Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды стереотипов и социокультурное взаимодействие.






1. Авто стереотипы (отражающие то, что думают люди сами о себе); гетеростереотипы (относящиеся к другому народу, и как раз они более критичны). Напр., то, что у своего народа считается проявлением расчетливоси, у др. народа - проявлением жадности. Специалисты, отмечают, что нации, находящиеся на выс. уровне экономич. развития, подчеркивают у себя такие качества, как ум, деловитость, предприимчивость, а нации с более отсталой экономикой - доброту, сердечность, гостеприимство. 2. прямые (сложились на осн. опыта индивида); переносные (восприняты от др. людей, из др.источников). 3. оценочные (наличие соц.-оценочных коннотаций в стереотипных представит-х);

нейтральные (отсутствие соц.-оценоч. коннотаций в стереотип.представлен-х).

4. этнические (явл-ся фактами поведения и колл-го бессознат-го, ими невозможно обучить); культурные (явл-ся фактами повед-я индивид.бессознат.и сознат, им можно обучить). 5. стереотипы-образы (пчела - труженица, баран - упрямый);

стереотипы-ситуации (билет - компостер, аист - капуста). 6. квазистереотипы (есть аналоги в др. культурах, совпадая в целом, они различаются нюансами, деталями). Рус. в очереди спрашивают кто пос-й, встают в очередь; Европ.-отрывают квиток с номером по порядку. Стереотип - принятый в историч. общности образец восприятия, интерприт-и инф-и при распознавании и узнавании окруж. мира, основан на предшествующ. соц. опыте. Объект стер-па: люди с их поведением, чертами хар-ра, предметы, события. Особенности: 1. сверхобобщённость. 2. исп-е признаков, кот. не явл-ся сущностными для данного класса объектов (все немцы пунктуальны без исключ-я). 3. стереотипом счит-ся не любое суждение, а то сто известно всем.4.измен-е стереотипов происходит медленно. Стер. общей КМ: поведения, целепологания, восприятия, общения…

46. Взаимодействие понятий «национальный характер» и «стереотип».

В переводе с греч. «характер» - это «чеканка», «примета». характер - особые приметы, кот. приобретает ч-к, живя в обществе. Характер - это совокупность устойчивых индивид. особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения. Хаар-р имеет социальную природу, т.е. зависит от мировоззрения человека, содержания и хар-ра его деят-сти, от соц. группы, в кот. он живет и действует. Несмотря на индивидуальность хар-ра отдельн. личности, рассматривают некот. общие черты хар-ра некой соц. группы. В этом случае говорят о нац. хар-ре. Англ. пословица на эту тему гласит: It takes all sorts to make a world [Мир составляют люди разного сорта]. В работах многих исследователей нац. хар-р предстает как специфич. совок-сть реальн. черт нации. Отмечая нац. специфику кажд. народа, в нее включают: самосознание, привычки, вкусы, традиции, связанные с нац. чувствами, нац. культуру, быт, нац. гордость и нац. стереотипы в отношении к др. народностям. Выяснилось, что у большинства людей существуют весьма устойчивые стереотипы по отношению к опред. нац. хар-ру. Н. Джандильдин определяет нац. хар-р как «совок-сть специфич. психологич. черт, ставших в большей или меньшей степени свойственными той или иной социально-этнической общности в конкр. экономич., культ-. и природн. условиях ее развития». Когда речь заходит о нац. хар-ре того или иного народа, это действительно набор стереотипов, ассоциирующихся с данным народом. Стереотип определяется как схематический стандартизированный образ или представление о соц. явлении или объекте, обычно эмоционально окрашено и обладающее устойчивостью. Выражает привычное отношение чел-ка к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием соц. условий и предшествующего опыта. Наиболее популярным источником стереотипных представлений о нац. хар-рах явл-ся так называемые международные анекдоты, т.е. анекдоты, построенные на шаблонном сюжете: представители разных национальностей, попав в одну и ту же ситуацию, реагируют на нее по-разному, в соответствии с теми чертами их нац. хар-ра, кот. приписывают им на родине анекдота. Так, в русских международных анекдотах англичане обычно подчеркнуто пунктуальны, немногословны, прагматичны, сдержанны, любят сигары, виски. Немцы практичны, дисциплинированны, организованны, помешаны на порядке и потому ограниченны. Французы – легкомысленные гуляки, думающие только о женщинах, вине, и гастрономических удовольствиях. Американцы – богатые, щедрые, самоуверенные, знамениты хорошими дорогими машинами. Русские – бесшабашные рубахи-парни, неприхотливые, алкоголики, драчуны, открытые, неотесанные, любят водку и драки..


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал