Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некоторые определения и замечания






1. Эти три свойства конституируют правила, к которым они присоединяются, в качестве набора. Назовем набор таких правил базисными правилами. Например, базисные правила крестиков и ноликов таковы: Игра проводится на поле размером три на три клетки двумя игроками, которые ходят поочередно. Первый игрок помещает знак в одну из незанятых клеток. Второй игрок, в свою очередь, помещает свой знак в одну из оставшихся незанятых клеток. И так далее. Термин “игрок в крестики и нолики” обозначает человека, который старается действовать в согласии с этими возможными событиями как конститутивно ожидаемыми.

2. Возможно приписать конститутивные ожидания любому числу игроков, любым последовательностям ходов, территориям игры и т. п. Я буду иметь в виду, что три конститутивных ожидания приписываются некоторому особому набору возможных событий и не приписываются другим в качестве конститутивного акцента тех событий, которым они приписываются.

3. Назовем связный набор возможных событий, которому приписываются конститутивные ожидания, конститутивным порядком событий игры.

4. Фон Нойман и Моргенштерн (1947) указывают, что игра определяется перечислением ее базисных правил. В наших терминах игра определяется перечислением ее базисных правил, к которым прилагаются конститутивные ожидания. В добавление к базисному правилу, существуют по крайней мере еще три другие черты, необходимые для того, чтобы описать игру как нормативный порядок, или дисциплину: (а) оговорка “и так далее”, (б) перечисленный набор правил предпочтительной игры и (в) перечисленный набор условий “окончания игры”. Сверх того, есть еще две дополнительные черты, которые описывают игру такой, как люди в нее актуально играют: (а) “надежность” этой дисциплины, т. е. вероятность того, что люди будут действовать в мотивированном согласии с этой дисциплиной, и (б) не-игровые условия, которые, в чем бы они ни состояли, определяют вероятность мотивированного согласия.

5. Конститутивный акцент может быть снят с одного набора возможных событий и приписан другому. Эта операция производит новую игру. Например, базисное правило крестиков и ноликов гарантирует, что первое появление “трех в ряд” является победой и прекращает игру. Если это правило изменяется, оговаривая в качестве конститутивной возможности, что победой будет считаться появление трех в ряд только на четвертом ходу игрока или после него (и если делается оговорка, что игроки используют только три знака в качестве знаков, которые они могут один раз стереть, чтобы сделать ход в незанятую клетку), то получающаяся в итоге игра известна как “нолики и крестики”*. Аналогичным образом, в шахматах конститутивный акцент придается возможности того, что фигуры сохраняют свои цвета идентичными на протяжении всей игры. Сделав оговорку, что в то время, пока игрок выбирает ход, заранее отобранная комбинация фигур оппонента может быть объявлена переменившей цвет, Ф. Р. Клинг изобрел игру “шахматы с предателями” (1958).

6. Правила, остающиеся после того, как опознаны базисные правила, относятся исключительно к одному или другому из двух типов. Это либо правила предпочтительной игры, либо обстановочные условия игры. Правила предпочтительной игры отличаются от базисных правил тем свойством, что выборы альтернативных территорий, последовательностей игры, числа фигур, числа игроков — т. е. любых возможностей, включая и те, которые в “другой игре” могли бы быть конститутивными для той игры, — трактуются как отданные на усмотрение игрока, имеющего право выбирать, действовать ли ему в согласии или не в согласии с любыми из определений “правильной процедуры”, какие он только мог бы представить, например, соображениями полезности, эффективности, эстетической предпочтительности, принятой игры, прецедентной игры и всего остального. Возможности, которых могут касаться правила предпочтения, обеспечиваются базисными правилами. Например, базисные правила шахмат предусматривают, что при первом ходе белых можно ходить любой пешкой или любым конем, но никакими другими фигурами. Однако какую именно из этих альтернатив выберет игрок — дело выбора игрока. За исключением того, что правила предпочтения должны иметь дело с возможностями, которые предусмотрены базисными правилами, определения правильной игры, предоставляемые правилами предпочтения, никоим образом не обязательно контролируются базисными правилами.

Если базисными правилами заданы определяющие критерии законной игры, то правила предпочтительной игры задают определяющие критерии эффективной, эстетичной, конвенциональной или, на худой конец, слабой игры, если игрок пытается играть слабо. Решения, принимаемые игроком, должны удовлетворять базисным правилам и будут удовлетворять некоторому набору правил предпочтения. Этот набор правил предпочтения, разумеется, может состоять из самых причудливых смесей эффективности, эстетической правильности, конвенциональности и т. п. Базисные правила и правила предпочтения служат теми условиями, которым выборы игрока либо должны, либо будут удовлетворять.

Вдобавок к этим условиям, существует еще некоторое множество дальнейших условий, которым должны удовлетворять его решения. Эти дополнительные условия, однако, не являются критериями, определяющими правильность решения, и обеспечиваются не базисными правилами и не правилами предпочтения. Тем не менее, дело обстоит таким образом, что решения игрока будут с необходимостью ими ограничиваться. Эти условия обладают следующими свойствами: (а) они описывают характерные черты играния в рамках игры; (б) они независимы от шансов игрока на победу или проигрыш в игре; (в) они инвариантны к изменяющимся состояниям игры в том смысле, что остаются условиями принятия решений в любой ситуации, в которой решение должно быть принято; (г) они остаются в силе постольку, но лишь постольку, поскольку игрок трактует базисные правила игры как максимы, касающиеся и его действования, и действования его оппонента, что означает: они остаются в силе постольку и лишь постольку, поскольку человек при определении и интерпретации своих действий и действий других игроков соотносит их с тем нормативным порядком возможных событий, который определяется базисными правилами игры.

Каждому набору базисных правил игры специфически соответствует некоторый набор обстановочных условий игры. Обстановочные условия игры иллюстрируются в шахматах тем фактом, что каждая ситуация игры есть ситуация завершенной информации, или что каждое наличное состояние игры изменяется на манер “все или ничего” актуальной игрой и никогда — предполагаемой. Военно-тактические учения на карте в этом и иных отношениях отличаются от шахмат; например, в них ситуации ведения игры суть ситуации несовершенной информации, а текущее состояние игры может быть изменено предполагаемой игрой[910].

7. Для теоретика предлагается интерпретативное правило, согласно которому все до единого события игры являются членами определенного набора конститутивных или предпочтительных возможностей, или набора обстановочных условий игры. Когда мы говорим, что с какого-то одного набора событий “удаляется” конститутивный акцент, это синонимично утверждению, что эти события были перенесены в набор предпочтительных возможностей. И наоборот, из утверждения, что события были выведены из набора предпочтительных возможностей, с необходимостью вытекает, что они стали членами набора конститутивных возможностей. Случай, когда все возможности являются конститутивными, так что набор предпочтительных возможностей остается пустым, определяет церемониализированную игру[911]. Говорить о наборе конститутивных возможностей как о пустом множестве и одновременно иметь интенцию на игру — формальный нонсенс[912].

8. О людях, когда их трактовки межличностных сред — будь то игровых или каких-то иных — управляются конститутивными ожиданиями, будем говорить, что они доверяют друг другу.

9. Понятие доверия связано с понятием воспринимаемо нормальных сред следующим образом. Высказывание, что один человек “доверяет” другому, означает, что этот человек старается действовать таким образом, чтобы произвести своим действием или почтить в качестве условий игры такие актуальные события, которые согласуются с нормативными порядками событий, отображенными в базисных правилах игры. Иными словами, игрок принимает на веру базисные правила игры в качестве определения своей ситуации — а это, разумеется, означает, что и в качестве определения своих взаимоотношений с другими.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал