Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность многоступенчатого отбора






Случайная (или вероятностная) выборка, в том числе в ее стратифицированном варианте, является самой «чи­стой» разновидностью этого типа исследований. Однако для того чтобы реализовать требования случайной вы­борки, очень часто требуются значительные затраты и существование условий, позволяющих обеспечить рандо­мизацию отбора. Особые трудности представляет состав­ление списка единиц обследования.

Конечно, если необходимо провести отбор из 300 уча­щихся в школе, то затраты.труда на подготовку списка, действительно, не будут слишком большими. Но чаще всего исходная совокупность состоит из многих тысяч и даже миллионов элементов. Очевидна нереалистичность составления списка жителей страны, республики, обла­сти, крупного города 2

Но дело не только и часто даже не столько в списке. Строгое соблюдение требований случайного отбора при­водит к тому, что элементы, подлежащие включению в

выборку, оказываются сильно распыленными по террито­рии, с которой связан объект исследования.

Пусть объектом исследования является молодежь оп­ределенной области. Объем выборки — 200 человек и в области — 300 населенных пунктов. При строгом приме­нении случайного отбора (включая его стратифицирован­ный вариант) окажется, что во многих населенных пунк­тах опросу должен быть подвергнут только один чело­век. А теперь представим, что идет речь о более крупной территории, чем область. Тогда распыленность возра­стает еще больше. Ясно, что в этом случае в бюджете об­следования стремительно возрастают транспортные рас­ходы, увеличивается число интервьюеров, удлиняются сроки сбора первичной информации. Именно поэтому уже давно социологи перешли к многоступенчатому об­следованию.

В такого рода обследованиях (а они составляют боль­шинство во всех странах) приходится выделять проме­жуточные (или первичные) и конечные объекты иссле­дования. Под конечными объектами имеется в 'виду со­вокупность тех элементов, из которых непосредственно состоит объект исследования. Очевидно, что при изуче­нии профессиональной ориентации молодежи в качестве конечного объекта выступает множество школьников, при изучении аудитории газет — читателей и т. д.

Промежуточными объектами в многоступенчатых ис­следованиях оказываются чаще всего те территориаль­ные общности и организации, в которых концентрируют­ся конечные единицы обследования. В социологической практике чаще всего применяется 3—5-ступенчатая выборка

 

картинка

 

Особый тип гнезд связан с различной документацией. Можно выделить в качестве гнезда совокупность лиц, оказавшихся на определенных страницах списка избира­телей, похозяйственней книги, классных журналов и т. д. Гнездо можно образовать из совокупности последователь­но расположенных карточек больных в поликлинике и т. п.

Гнезда могут быть образованы и по временному кри­терию. Например, совокупность покупателей, опрошен­ных в магазине между 13 и 15 часами, представляет со­бой гнездо. Временной аспект важен и для гнезд, исполь­зуемых при контент-анализе материалов средств массо­вой коммуникации. Включение в выборку из всей сово­купности газет определенной газеты и отбор из всех но­меров только некоторых означает двукратное использова­ние гнездового подхода1.

Специфические проблемы использования гнездового подхода возникают при трактовке результатов групповых интервью, групповых дискуссий и т. д.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал