Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные типы журнальной периодики в России начала 20 века (толстые журналы, тонкие еженедельные журналы, журналы-манифесты и т.д.).
Толстые журналы – традиция литературной России, весьма отличающую ее от запада. Объем – по 300-500 страниц, совмещены литературно-художественный сборник, политическая газета и своеобразная научная энциклопедия. Толстый журнал стал поставщиком и художественной литературы, и разнообразных сведений о злободневных событиях, и сообщений о достижениях науки. В отсутствие достаточного количества книг удовлетворял нужды провинции. Целый век он был господствующим типом периодического издания в системе русской журналистики. «Вестник Европы» Карамзина был первым. «Современник», «Отечественные записки» - публицистические журналы. Всевозможные обозрения. Сочетание этих трех составляющих – литературы, политики и науки – позволяло определить, к какому подтипу отнести издание – литературному, энциклопедическому или политическому. В начале века толстый журнал формирует общественно-политическую мысль, хотя в целом позиции он сдает. В начале двадцатого века самым старым был «Вестник Европы». Основанный Карамзиным, он закрылся в 1830 году и возобновился в 1866-м. К началу двадцатого века ему было уже сто лет. Высшим достижением считал отмену крепостного права. Его идеалом было постепенное, без революционных потрясений переустройство страны. Но наступление реакции в восьмидесятых годах девятнадцатого века заставляло его становиться в умеренную оппозицию существующим порядкам, критиковать действия правительства. В начале двадцатого века журнал оставался верен своему генеральному направлению: пропаганде реформаторской деятельности как основного залога прогресса прошлого. Журнал осудил русско-японскую войну, считая, что она помешает разработке законодательства и дальнейшему переустройству страны. Редактор – Константин Арсеньев. Стал редактором в семьдесят лет. Имел большой авторитет в журналистской среде, его называли «совестью русской журналистики». Сам был юристом. Ведущие обозреватели журнала являлись профессиональными юристами и анализировали все законодательные акты. Они пришли к неутешительным выводам: ни одна реформа интересам страны не соответствовала. Очень много «Вестник Европы» уделял внимания деятельности Государственной думы. На страницах газеты появился делегат первой думы от крестьян. Сознавая, что ежемесячный журнал может проиграть соревнование с газетой. Появилось обозрение провинциальной жизни, зарубежные обозрения. Печатаются научные материалы. Сотрудниками издания становятся Тимирязев, Бехтерев, Бекетов, Мечников. Постепенно науку обгоняет политика. Данью времени стало появление на страницах журнала цветных рисунков, репродукций, рекламы и объявлений. Несмотря на это, журнал имел невысокий тираж – всего шесть тысяч экземпляров. В начале 1918 года журнал был закрыт. «Русское богатство» В начале двадцатого века происходит естественная смена лидеров. Такую же эволюцию пережил журнал «Русское богатство». Журнал издавался с 1880 года. В начале века умер Михайловский – идейный вдохновитель журнала, его неофициальный редактор, один из крупнейших публицистов, любимец передовой молодежи. После его смерти редактором стал Короленко. Публицистика составляла корпус журнала. В журнале также были наука и беллетристика. Короленко предпочитал беллетристику, сетовал на засилье в журнале публицистики. Но тип издания и насыщенное политическое время не позволяли реформировать издание. Перед 1905 годом, по мнению Витте, «Русское богатство» являлось самым левым, «анархическим» изданием России. Сохранял приверженность народничеству, пытался собрать и объединить под своим знаменем все радикально настроенные элементы русского общества. Но после революции такая пропаганда уже не находила многочисленных сторонников. Народническая пропаганда уже не привлекала широких кругов интеллигенции. И читателей у журнала не прибавлялось. Тиражи были не большими. Достоинство – верность один раз выбранному направлению, постоянная защита интересов крестьян. После февральской революции политическая программа была изложена Пешехоновым. «Русское богатство» требовало всей власти Учредительному собранию. Главный лозунг – «Земля и воля». После победы большевиков журнал прекратил свое существование. Другие толстые журналы – «Мир божий», «Журнал для всех», «Современный мир», «Русская мысль» Струве, «Современник» и «Летопись». Тонкий еженедельник Более популярными в начале двадцатого века становятся тонкие еженедельные журналы. Они ориентированы на самую широкую публику. Тонкий журнал сочетал в себе черты ежедневной газеты и толстого ежемесячника. Мог быстрее откликаться на события, чем толстый журнал, и объем более полно позволял писать о них. Иллюстрации. Еженедельник как тип периодики издатели выбирали для самых разных целей: для семейного чтения, для самообразования, для популяризации науки, для разных аудиторий – женской, детской. Постепенно выработалась форма: 50-60 страниц, иллюстрации, компилятивные обзоры публикаций за неделю по различным общественно-политическим вопросам. От толстого журнала остался отдел беллетристики. В первую очередь – общественно-политические еженедельники. Аналога раньше не было. Издавали политические партии. Политические еженедельники под ударами цензуры быстро исчезли. Все большую роль стали играть издания для семейного чтения, научно-популярные, развлекательные, сатирические, спортивные, женские, детские, отраслевые, профессиональные. Журнал «Нива». Самый большой тираж, какой только имела журнальная периодика в России – 250 тыс. экземпляров. Нива издавалась с 1870 по 1917 годы. Издателем был Адольф Маркс. Пять принципов: научность, популярность, занимательность, доступность и разнообразие материалов. Задача – воспитательная, продолжение школы. Заурядная семья, поглощенная житейскими заботами и добыванием насущного хлеба, не имеющая возможности уделять много времени и средств на чисто культуру цели, выбрав себе орган общения с отечественной и мировой жизнью, находила в нем настолько солидную пищу, чтобы не отощать, от современности не отстать и в то же время не терять и понимания вечных начал этики и красоты. Критерием отбора служили интересы заурядной семьи. «Нива» печатала роман Толстого «Воскресение». Автора привлекла аудитория. Печатались биографии известных людей – публицистов, писателей, поэтов, как отечественных, так и зарубежных. Больше двух тысяч биографий. В географическом и этнографическом отделах публиковались иллюстрированные статьи по археологии, естествознанию, астрономии, медицине. Исследователи относят журнал к монархическим, однако, учитывая публикацию Льва Толстого, едва ли это так. Журналы типа «Нивы» создавались в огромном количестве – «Родина», «Север». «Вокруг света» - первое периодическое издание, ставшее собственностью Сытина. В 1896 приобрел. География, этнография, путешествия, приключения на суше и в море, описания экзотических стран и народов. Подготовка к выпуску полного иллюстрированного собрания романов Жюля Верна. Единственное издание, которое началось в 19 веке и издается до сих пор. Журнал «Природа и люди» сделал много для пропаганды идей Циолковского. Журналы для самообразования: «Помощь самообразованию», «Вестник самообразования», «Путь к знанию». «Знание для всех». Каждый номер – отдельная научно-популярная монография. Сатирические журналы «Сатирикон» и «Новый сатирикон» - Аркадий Аверченко. Возникли в редакции известного петербургского юмористического журнала «Стрекоза». Саша Черный, Тэффи, Леонид Андреев, Куприн, Алексей Толстой. Журналы-манифесты Единство русской литературы оказалось нарушенным. Рядом с традиционным реалистическим направлением появились представители «нового» искусства, заявившее о себе не только в литературе, но и в живописи, театре, музыке, архитектуре. Они знакомили русскую публику с философскими и эстетическими принципами нового течения, с образцами творчества. Этой цели служили манифесты – брошюры, сборники, выставки художников нового стиля. Толстые журналы не подходили для новой цели. Для читателей журнала «обычного русского типа» это было сложно. Перед русскими модернистами встала задача создания своих журналов, своих не только по содержанию, но и по типу. «Мир искусства» - литературно-художественный журнал и объединение художников, создавших целое направление в русской живописи. Выходил с 1898 по 1904 годы. Организатор – Сергей Дягилев. Основатель кружка и журнала. По типу это был журнал-манифест, призванный теоретически обосновать новое искусство – искусство модерна. Борьба против академизма, и против искусства передвижников – с другой. Главной задачей журнала было знакомить своих читателей с тем, что он считал ценным в художественном отношении. Он постоянно рассказывал в статьях и показывал в репродукциях произведения художников нового стиля. Васнецов, Левитан, Коровин. Знакомил своих читателей с портретной живописью старых русских мастеров 18 века, почти забытых. Уделял внимание вопросам архитектуры, буквально открыл читателю красоты Петербурга. Под эгидой журнала проводились выставки. Инициаторами создания «Мира искусства», его основными сотрудниками были художники и музыканты, но журнал вписал свою страницу и в развитие русской литературы. Символисты-петербуржцы – Мережковский, Гиппиус, Сологуб, известные философы – Розанов, Шестов. В конце 1899 года редакция сообщила о создании литературного отдела, начала публиковать книгу Мережковского «Лев Толстой и Достоевский». Незадолго до закрытия журнала между литераторами возникли разногласия, и Мережковский и Гиппиус, и еще несколько литераторов ушли из журнала. Они организовали свой журнал «Новый путь». В 1904 году закрылся и журнал художников – он не имел большой читательской аудитории. Журнал-манифест не может существовать долго: как только выяснились основополагающие вопросы, журналу надо менять тип или прекращать свое существование. Все, что нужно было сказать и показать, уже было сказано и показано, дальнейшее явилось бы только повторением. Журнал «Мир искусства» стал первым среди журналов-манифестов. Потом были «Новый путь» - литературный (его готовили Мережковский и Гиппиус, Розанов, выходил год), «Весы», «Золотое руно» (роскошный журнал, Рябушинский) и «Аполлон» - журналы московских символистов (Брюсов).
|