Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Элементарные выразительные средства журналистики. Методы предъявления информации.
ЭВС – искусственный язык, посредством которого журналистская продукция приобретает характер информационного продукта. Три ряда ЭВС: фактологический (факт – для воспроизведения ситуации; ряд фактов), образно-эмоциональные (история, фольклор, наука, литература, образы должны быть понятны аудитории), нормативные (суждения, формула: этические нормативы, моральные, нравственные, нормы ЗОЖ, спортивные, культурологические, педагогические и т.д.). Методы предъявления информации: фактологический ряд (для фактов): констатация фактов, описание (репортажное и реконструкция), повествование (хронология), характеристика (предмет со стороны сущности), объяснение (причинно-следственные связи), рассуждение (процесс мыслительной работы), типизация (обобщение). Предъявление оценок и нормативов: словесная инкрустация (метафоры, возможности языка), цитирование, ссылка (апеллирование), свободный авторский пересказ, переосмысление. Источники информации. Методы получения информации. Источники: человек, документ (деловые бумаги, письма, рукописи, дневники, фотографии, фильмы, картины), предметно-вещественная среда. Документы делятся на типы: по сфере деятельности (государственно-административные, общественно-политические, научные, справочно-информационные, художественные), по сферам обращения (производственные, общественных организаций, бытовые). Главный источник информации – человек, он держатель и носитель информации, и ее транслятор. Род информации – фактические данные, мнения, объяснения, предположения, комментарии. Интервью: протокольное (собеседник знаком с вопросами), тезисная беседа, импровизированная беседа. Поиск героев – актуальная проблема творческого процесса. Коммуникативные компетенции журналиста. Четыре фазы общения: адаптация при людях (телефон), прелюдия (расположить к себе собеседника), разрядка или снятие эмоционального напряжения, последствия. Предметно-вещественная среда: способ наблюдения, интерьер помещения, заставка, музыка на мобильном, одежда, запах. Специальные источники информации: пресс-конференции, брифинги, презентации, пресс-релизы, специализированные информационные бюллетени и т.д. Методы получения информации: человек – интервью, беседа, опрос; документы – работа с документами (интерпретация, фиксация, контент-анализ), предметно-вещественная среда – наблюдение, открытое и скрытое, включенное или невключенное, прямое или косвенное, кратковременное и длительное. Виды творческой деятельности журналиста. Специфика творческой деятельности. Планирование труда журналиста. Публицистическая (сбор, обработка информации, создание текста). Основная деятельность, ежедневная. Организаторская – заказывает внештатникам и собкорам материалы, готовит их к печати. Круглые столы, коллективные акции, дежурство на выпуске номера, разработка плана спецвыпуска, темы дня. Редакторская – правка своих и чужих материалов. Пропагандистская – спонсоры, госаппарат. Коммерческая (заказные тексты, контакты с учредителем, рекламодателями). Программирующая (участие в создании и корректировке концепции издания, участие в информационном маркетинге, планирование собственной работы. Административная (руководящая). Специфика журналистского творчества. Духовно-практическая природа журналистского творчества – сочетание теоретических и эмпирических знаний. Коллективный характер творчества. Соотношение творческих и нетворческих элементов деятельности. Параллельно несколько тем. Противоречие между качественной и количественной стороной журналистского творчества. Публичность, ответственность. Компетентность. Умение убрать лишнее. Необходимость работы в режиме дедлайн. Особые психофизические нагрузки. Планирование труда журналиста План на год, полгода, месяц, неделю. Планы оперативные и перспективные, индивидуальные и общие, коллективные. Планирование редакционного труда. Анализ показывает, что наиболее удачные номера, где максимальное количество запланированных материалов, где планируется снимок на первую.
|