Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социологические методы в журналистской деятельности.






Социологическая журналистика. Сближение социологии и журналистики происходит по нескольким направлениям. Журналисты распространяют по своим каналам новые социологические данные. В журналистских текстах используются результаты исследований социологов. И, наконец, появляются журналистские произведения особого качества, в которых осуществляется стыковка социологии и журналистики.

Как организовать и отрегулировать свою деятельность? В последнее время методический арсенал журналистики постоянно пополняется за счет смежных областей деятельности. Журналисты охотно используют социологические методы сбора информации, чтобы выявить глубинные характеристики изучаемого объекта, выяснить закономерности изменений, происходящих в социальной действительности.

Зачем нужны социологические методы в журналистике? Они применяются в ситуациях, когда иным способом получить информацию нельзя.

Различают количественные и качественные методы.

Качественная техника – методы исследований человеческих мотиваций. Определяются причины, лежащие в основе человеческого поведения. Качественные методы можно разделить на эмпирические (наблюдение, эксперимент, прогнозирование, интервью) и анализ полученных сведений (классификация, группировка, типологизация).

Наблюдение – способность человека к восприятию предметно-чувственной конкретности мира. В социологии – прямая регистрация событий очевидцем. Метод наблюдения применяется в репортерской практике – проследить динамику события, создать атмосферу сопричастности. Увидеть неприметные личностные детали, характерные черты. Информация в этом случае отличается живостью и достоверностью.

Сложности: частные и неповторимые ситуации, которые невозможно снова «проиграть». Журналист сталкивается с человеческими эмоциями, конфликтами. На качество информации могут повлиять субъективные оценки. Некоторые люди меняют тактику поведения, если узнают, что за ними наблюдают.

В качестве самостоятельного метода наблюдение лучше всего применять в таких исследованиях, где не требуется репрезентативность данных.

Невключенное наблюдение (корреспондент находится за пределами ситуации и не входит в контакт с участниками события). Осознанно занимает нейтральную позицию, стараясь не вмешиваться в происходящее. Включенное наблюдение – участие журналиста в самой ситуации. Меняет профессию, внедряется в социальную группу, чтобы изнутри распознать объект.

Этика и законодательство напоминают, что журналист не может выдавать себя за профессионала, от которого зависят жизнь, физическое и нравственное здоровье людей, материальное благополучие.

Включенное наблюдение в журналистике отождествляют с методом эксперимента. Непосредственная взаимосвязь с объектом изучения.

Эксперимент – схожая с включенным наблюдением ситуация. Однако если в ситуации включенного наблюдения журналист – только регистратор событий, в эксперименте он задает ситуацию, управляет ею. С помощью созданной ситуации он проверяет свою гипотезу.

Эксперимент затевается, если у журналиста нет возможности подтвердить гипотезу иным путем, невозможно получить информацию другими методами. Или если необходимо получить психологически достоверные аргументы.

Интервью – беседа. Опыт социологии необходим, чтобы оптимально построить межличностное общение. По содержанию интервью делятся на документальные (направлены на изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений (выявление оценок, суждений).

Формализованное, стандартизированное (однотипная форма для получения информации от разных респондентов). Требование определенного круга вопросов, цель – получить сопоставимые ответы. (Опрос: за или против повышения пенсионного возраста?) Нестандартизированное – ориентированность на получение уникального мнения.

Схема говорящий – слушающий. При этом журналист не занимает пассивного положения.

Познавательные задачи – получение от собеседника новых фактов или сведений из его личной жизни, профессиональной деятельности. Здесь должна проявиться коммуникативная компетентность журналиста – он должен постоянно оценивать, полно или неполно отвечает собеседник на вопросы, искренне ли выражает свое мнение. Психологическая наблюдательность.

Организация беседы. Определить тип (экстраверт, интроверт), стиль мышления (синтезатор, идеалист, прагматик, аналитик, реалист). Успех беседы зависит и от психологической атмосферы.

В процессе слушания журналисту приходится решать одновременно несколько задач: уметь поддерживать обратную связь с собеседником, создавать благоприятную атмосферу разговора, не только запоминать, но и подвергать быстрому анализу поступающую информацию.

Различают три уровня слушания. Слушание-сопереживание – слушающий ставит себя на место респондента, уважение к говорящему, ощущение контакта с ним, сосредоточенность на манере его общения, включая язык тела, сопереживание чувствам и мыслям, игнорирование собственных мыслей и чувств. (Интервью с Ириной Климовой, дочерью одного из наших первых журналистов.)

Второй уровень слушания. Люди остаются на поверхности общения, не понимая глубины сказанного. Они пытаются услышать, о чем говорит собеседник, но не предпринимают попыток понять его намерения. Слушание может привести к опасному недопониманию.

Третий уровень – слушание с временным отключением. Слушатель следит за темой обсуждения краем уха, ловя лишь момент, чтобы вступить самому (пресс-конференция).

Провокационные вопросы. Усыпить бдительность.

Позитивное отношение проявляется когда собеседник стремится разобраться в существен поставленных перед ним вопросом. Положительное отношение к журналисту. Негативное – когда он отрицательно относится к самому вопросу или высказывает пренебрежительное, ироничное отношение к вопросу, нежелание отвечать.

По содержанию ответы могут быть подразделены на истинные и ложные, краткие и развернутые, конкретные и пространные, оригинальные и тривиальные. Во многом зависит от вопроса. Каков вопрос – таков и ответ.

Нетрадиционные для журналистики методы

Работа не с единичным собеседником, а обращение к более или менее многочисленной группе людей. Метод уже нельзя назвать строго научным социологическим, но и для журналистики он нетрадиционен – это уже не интервью в традиционном понимании этого слова.

Эта форма появилась в начале девяностых, когда редакции стали активно интересоваться общественным мнением, информационными потребностями и тематическими интересами массовой аудитории.

Анкетирование.

Круглый стол, дискуссия. Журналист не столько задает вопросы, сколько выполняет функцию модератора, направляет беседу. Общение респондент – респондент может быть продуктивным. Высказывания одних могут служить эффективными стимулами для других. Большее раскрепощение для участников круглого стола. Активизация ассоциативных связей. Мобилизация языковых средств, эмоциональность.

Контент-анализ – работа с документами. Например, изучение печати для подготовки обзора. Методом контент-анализа получают количественные и качественные характеристики анализируемого текста. Необходимо выработать программу анализа (обосновать проблему, определить цели, задачи, объект и предмет изучения), обозначить категории контент-анализа. По итогам контент-анализа корреспондент в обзоре печати рассказывает о том, насколько оперативно и разносторонне местные газеты информируют читателей о событиях района.

Метод публицистического прогнозирования. Имеет дело с опережающей информацией. Прогнозирование рассчитано на вероятностное описание возможного и желательного. Поисковые (развитие явлений путем условного продолжения в будущем его тенденций в прошлом и настоящем) и нормативные (как достичь желаемого на основе заранее определенных норм).

Методы – опрос, в том числе – экспертный (эксперты обладают специальными знаниями в определенной области), прогностическое моделирование, простая и сложная экстраполяция.

Биографический метод. Кроме социологии, широко используется в литературоведении, этнографии, истории, психологии. Обращение к биографии, изучение течения всей жизни человека, ее внутренней динамики, ее «встроенности» в социум.

В журналистике с помощью биографического метода собираются различные жизненно-исторические свидетельства, наблюдения и воспоминания очевидцев тех или иных событий, семейно-исторические документы (письма, дневники, семейные записи-описания и т.д.). при этом свидетель выступает инкогнито, на страницах его либо нет, либо он – вымышленное лицо.

Биографическое интервью – лейтмотивное (сразу к определенной теме) или нарративное (подробно история жизни в свободной форме).

 

При обработке данных используются как общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция), так и общенаучные процедуры (систематизация, классификация, группировка, типологизация и т.д.).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал