Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль коммуникативной компетентности в работе профессионального журналиста.






Итак, первый этап. Кто он, ваш информатор? Каковы его личностные качества? По возможности журналист должен собрать всю имеющуюся информацию о будущем собеседнике, характеризующую позицию информатора, а также продумать структуру вопросов, направленную на формирование и установление контакта, обеспечивающего получение полных, правдивых данных.

Как ни прискорбно, но в журналистской практике сколько угодно примеров, демонстрирующих обратное.

Газета «Московский комсомолец» (Дальневосточная вкладка) в августе прошлого года опубликовала статью «Умерла так умерла»[10], в которой рассказывалось о двух медицинских операциях, закончившихся трагично в одном из медицинских центров Владивостока. Автор всенародно предала огласке непроверенные факты, обвиняя во всем руководителя отделения. И что в итоге? Оболганный человек, сломанная судьба.

Публикация была задумана с благородной целью – изобличить халатность, равнодушие, но журналист не проверил факты, не установил должный контакт с опрашиваемым, не выявил личностные качества обвиняемого. Понятия «гуманность», «тактичность» здесь напрочь отсутствовали. У А. П. Вяземского есть высказывание о том, что «о некоторых сердцах можно сказать, что они свойства непромокаемого, а потому слезы ближних не пробивают их, скользя по ним».

Непромокаемое сердце есть свидетельство равнодушного отношения к людской беде, несчастью, суженного диапазона сочувствия им. И это не есть лучшие качества для журналиста.

Второй этап –определение места встречи для получения информации. Это необходимо и оговаривать, и помнить.

Третий этап –умение произвести первое впечатление и начать разговор. Помните, формирование первого впечатления происходит в период от 30 секунд до 4 минут.

Первое впечатление – самое сильное и для журналиста и для информатора.

Нельзя судить людей по одежке, но как утверждал Дориан Грей, «только ограниченные люди не судят по внешности. Подлинная тайна жизни заключена в зримом, а не в сокровенном»[11]. Внешность давит на нас. Но все-таки полный контакт устанавливается после того, как собеседник начнет говорить.

Психологи утверждают, что 55 процентов – это впечатления, которые мы производим на других людей. Они определяются тем, что они видят. Это касается цвета кожи и волос, внешнего вида, позы, мимики и жестов, выражения лица, характера, зрительного контакта.

38 процентов – это впечатления, которые мы производим. Они определяются тем, что другие слышат. То есть тоном и высотой голоса, темпоритмом речи, использованием пауз, произношением и наличием акцента.

7 процентов впечатлений определяются теми словами, которые другие слышат.

К этому еще стоит добавить, что журналист должен углублять свои знания о собеседнике путем постановки дополнительных вопросов, характеризующих личность собеседника с неофициальной точки зрения. На этой стадии общения можно сообщить какие-то сведения о себе, о своем отношении к положительным качествам информатора.

Четвертый этап. В ситуации рефлексивного слушания журналист также имеет возможность укреплять контакт с информатором путем эмоционального выражения своих чувств, поддержки, подбадривания, уточнения каких-то положений, иронии, сарказма и т.д.

Пятый этап. Контактирование важно не только грамотно и профессионально начать, но так же и закончить. В этот этап контактирования входят: благодарности за полученную информацию, пожелания дальнейшего сотрудничества, обмен номерами контактных телефонов, факсов, данными электронной почты, визитками и т.д.

 

не прерывайте собеседника;

§ дайте собеседнику время высказаться;

§ проявляйте полное внимание к собеседнику;

§ не стесняйтесь повторять высказывания говорящего;

§ не торопитесь делать поспешные выводы;

§ не заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника (медлительности, занудстве и т.д.);

§ спокойно реагируйте на высказывания собеседника, даже если это откровенная чушь;

§ не отвлекайтесь;

§ не давите на собеседника.

 

Журналист имеет практику межличностного и группового общения. Межличностное общение – это основной способ получения информации, поэтому журналисту необходимо уметь общаться, обладать коммуникативной компетентностью. Уметь слушать и адекватно воспроизводить информацию.

Коммуникативная компетентность – это умение эффективно общаться с партнером, группой, аудиторией, воздействовать, добиваясь собственных целей и предвидя перспективные результаты общения, знать и применять правила общения.

Возможность журналиста устанавливать и поддерживать контакты, способность адекватно понимать других и себя, прогнозировать поведение других людей. Умение общаться, управлять процессом общения.

Публичное расстояние при общении с большой группой людей – более 4 метров. Личная зона – 45-120 сантиметров. Интимная зона – 15-40 сантиметров. Недопустима в журналистике.

Не способствуют пониманию партнера негативная оценка, игнорирование, эгоцентризм, пассивное слушание, не комментируемые вопросы, замечания о ходе беседы.

Способствуют пониманию: интерпретация и развитие идеи, логические следствия из высказываний партнера, перефразирование, проговаривание.

Необходимо развивать эмпатию. Эмоциональная эмпатия – понимание другого человека на уровне эмоций. Когнитивная эмпатия – способность понять картину мира другого человека. Иначе – искажение его слов, позиции, точки зрения, потому что мы его слова передаем через нашу картину мира.

Эмпатия развивается с помощью техники активного слушания, основанной на обратной связи.

Ведение беседы: перефразирование, цитирование, интерпретация, оценка – вносим элемент дискуссии. Больше возможности получить объективную информацию, которую мы сможем адекватно передать. В этом плане интересно читать материалы, в которых ты выступаешь как респондент (интервью, опросы). Поражаешься, насколько все не так воспринято.

Каждая встреча корректирует нашу картину мира.

Социальная сензитивность.

Роли и маски. Маска юного зрителя.

Играть в сочувствие нельзя – это деформирует наш внутренний мир.

Методы, способы установления контакта, прием присоединения. По практике!


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал