Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВВЕДЕНИЕ. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах / О.С
ББК 74.3
Я92
Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах / О.С. Яцель. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005. - 48 с.
ISBN 5-296-00531-7
Вниманию логопедов предлагаются конспекты 24 занятий, рассчитанных на два года обучения (в старшей и подготовительной к школе группах), по обучению детей с ОНР умению правильно употреблять предлоги в речи. На занятиях у детей уточняется значение предлогов, проводится их дифференциация и формируется умение правильно употреблять предложно -падежные конструкции в речи, т е. правильное употребление некоторых предлогов с именами существительными косвенных падежей. Данное пособие адресовано логопедам и воспитателям логопедических групп.
О.с. ЯЦЕЛЬ
УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ ПРЕДЛОГИ В РЕЧИ
Конспекты занятий
по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах
Москва
ВВЕДЕНИЕ
Вниманию логопедов предлагается система работы по обучению детей сОНР умению правильно употреблять предлоги в речи. В нее входят конспекты 24-х занятий, рассчитанных на два года обучения (в старшей и подготовительной к школе группах) и демонстрационный материал для занятий. На занятиях у детей уточняется значение предлогов, проводится их дифференциации и формируется умение правильно употреблять предложно-надежные конструкции в речи (т.е. правильное употребление некоторых предлогов с именами существительными косвенных падежей). Контрольно-проверочные занятия, но изученному материалу проводятся в конце года. В старшей группе детей учат: — понимать значение предлогов: на, в, за, под, к, от, по, около; правильно употреблять в речи предлоги с существительными и прилагательными; — дифференцировать предлоги: на — в, на — под, к- от; составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным и предметным картинкам, по схеме предлога и предложенным словам. На занятиях в старшей группе вместо термина «предлог» логопед использует термин «маленькое слово». В подготовительной группе проводятся более сложные занятия, на которых детей обучают: — понимать значение предлогов: из, с, над, из-за, из-под, через, между; — правильно употреблять их с существительными и прилагательными; дифференцировать предлоги: из—с, над—под, из-под—из, из-за—из; анализировать предложения с предлогом (определять количество слов в предложении, какой по счёту предлог и т.д.); — составлять схему предложения с предлогом в схеме. На занятиях в подготовительной группе логопед знакомит детей с термином «предлог». Большое внимание на всех занятиях уделяется демонстрации действий, прослушиванию детьми правильного произнесения педагогом предлогов и окончаний существительных, громко и чётко выделенных интонационно. Количество предлагаемых занятий может быть увеличено в зависимости от усвоения учебного материала детьми. Дальнейшее закрепление материала проводится на индивидуальных занятиях.
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ. Старшая группа Тематический план 1. Вводное занятие 2. Тема: Предлог «НА» 3. Тема: Предлог «ПОД» 4. Тема: Дифференциация предлогов «НА», «ПОД» 5. Тема: Предлог «В» 6. Тема: Дифференциация предлогов «В», «НА» 7. Тема: Предлог «ЗА» 8. Тема: Предлог «К» 9. Тема: Предлог «ОТ» 10. Тема: Дифференциация предлогов «К», «ОТ» 11. Тема: Предлог «ПО» 12. Итоговое контрольно-проверочное занятие З анятие 1. ВВОДНОЕ ЦЕЛИ: учить детей: определять пространственное расположение предметов, конструировать из кубиков по заданию педагога; развивать внимание, память, фонематический слух. ОБОРУДОВАНИЕ: фуражка, коробки, карандаши, кубики, столики, матрёшки, чашечки, ложечки.
ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Организационный момент Логопед: Я сегодня командир и даю вам задания. Вы внимательно слушаете и выполняете быстро то, что я прикажу. Положите руки на стол, под стол. Поднимите руки вверх, опустите вниз. Поднимите правую руку, левую руку. Повернитесь назад, влево, вправо, прямо. 2. Основная часть занятия Упражнение «Стройся!» Логопед, (поочерёдно обращаясь к детям): «Лена, выйди вперёд. Света, встань позади Лены. Наташа, встань между Леной и Светой. Петя, встань впереди Лены. Толя, встань около Светы. Скажите, кто стоит впереди Наташи? И т.д. Работа с предметами Логопед вызывает к доске кого-то из детей и предлагает ребенку выполнить задания. Логопед: Возьми, пожалуйста, карандаш, который лежит в коробке (под коробкой, около коробки, за коробкой). Дети следят за правильностью выполнения задания, если оно выполнено неправильно, топают ножками или хлопают в ладоши. Игра «Стройка > (индивидуальная работа) Логопед: Поставьте кубик на кубик. Это стена. За стеной ставим стол. У стола стоит матрёшка. На столе стоят чашки. Под столом лежит мяч. Посадите матрёшку за стол и покормите её (обыгрывание). 3. Итог занятия Логопед: Молодцы, ребята! Вы внимательно слушали своего командира и правильно выполняли команды.
Занятие 2. ПРЕДЛОГ «НА» ЦЕЛИ: 1. Познакомить детей с предлогом «НА», его схемой. 2. Научить слышать этот предлог в разговорной речи. 3. Научить составлять предложения с предлогом «НА».
ОБОРУДОВАНИЕ: снежинка (из бумаги с заданиями на обороте), кубики (красный и синий), игрушечные стол и стул, кукла, карточка со схемой предлога, фигурки для фланелеграфа (ворона, галка, воробей, кот, ёлка, крыша дома, забор), зеркало, сюжетные картинки.) ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Организационный момент Логопед: Посмотрите в окно. На чём лежит снег? На земле, на крыше и т.д. И к нам прилетела красивая снежинка. На ней что-то написано. Это задания. Послушайте их: «Возьми красный кубик, Толя. Положи его на стол. Возьми синий кубик, положи на стул». На чём лежит красный кубик? (На столе.) Синий? (На стуле.)
2. Основная часть занятия Логопед: Кубики лежат наверху или внизу предмета? (Наверху.) Послушайте внимательно, что я сейчас скажу. Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово «НА». На столе, на шкафу, на стуле. Послушайте и скажите, сможем ли мы выполнить такое задание? Посади куклу... стул. (Нет.) А почему? (Непонятно, куда посадить куклу.) Д а, непонятно, так как нет маленького, но очень важного слова «НА». Как нужно сказать? (Посади куклу на стул.) Вот теперь понятно, куда мы посадим куклу. Демонстрируется карточка со схемой предлога «НА». Д ети рассматривают и запоминают изображение.
Игра «Солнечный зайчик » (показывать зеркалом) Логопед: Скачет зайка на стене и подмигивает мне, Перепрыгнул на картинку, задержался на ботинке, поплясал на потолке, притаился на окне, Вот он спрятался в кроватке —
С нами он играет в прятки! Раз, два, три, четыре, пять Мы идём его искать! Ищите зайчика, а когда найдёте, скажите, где он сидит? (На окне, на полу, на шкафу и т.д.) Работа с фланелеграфом (рассказ педагога с одновременным показом картинок) Логопед: П ослушайте внимательно рассказ и постарайтесь услышать маленькое слово «НА». На земле сидели три птички и клевали зёрнышки. Подкрался к ним кот Васька и как прыгнет... Птички взлетели. Галка села на забор. Воробей — на крышу дома, а ворона - на верхушку ели. Никого не поймал хитрый котище. Где птички клевали зёрнышки? Куда сели птички, когда их вспугнул кот? Какое маленькое слово вы услышали в этом рассказе?
Индивидуальная работа Детям раздаются сюжетные картинки и предлагается составить по ним предложения с маленьким словом «НА».
|