Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава: О проявлении гнева во время проповеди и наставления, если он /наставляющий/ увидел нечто ненавистное ему.
Хадис № 78 (90) Сообщается, что Абу Мас‘уд аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды какой-то человек сказал: “О посланник Аллаха, иногда я не прихожу на молитву вовремя**, потому что такой-то (имам) проводит её с нами слишком долго”». /Абу Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, / сказал: «И я никогда не видел, чтобы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увещевая людей, гневался сильнее, чем в тот день. Он сказал: “[О люди! ] Поистине, / некоторые из вас / отталкивают / других от молитвы / ! Пусть же тот, кто проводит её с людьми, облегчает, ведь среди них / могут / оказаться слабые (в версии: «... больные...»), пожилые и те /, у кого есть неотложные дела / ! ”»
Примечание: **Причиной тому было то, что он занимался поливом пашни и когда он открывал канаву с водой, не мог надолго оставить ее открытой из-за затяжной молитвы имама, чтоб не затопить свою пашню.
Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:
1. В хадисе указание на дозволенность хулы «гыйба» во время испрашивания фатвы или обращения за судейством. 2. В хадисе указание на дозволенность гнева во время наставления и обучения, если ученый увидит что-то такое, что ему неприятно. 3. В хадисе указание на доброту и милосердие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к своей общине. 4. В хадисе указание на то, что общественные дела следует совершать, ориентируясь на самых слабых в силе, мощи, понимании и т.д., будь это путь, молитва, кружки знаний. Т.е., например, урок следует объяснять так, чтобы его мог понять самый слабый в понимании из их числа. 5. В хадисе указание на то, что не следует сильно увлекаться увеличением объема и количества дел поклонения, особенно если в этом будет упущение общественной пользы, или существует вероятность того, что это может привести к подобному упущению. 6. В хадисе указание на то, что следует проявлять мягкость к людям, как в обучении, так и в делах поклонения, даже если все они праведные и богобоязненные. 7. В хадисе указание на то, что следует облегчать людям в молитве. 8. В хадисе указание на то, что не следует способствовать взращиванию в людях неприязни к поклонению Аллаху, усложняя им это поклонение. 9. В хадисе указание на то, что благое намерение не делает хорошим неправедное дело. 10. В хадисе указание на важность проявлять мягкость к людям даже в поклонении. 11. В хадисе указание на разнообразие путей порицания и обучения. 12. В хадисе указание на дозволенность жаловаться правителю или его представителю на имама мечети, если он противоречит Сунне. 13. В хадисе указание на дозволенность совершать наименьшее из двух неизбежных зол, упуская наименьшую из двух неизбежно упускаемых польз.
Хадис № 79 (91) Передают со слов Язида, вольноотпущенника аль-Мунбаиса, что он передал от Зайда бин Халида аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, что как-то раз один человек спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о / том, что следует делать с / находкой. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « / Сначала / узнай /, какова / верёвка, /которой связано / найденное / или: сосуд, в котором находится найденное /, а потом объявляй о находке / людям / в течение года, после чего можешь пользоваться этим, однако если / к тебе / придёт хозяин найденного, ( в версии: «...и если придет кто-нибудь и опишет тебе веревку и /или/ сосуд...») [то тебе следует / отдать находку ему]. В противном же случае, она станет принадлежать тебе ( в версии: «... ты может продать ее...»). [ И это будет считаться вещью, отданной на хранение». Яхья сказал: «Это то, что я не знаю из хадиса, или он** сам это сказал».] / Этот человек) спросил: «А (что делать с) заблудившимися овцами»? /Пророк, да благословит его Аллах и приветствует/ сказал: « [Возьми ее, ] ибо она достанется тебе, или твоему брату или волку». / Этот человек) спросил: «А / что делать с / заблудившимися верблюдами?» И тогда / Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, / разгневался так, что щёки его покраснели / или: лицо его покраснело /, и он сказал: «А что тебе до них, ведь у верблюдов есть бурдюки, и у них имеются копыта?! Они же сами приходят к воде и ед ят / листья с / деревьев (в версии : «..пасутся...»), так не трогай же этих верблюдов, чтобы хозяин смог сам найти их!»
Примечание: ** То есть Язид. Яхья – т.е. бин Саъид аль-Ансари (один из передатчиков хадиса). Он сомневался в том, что это слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. На самом же деле, это действительно слова Пророка, как на это указывает версия хадиса, которая приводится у Муслима. Также как и сам имам аль-Бухари указал на это в одной из глав своего «Сахиха», назвав ее «Глава о том, что если хозяин находки придет через год, то следует вернуть ему /вещь/, так как она считается вещью отданной на хранение».
Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:
1. В хадисе указание на желательность человеку спрашивать ученых о том, чего он не знает. 2. В хадисе указание на то, что если кто-то нашел находку и объявил о ней людям, и пришел хозяин этой вещи, следует спрашивать его об описании этой находки. Однако находка должна быть ценной. Если же находка является мелочью, не имеющей ценности, о которой люди не распрашивают и не будут ее искать, то не следует ждать один год. 3. В хадисе указание на то, что находка не становится дозволенной, пока не пройдет один год и в течении года о ней не будет объявлено в собраниях людей и т.п. Исключением являются две мечети, мечеть Харам и мечеть Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, где чужие утерянные вещи не подбираются. 4. В хадисе указание на то, что если хозяин вещи придет через год, следует вернуть ему эту вещь. 5. В хадисе указание на то, что основа в имуществе людей их запретность для других («хурма»). 6. В хадисе указание на дозволенность при обучении гневаться на тех студентов, которые не понимают. 7. В хадисе указание на недействительность («бутлян») сравнения по аналогии с разницей в причине («къияс ма аль-фарикъ»). 8. В хадисе указание на то, что ученому следует сравнивать подобное с подобным («аль-ашбах биль-ашбах»), и на то, что ему следует знать, что подобно чему («аль-ашбах уа ан-назаир»), и на то, что ему следует считаться с разницей в сравнении («къияс ма аль-фарикъ») и причинах («ъиляль»). 9. В хадисе указание на то, что следует оберегать имущество от пустой пропажи, даже если оно никому не принадлежит.
Хадис № 80 (92) Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал: « / Однажды люди / стали задавать Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, такие вопросы, на которые он не хотел отвечать, однако, когда / люди, задававшие их, / принялись настаивать, он / сначала / разгневался, а потом сказал /этим/ людям: “Спрашивайте меня, о чём хотите”. Один человек спросил: “[О посланник Аллаха! ] Кто мой отец? ” / Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, / ответил: “Твой отец — Хузафа”. Потом встал другой человек и спросил: “Кто мой отец, о посланник Аллаха? ” Он ответил: “Твой отец — Салим, вольноотпущенник Шейбы”. А когда ‘Умар увидел по его лицу /, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует /, [гневается], он сказал: “О посланник Аллаха! Поистине, мы приносим своё покаяние Всемогущему и Великому Аллаху! ”».
Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:
1. В хадисе указание на запрет задавать много вопросов. 2. В хадисе указание на запрет спрашивания разных выдуманных вопросов («ташкъикъ масаиль») /Как, например, если кто-либо спрашивает о животном, родившемся от барана и собаки. Или когда кто-либо спрашивает: «Что делать, если человек молится перед Къабой и она улетела?» - и тому подобные вопросы. Или как это имело место с бану Исраиль и их коровой/. 3. В хадисе указание на запрет спрашивать о том, что еще не произошло. 4. В хадисе указание на запрет спрашивать о том, в чем нет пользы. 5. В хадисе указание на запрет занимать людей вопросами, которые, скорее всего, не произойдут. 6. В хадисе указание на дозволенность говорить ученому своим студентам: «Спрашивайте меня». 7. В хадисе указание на запрет утруждать ученого вопросами, тем более, если видно, что ему это неприятно. 8. В хадисе указание на дозволенность ученым иногда проявлять гнев, если этот гнев ради Аллаха. 9. В хадисе указание на то, что гнев не противоречит призыву людей к Аллаху с мудростью. 10. В хадисе опровержение «джамаату таблиг». 11. В хадисе указание на разнообразие путей обучения. 12. В хадисе указание на то, что мы должны воспринимать Сунну с готовностью прислушаться к ней и подчиниться ей. 13. В хадисе указание на то, что студент должен быть проницательным к тому, что любит шейх и что ему неприятно. 14. В хадисе указание на любовь и уважение сподвижников к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. 15. В хадисе указание на то, что мусульманину следует торопиться с покаянием и прошением о прощении. 16. В хадисе указание на достоинство Умара, да будет доволен им Аллах.
|