Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие стереотипа и стереотипного поведения.Стереотип - принятый в историч. общности образец восприятия, интерприт-и инф-и при распознавании и узнавании окруж. мира, основан на предшествующ. соц. опыте. Объект стер-па: люди с их поведением, чертами хар-ра, предметы, события. Особенности: 1. сверхобобщённость. 2. исп-е признаков, кот. не явл-ся сущностными для данного класса объектов (все немцы пунктуальны - без исключ-я). 3. стереотипом счит-ся не любое суждение, а то сто известно всем. 4. измен-е стереотипов происходит медленно. Функции: схематизация, упрощение; формир-е и хранение груповой идеологии; передача относит. достоверной инф-и. Сам феномен «стереотип» рассматривается не только в работах лингвистов, но и социологов, этнографов, психологов, этнопсихолингвистов. Представители каждой из названных наук выделяют в стереотипе те его свойства, которые они замечают с позиций своей области исследования, а потому выделяются социальные стереотипы, стереотипы общения, ментальные стереотипы, культурные стереотипы, этнокультурные стереотипы и т.д. Напр., социальные стереотипы проявляют себя как стереотипы мышления и поведения личности. Этнокультурные стереотипы - это обобщенное представление о типичных чертах, хар-щих какой-либо народ. Немецкая аккуратность, русский «авось», китайские церемонии, африканский темперамент, вспыльчивость итальянцев, упрямство финнов, медлительность эстонцев, польская галантность - стереотипные представления о целом народе, которые распространяются на каждого его представителя. На учете стереотипных представлений основано большинство анекдотов о национальном хар-ре. «Послали представителям разных национальностей смотреть фильм следующего содержания: раскаленная пустыня и палящее солнце. С трудом идут мужчина и женщина. И вдруг мужчина достает сочный апельсин и отдает женщине. Зрителям задают вопрос: какой он национальности?» Француз - зритель отвечает: «Только француз мог так галантно отнестись к даме!» Русский: «Нет. Это русский: надо же быть таким дураком! Сам бы съел». Еврей: «Нет, это еврей: кто бы мог еще достать в пустыне апельсин?» Здесь стереотипы - галантность французов, бесшабашность русских, изворотливость евреев. Существуют автостереотипы, отражающие то, что думают люди сами о себе, и гетеростереотипы, относящиеся к другому народу, и как раз они более критичны. Напр., то, что у своего народа считается проявлением расчетливости, у другого народа - проявлением жадности. Специалисты по этнич. психологии, изучающие этнокультурные стереотипы, отмечают, что нации, находящиеся на высоком уровне экономич. развития, подчеркивают у себя такие качества, как ум, деловитость, предприимчивость, а нации с более отсталой экономикой - доброту, сердечность, гостеприимство. В англ. обществе более ценятся профессионализм, трудолюбие, ответственность и т.д., а в русском - гостеприимство, общительность, справедливость. Мы считаем яз. стереотипом не только суждение или несколько суждений, но и любое устойчивое выражение, состоящее из нескольких слов, напр., устойчивое сравнение, клише и т.д.: лицо кавказской национальности, седой как лунь, новый русский. Употребление таких стереотипов облегчают и упрощают общение, экономя силы коммуникантов. В. В. Красных делит стереотипы на два вида - стереотипы-образы и стереотипы-ситуации. Примеры стереотипов-образов: пчела - труженица, баран - упрямый, а стереотипов-ситуаций: билет - компостер, аист - капуста. Стереотипы всегда национальны, а если встречаются аналоги в других культурах, то это квазистереотипы, ибо, совпадая в целом, они различаются нюансами, деталями. Механизмом формирования стереотипов являются многие когнитивные процессы, потому что стереотипы выполняют ряд когнитивных функций - функцию схематизации и упрощения, функцию формирования и хранения групповой идеологии и т.д. Стереотипами являются, напр., выражения, в кот. представитель сельской, крестьянской к-ры скажет о светлой лунной ночи: светло так, что можно шить, в то время как городской житель в этой типовой ситуации скажет: светло так, что можно читать. Важную роль в формировании стереотипов играет частота встречаемости определенных объектов, явлений в жизни людей, нередко выражающаяся в более продолжительных челов. контактах именно с данными объектами по сравнению с другими, что и приводит к стереотипизации подобных объектов. Стереотип поведения - важнейший среди стереотипов, он может переходить в ритуал. И вообще стереотипы имеют много общего с традициями, обычаями, мифами, ритуалами. Данная страница нарушает авторские права? |