Приложение 5
ВОПРОСЫ (ПРИМЕРНЫЕ) К ЭКЗАМЕНУ/ЗАЧЕТУ (МОДУЛЬ I)
1. Возникновение и развитие психологии как науки.
2. Основные течения в современной психологии. Психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология, гештальтпсихология.
3. Предмет психологии. Задачи. Структура современной психологии.
4. Методология методы в психологии. Принципы психологии: активности, детерминизма, единства сознания и деятельности, развития.
5. Психика человека. Проблема и природа психического.
6. Сознание и бессознательное.
7. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности.
8. Основные виды деятельности и их развитие у человека.
9. Общение: структура и функции. Механизмы и эффекты общения.
10.Проблема человека в психологии. Человек – индивид – личность – индивидуальность – субъект.
11.Общие понятия о личности. Основные факторы и механизмы развития личности.
12.Структура личности (общая характеристика, одна - подробно). В отечественной и зарубежной психологии.
13.Потребности как источник активности. Основные виды потребностей.
14.Мотивация (характеристики). Классификация мотивов.
15.Самосознание и его структура.
16.Понятие о темпераменте и его физиологических основах. Краткая психологическая характеристика типов темперамента.
17.Понятие о характере.
18.Понятие о способностях. Способы и задатки.
19.Понятие о воле. Волевое поведение. Волевые качества личности.
20.Эмоциональная сфера личности. Функции эмоций.
21.Понятие о внимании. Виды внимания. Основные свойства внимания.
22.Понятие об ощущениях. Классификация ощущений. Общие закономерности ощущений.
23.Характеристика восприятия и его особенностей. Классификация восприятий.
24.Общие понятия о памяти. Виды памяти.
25.Характеристика процессов памяти.
26.Общая характеристика мышления. Основные мыслительные операции.
27.Виды и свойства мышления. Интеллект.
28.Понятие о воображении. Его виды.
29.Мышление и речь.
30. Основные течения в психологии ХХ века. Отечественная психология.
ВОПРОСЫ (ПРИМЕРНЫЕ) К ЭКЗАМЕНУ /ЗАЧЕТУ (МОДУЛЬ II)
- Психическое развитие человека. Источники, движущие силы и условия психического развития.
- Факторы развития. Понятие о сензитивных периодах развития психики.
- Методы возрастной психологии. Взаимосвязь методологических принципов, методов и методик исследования в возрастной психологии.
- Психологическая характеристика возраста и взаимосвязь с другими психологическими категориями.
- Проблема возрастной периодизации в отечественной психологии (разные подходы).
- Проблема возрастной периодизации в зарубежной психологии (разные подходы).
- Соотношение обучения и развития, воспитания и развития в онтогенезе (Л.С. Выготский).
- Проблема типологий психического развития: понятие нормы и варианты дизонтогенеза.
- Психологическая характеристика детей со специальными потребностями.
- Развитие в условиях депривации.
- Проблема кризисов развития в онтогенезе.
- Научение, учение, обучение. Научение в разные возрастные периоды и их закономерный характер.
- Различные модели обучения и анализ их развивающих возможностей (информационная, познавательная, кибернетическая, коммуникативная).
- Психологический портрет дошкольника.
- Психологическая характеристика различных видов деятельности в онтогенезе.
- Психологическая готовность к школе и ее исследование.
- Психологические особенности младшего школьника.
- Психологические особенности личности подростка.
- Причины и характеристика кризиса подросткового возраста.
- Возможности образовательной среды в удовлетворении потребностей подростка.
- Формирование личности в раннем юношеском возрасте. Помощь учителя в саморазвитии и сознательном самосовершенствовании личности юношей и девушек.
- Проблема становления профессионального самоопределения в ранней юности.
- Психология студенчества.
- Задачи психического развития в период ранней и средней зрелости.
- Вторичная социализация взрослых. Кризисы развития.
- Личность в старости. Задачи развития в старости.
- Проблема одаренности в психологии развития.
- Психологическое здоровье. Компоненты, факторы и критерии психологического здоровья обучаемых.
ВОПРОСЫ (ПРИМЕРНЫЕ) К ЭКЗАМЕНУ (МОДУЛЬ III)
- Объект, предмет, структура педагогической социальной психологии.
- История становления педагогической социальной психологии.
- Методы социально-психологического исследования в педагогической практике.
- Специфика, функции, стили, правила педагогического общения.
- Коммуникативные приёмы педагогического общения. Вербальные и невербальные средства общения. Типы воздействий педагога.
- Психологические барьеры общения.
- Модели общения, психолого-педагогические качества личности педагога для осуществления эффективного педагогического общения.
- Педагогическое воздействие в учебном и воспитательном процессе.
- Воспитание как процесс формирования социальных установок личности.
- Психологическая структура и функциональные компоненты педагогической деятельности.
- Психологические модели педагогической деятельности.
- Понятие успешности и эффективности педагогической деятельности.
- Проблема формирования стиля педагогической деятельности.
- Психологический анализ урока.
- Понятия «социализация», «адаптация», «дезадаптация».
- Проблемы мотивации учения.
- Личностно-ориентированный подход в обучении.
- Основные идеи дифференцированного обучения.
- Психологические причины неуспешной учебной деятельности.
- Психологические аспекты работы учителя с детьми «группы риска».
- Психологические проблемы работы учителя с одарёнными детьми.
- Современные требования к личности и деятельности педагога.
- Проблема развития педагогических способностей.
- Психологическая профессиональная компетентность педагога.
- Профессиональные деформации личности учителя и пути их предупреждения.
- Понятие, признаки и основные характеристики группы в социальной психологии. Классификация групп. Роль референтной группы в формировании социальных установок личности.
- Понятие коллектива и критерии его определения. Свойства коллектива и методы их изучения. Роль педагога в формировании и функционировании детского (классного) коллектива.
- Социально-психологический климат в классе и эффективность педагогического воздействия.
- Школа как поликультурная среда. Технологии форирования основ толерантного сознания личности.
- Понятие «образовательная среда», типология и структура образовательной среды. Психологическая безопасность образовательной среды.
- Проблема манипулирования в школе. Признаки и причины манипуляции. Основные манипулятивные типы.
- Конфликты в педагогическом процессе и пути их разрешения. Стратегии поведения в конфликте.
- Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского в контексте проблем педагогической социальной психологии.
- Современные теории и типы, концепции обучения.
- Соотношение обучения, развития и воспитания.
- Развитие познавательных процессов в обучении.
- Классификация и характеристика «трудных классов». Психолого-педагогические задачи в работе с «трудным классом».
- Понятие «учебная деятельность», структура. Критерии оценки и уровни сформированности учебной деятельности.
- Психологические основы контроля и оценки в обучении.
- Проблема усвоения знаний, формирования умений и навыков как результатов учения.
- Основные идеи современного развивающего обучения.
- Психологические основы контроля и оценки в обучении.
|