Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сатирическое направление в русской журналистике второй половины 18 века.






«Всякая всячина» и ее последователи

Примечательная особенность массовой сатирической журналистики: инициатором в пробуждении интереса к ней исходила от высшей власти. Первый еженедельник «Всякая всячина» организовала императрица Екатерина II. 1769 год.

Императрица оказалась на троне в результате дворцового переворота. И она сделала ставку на либерализацию монархической власти. Позиционировала себя как просвещенная императрица.

«Всякая всячина» - попытка контролировать идеологию в умах подданных. Предпринимала попытки в иносказательной форме донести до читателя свое видение политической ситуации и решения проблем. В журнале легкая, ни к чему не обязывающая сатира перемежалась с нравоучениями. Отвлеченная бытовая сатира. Концепция незлобивой сатиры перенята из английских сатирико-нравоучительных журналов. Но там журналы были порождены парламентской демократией. Целью журналистов было примирить существующие разногласия.

К сотрудничеству во «Всякой всячине» приглашались все желающие, предлагалось присылать и стихи, и прозу, «лишь бы оно было чуть сносно написано».

Первые несколько месяцев журнал был популярен весьма. Вскоре появляются другие журналы, и по отношению к ним «Всякая всячина» называет себя бабушкой.

Еженедельник «И то и сио» - Михаил Чулков, писатель-разночинец. Симпатии издателя в пользу невзыскательного читателя. Принадлежность к малоимущей, демократической части населения. Сатирический аспект снижен. Автор – балагур и шутник. Нападал на другие журналы, особенно на «Трутня». Нападал и на «Всякую всячину», но в целом был в лагере журнала императрицы.

Еженедельники «Ни то ни сио» и «Полезное с приятным» имели размытую позицию, не отличались острой сатирой, и не выходили долго – по нескольку месяцев.

Но были и серьезные журналы, составлявшие конкуренцию и оппозицию екатерининскому и иже с ним. Между журналами завязывались споры.

Более серьезным был еженедельный журнал «Смесь». Начал выходить в апреле 1769. Вопрос об издателе остается открытым, называли Новикова и Эмина. Нет сомнений, что это грамотный, эрудированный литератор. Переводы на три четверти. Оригинальные материалы – всего треть, но была полемика с линией «Всякой всячины».

Ежемесячная «Адская почта, или Переписка хромоногого беса с кривым», писатель Федор Эмин. Южнославянское происхождение, был магометанином, Магомет-Али. Русский язык – не его родной, он приехал в Россию после двадцати лет.

Вышло шесть номеров «Адской почты». Журналом его назвать трудно – по сути, это книжка с продолжением, выходившая регулярно. Переписка бесов – удобная форма для изображения отдельных сторон российской действительности под сатирическим углом. Обильно представлена литературная жизнь Петербурга. Однако по-настоящему острых проблем Эмин предпочитал не касаться, придерживаясь позиции Чулкова, чей социальный статус заставлял признавать свое бессилие исправить что-либо в этом мире и не трогать богатых. Эмин стоял вне круга русской дворянской культуры. Журнал Эмина занимал промежуточную позицию между «Трутнем» и «Всякой всячиной».

Оппозицию составил «Трутень». Издатель – Николай Новиков. Полемика между журналами. В его лице Екатерина столкнулась с решительным и убежденным противником. Камнем преткновения стал вопрос предназначения сатиры. Выходил до 1771 года. Журнал пользовался огромной популярностью. Собрал лучших писателей своего времени. Писали Фонвизин, Эмин, Майков, возможно, Сумароков. Писал и сам Новиков. Разнообразие сатирических жанров. Пародийные «Ведомости», симулякры – мастерские мистификации подлинных документов – помещичьих указов, например, показывающих картину бедственного положения крестьян. Сатирические обличения (рецепты пародийного лечебника из «Всякой всячины» - читать на ночь определенное произведение).

Позже Новиков создал еще несколько журналов – «Пустомеля», «Живописец» (до 1773), «Кошелек» (1774). «Живописец» имел огромный успех. Наученный горьким опытом, он маскирует сатиру. Однако позже был заключен в Шлиссельбургскую крепость (1792). Освободил его уже Павел – в первый же день своего царствования. Новиков вышел из заключения больным человеком, имение было разорено, и в журналистику уже не вернулся.

Попытка Екатерины использовать периодику в собственных политических целях привела не к тем последствиям, на которые рассчитывала императрица. Традиции английской журналистики не прижились в России. Появление «Всякой всячины» вызвало острую полемику. Она собственными руками породила грамотную, ехидную оппозицию. Лидером оппозиции выступил Новиков.

Итоги: журналы отмежевались от литературы, стали самостоятельной общественной силой. Демократизация журналистики.

Новиков заложил традиции независимой прессы.

20. Журналистика 1830-х годов. Журналы «Телескоп» Николая Надеждина и «Московский телеграф» Николая Полевого.

В 1826 году был принят новый цензурный устав, названный современниками чугунным. Он открывал цензуре широкие возможности, в том числе – запретить публикацию любого произведения под предлогом двусмысленности. Через два года устав был смягчен, однако видимая мягкость компенсировалась полным запретом печатных рассуждений о государственной политике и государственном хозяйстве.

Высшим органом цензуры стало Главное управление цензуры при Министерстве народного просвещения. Вся цензура находилась в ведении графа Уварова (самодержавие, православие, народность). С 1833 года разрешения на новые издания подписывал Николай I.

Николай Полевой (потомственный купец) и «Московский телеграф».

Обозначил просветительскую функцию журналистики, говорил о том, что русская периодика испытывает тенденцию к разносторонности, к энциклопедичности содержания. Смысл и деятельность журналиста заключается в просвещении общества. Тяготение к энциклопедичности объясняется изменением социального состава читателей. Появляется «третье сословие» - промежуточное между барином и мужиком.

К концу 1830-х годов в России имелось 120 периодических изданий. Среди них – общего характера (политических и литературных), специальных, официальных и справочных.

«Московский телеграф» - Николай Полевой учитывал опыт европейской периодики, традиции отечественной печати и современные общественные потребности: «У нас еще не настало время серьезных критических журналов вроде английский обозрений. Время политических журналов тоже еще не наступило». В своих статьях Полевой подчеркивал необходимость образования купечества. Поддерживая средний класс, Николай Полевой поссорился с дворянством.

На рубеже тридцатых годов журналистика и литература стали коммерческими.

В России телеграф появился через год после закрытия журнала.

Издавался раз в две недели, в год – 24 номера. Литературная программа журнала – романтизм. Не повторяя ни одного из существующих типов изданий, «Московский телеграф» (1825 – 1834) включал в себя следующие отделы: «Науки и искусства», «Словесность», «Биография и критика», «Известия и Смесь», «Мода». Николай Полевой первым придумал слово «журналистика». Это был один из разделов в «Московском телеграфе», раздел о журналах. Над словом вначале посмеивались.

Среди вялой, бесцветной журналистики того времени «Московский телеграф» был ярким журналом. Каждая книжка была животрепещущею новостью (Белинский). Проявлял интерес к буржуазной революции во Франции 1830 года и в целом поддерживал реформирование общества по буржуазной модели.

Общая оппозиционная направленность вызывала недовольство царя. Главные антагонисты Полевого – Булгарин и Греч. Они вели борьбу со своим удачливым конкурентом, не гнушаясь политическими доносами. Журнал был закрыт в 1934 году по личному приказу Николая I за неодобрительный отзыв Полевого о пьесе Кукольника «Рука Всевышнего Отечество спасла». Он критиковал художественный уровень драмы, не подозревая, что в числе аплодировавших был сам Николай I.

Попытки продолжить журналистскую деятельность не увенчались успехом. Поменял взгляды вправо. Участвовал в «Сыне Отечества» и «Северной пчеле» и других журналах.

«Телескоп» Николая Надеждина

С 1831 года редактором «Телескопа» стал Николай Надеждин, профессор Московского университета. Распространял просветительские идеи, позиционировал себя как журнал современного просвещения. Говорил о роли монархической России в мире, осуждал события во Франции 1830 года. Критическое отношение к романтизму и классицизму. Идея народности искусства. Неприятие идей революции и демократического общества.

«Телескоп» имел приложения «Молва» и «Газета мод и новостей».

Когда Надеждин уезжал, его замещал Белинский. При нем журнал менял свою политическую позицию. Опубликовал письмо «Философическое письмо» Чаадаева, выражал симпатии католичеству. По личному распоряжению Николая издания Надеждина были запрещены, Надеждина выслали в Усть-Сысольск. После этого разгорелась полемика между западниками и славянофилами.

Николай Надеждин вышел из семьи сельского священника, положения в обществе добился сам и навсегда сохранил неприятие социального неравенства.

Журнал издавался до 1836 года.

21. Лучшие издания 40-х годов 19 века. «Отечественные записки» Краевского и «Современник» Николая Некрасова.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал