. в городе насчитывалось более 23 тыс.мастерскихсВОтыс. трудившихся там ремесленников. Галата специализировалась на производстве снастей, парусов и многих других разнообраз­ных материалов и припасов, необходимых для ремонта и содер­жания судов. На южном берегу Золотого Рога свои многочис­ленные мастерские имели плотники, конопатчики, производи­тели пеньковых канатов, такелажа и парусов. В 1630-х гг. в Стамбуле работали 45 компасных мастеров с их 10 мастерски­ми, 15 мастеров и 8 мастерских по изготовлению географичес­ких карт и множество других мастеров, связанных с морем и флотом.

Стамбул был главным производителем отличного оружия и военного снаряжения — ружей, копий, ятаганов, кинжалов, щитов, шлемов и др. В империи и за ее пределами, кроме того, славились великолепные изделия стамбульских ювелиров, гра­веров, чеканщиков и кожевников, высококачественные ускю-дарские шелковые, бархатные и парчовые материи. В XVII в. в столице действовали 36 цеховых организаций оружейного про­изводства, 35 — кожевенного, 19 — швейного, 44 —строитель­ного, 29 — булочного и кондитерского.

Делами города постоянно занимались великий везир и Ди­ван (государственный совет), но непосредственно городскую администрацию возглавлял каймакам (наместник. — Прим. ред.), имевший помощников и других чиновников. Префект столицы шехир-эмини ведал строительством и ремонтом зданий, благо­устройством и снабжением города водой; префекту подчинялся главный архитектор мимарбаши. Кади (судьи. — Прим. ред.), первым из которых являлся судья собственно Стамбула, зани­мались судопроизводством, руководили инспекторами торго­вых и ремесленных корпораций и нахибами — главами админи­стративных единиц, на которые разделялись Галата и Ускюдар, а также пригород Эйюб.

В рассматриваемое время Стамбул представлял собой гигантскую агломерацию и разделялся водным пространством на три части: собственно Стамбул, на обширном мысу между Золотым Рогом и Мраморным морем, Галату и Перу на север­ном берегу Золотого Рога и Ускюдар на азиатской стороне, при соединении Босфора с Мраморным морем48.

Самой населенной частью с подавляющим большинством жителей-турок была первая — исторический Константинополь.

«Именно здесь, в старой части города, — отмечает Ю.А. Петросян, — сложился политический, религиозный и администра­тивный центр империи. Здесь находились резиденция султана, все правительственные учреждения и ведомства, важнейшие культовые сооружения... в этой части города по традиции, со­хранившейся с византийских времен, располагались крупней­шие торговые фирмы и ремесленные мастерские... В эпоху Сред­невековья, да и позже, в XIX в., турки считали настоящей столи­цей империи не весь огромный городской комплекс, а только этот район...»

Резиденцией османских монархов был дворец Топкапы (в переводе «Пушечные ворота»), или, как его называли в Европе, Сераль (от турецкого «сарай» — дворец), расположенный на высоком холме на оконечности стамбульского мыса и буквально нависающий над водами Мраморного моря, с прекрасным ви­дом на все основные части города, пролив и море.

В Топкапы, пишет Эдмондо Де Амичис, жили 25 султанов, а династия Османов достигла апогея своего величия. «Там была голова империи и сердце ислама; это был город в городе, вели­чественная цитадель с многочисленным населением под защи­той целой армии... здесь потрясали в воздухе огромным мечом, сверкавшим над головами ста народов, сюда в продолжение трех веков встревоженная Европа, недоверчивая Азия и испуганная Африка обращали свои взоры, как на дымящийся вулкан, угро­жающий целому свету».

Топкапы составлял комплекс дворцов, культовых, жилых, административных и хозяйственных помещений, утопавший в садах и окруженный крепостной стеной с башнями, на которые были водружены пушки. Сооружение комплекса началось в 1466 г. и продолжалось до первой четверти XIX в. После постро­ения первых зданий, главным из которых являлся дворец Чини-ликёшк, в Топкапы переехал Мехмед II, а с правления Сулеймана I там размещался и весь двор падишаха. В 1635 г. был воз­двигнут Ереванский дворец и через несколько лет — Багдадский дворец, названные так в ознаменование взятия османами соот­ветствующих городов, в 1660-х гг. — здание гарема и ряд служеб­ных помещений49. Султанский дворцовый сад, которому осо­бенное внимание уделял Сулейман I и который во времена Эвлии Челеби обслуживали 8 тыс. садовников, по уверению названного современника, не имел себе равных в мире.

Все государственные дела, указывает Ю.А. Петросян, реша­лись на территории Топкапы, в этом «подлинном средоточии светской и духовной власти империи». «В первом дворе Топка­пы расположены были управление финансами и архивами, мо­нетный двор, управление вакуфами (землями и имуществом, доходы от которых шли на религиозные или благотворительные цели), арсенал. Во втором дворе находилось помещение Дива­на... здесь же помещались султанская канцелярия и государ­ственная казна. В третьем дворе находились личная резиден­ция султана, его гарем и ка


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.036 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал