Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экологическая этика
История философского осмысления проблемы взаимодействия человека и природы. История возникновения и развития экологических представлений людей уходит корнями в глубокую древность. Первые попытки упорядочить процесс познания природы были предприняты еще Древнем мире. Так, например, в Китае под понятием «фен шуй», а оно в какой-то степени было философско-экологическим термином, понималось гармоничное включение человека в окружающую его природную среду. Не потеряв своей актуальности, это учение дошло и до наших дней. Наибольшее развитие научных представлений о взаимоотношениях человека и природы в Древнем мире приходится на эпоху античности. С ее началом наметился отход от утилитаризма в познании природы. На первый план стало выходить стремление людей к воссозданию непротиворечивой картины мира и осознанию своего места в нем. Однако этот подход отличался своей умозрительностью. Так, Геродот, например, связывал формирование у людей черт характера и установление политического строя с природными факторами: климатом, особенности ландшафта и др. Платон же указывал на то, что изменения, происходящие в окружающей среде, оказывают влияние на образ жизни людей. Но он не связывал факты деградации жизненной среды человека с его хозяйственной деятельностью, считая их признаками естественного упадка, перерождения вещей материального мира. С установлением в Европе христианских догматов наука о природе и человеке в течение многих веков практически не развивалась. Это был своеобразный переход от поклонения природе к господству над ней. Отношения общества и природы объяснялись исключительно с позиции Библии, повествующей о том, что Бог отдал человеку всю землю и всех ее обитателей в полное и безраздельное владение. Положение вещей стало меняться с наступлением эпохи Возрождения. Одной из основных задач науки в этот период стало установление закономерностей явлений природы. На смену теоцентризму пришли антропоцентризм и гуманизм. Человек в своих отношениях с природой вышел на качественно новый этап, он стал изучать природу, применяя для этого принципиально новые научные методы. Здесь цель науки ‑ увеличение власти человека над природой. Для этого наука должна позволить человеку как можно лучше понять природу, чтобы, подчиняясь ей, человек, в конце концов, смог господствовать в ней и над ней. Вторую половину XVIII века и весь XIX век принято называть веком естествознания, индустриальной эпохой, где взаимоотношения человека и природы строятся на капиталистическом способе производства. В 1866 г. немецкий зоолог-эволюционист Эрнст Геккель в своей работе «Общая морфология организмов» вводит термин «экология», предложив обозначить им весь круг вопросов, связанных с проблемой борьбы за существование и влияния на живые существа. В своей речи «О пути развития и задаче зоологии», произнесенной в 1869 г., Геккель определил предмет новой отрасли знания следующим образом: «Под экологией мы подразумеваем науку об экономии, домашнем быте животных организмов. Она исследует общие отношения животных как к их неорганической, так и к их органической среде, их дружественные и враждебные отношения к другим животным и растениям, с которыми они вступают в прямые или непрямые контакты, или, одним словом, все те запутанные взаимоотношения, которые Дарвин условно обозначил как борьбу за существование». Однако прошло более полувека, прежде чем термин «экология» прочно вошел в научный обиход как обозначение новой самостоятельной отрасли научного знания.
«Традиция сотрудничества» человека и окружающей среды. Параллельно с «традицией управления», где человек противопоставляется природе, развитие получило и другое направление ‑ «традиция сотрудничества», где взаимосвязь с природой строится на нравственной, а не на утилитарной основе. Особо ярко эта тенденция была выражена в древних культурах, основанных на поклонении и «сотрудничестве» с природой, где каждое дерево, ручей или холм имели своего духа-защитника. Окружающий мир, включая человека, воспринимался как единый гармоничный организм. Первые законодательные акты, направленные на охрану окружающей среды, начинают появляться еще в Средневековье. Так при Карле Великом, например, был принят ряд указов, регламентирующих охоту и имевших определенное природоохранное значение. С середины XVI века во многих европейских странах вводятся запреты на охоту в лесах, принадлежавших монархам, крупным феодалам, монастырям. Эти тенденции имели место и в ВКЛ. Так в 1508 г. заповедным местом была объявлена Беловежская пуща. С конца XIX века многие просвещенные страны, такие как Франция, Германия, Англия, Бельгия, Австрия, Италия, Швейцария, Hоpвегия, США, Канада, Япония, Hовая Зеландия пришли к пониманию необходимости на законодательном уровне обеспечить пpиpодоохpану. В США, Hовой Зеландии и Германии стали организовываться национальные паpки и pезеpваты. В 1901 году в США создается Общество охраны пpиpодных и исторических памятников, в Швейцарии создается Лига друзей деревьев, а Бельгия издала циpкуляp об охране старых деревьев. В 1909 году в Париже по инициативе депутата Бокье состоялся Международный конгресс по охране красоты в пpиpоде. Таким образом, движение по охране природы в начале ХХ века получило широкий резонанс, в него охотно включались даже европейские монархи. Так бельгийский король Леопольд II покупал красивые местности, которым угрожала опасность застройки, и дарил их своей стране при условии сохранения в неприкосновенности. Однако не все европейские страны включились в это движение. На международном лесном конгрессе во Франции в 1913 году было отмечено, что такие страны, как Швеция, Испания, Португалия и Россия, в составе которой на тот период находились и белорусские земли, не проявляют никакой заботы об охране пpиpодных красот на своих теpритоpиях. Первые положения о заповедниках в БССР были приняты в З0-х годах прошлого столетия. А первым национальным парком и первым объектом, включенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО на территории Беларуси, стала Беловежская пуща. В настоящее время, особо охраняемыми территориями в РБ по строгости режима в порядке убывания являются: заповедники (Полесский государственный радиационно-экологический и Березинский биосферный, созданный с целью сохранения популяции речного бобра), национальные паpки (Беловежская пуща, Припятский и Нарочанский парк, Браславские озера), а также многочисленные заказники и памятники пpиpоды (ботанические, гидрологические и геологические). В Беларуси в 2007 г. увидел свет уникальный проект, не имеющий аналогов на постсоветском пространстве, ‑ электронный вариант Красной книги РБ.
|