Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нравственного прогресса нет.
Стала ли МАССОВАЯ мораль в ХХ веке лучше, чем в античности, средние века, в XVIII веке? НЕТ. Отсутствие нравственного прогресса можно наблюдать в разных областях человеческой жизни. 1). Жестокость в социальных, этнических межкультурных конфликтах. Законы усовершенствованы в гуманистическом отношении, но они часто нарушаются, причем, преступникам удается уходить от ответственности. Учеными подсчитано, что в ХХ веке частота войн превысила в 1, 5 раза среднюю частоту войн за всю известную историю человечества. При этом война сделалась многосложной и по содержанию и по формам: экономической, информационно-психологической, дипломатической. Широко распространено применение диверсионных и террористических методов ведения войны. Как никогда от войн страдает мирное население. Военные бедствия стран и целых регионов стали очень выгодным коммерческим предприятием. 2). Терроризм. 3). Жесточайшие политические репрессии. 4). Массовое распространение алкоголизма, наркомании, проституции, в том числе детских. 5). Рабство, торговля людьми. 6). Система ценностей формируется с помощью массовой культуры. Иерархия ценностей разрушается, высшие моральные ценности нивелируются. Результат ‑ цинизм и нетерпимость. Современные люди в массе своей не являются образцами для подражания, они жадны, жестоки, несправедливы, обуреваемы низкими страстями, безразличны к чужому страданию, эгоистичны. Наиболее острые моральные проблемы современности. Во второй половине ХХ ‑ начале ХХI века прежние представления об устоях человеческой жизни канули в прошлое, а новые еще до конца не сложились. Какие нравственные проблемы актуальны для человечества сегодня? Интересам отдельной личности придается преувеличенное значение, эгоистические потребности противопоставляются интересам общества в целом. Это привело к следующим последствиям. 1). Человек стал считать себя «богом», он полагает, что выше него ничего и никого нет, мерилом добра и зла выступают его собственные субъективные представления. 2). Человек превратился в потребителя, озабоченного приобретение вещей. Материальные ценности вытеснили духовные с лидирующих позиций. Побтребительство распространилось на человеческие отношения. Люди используют друг друга без зазрения совести, они не хотят связывать себя никакими моральными обязательствами ни перед друзьями, ни перед родителями, ни перед супругами, ни перед детьми. 3). Сексуальное раскрепощение привело к тому, что отклонения от нормы в половой жизни (гомосексуализм, раннее начало половой жизни, педофилия) стали широко пропагандироваться под видом необходимости воспитания в людях терпимости. Человек, хранящий супружескую верность, воспринимается, мягко говоря, как глупец. Большое количество разводов, огромное число абортов, дети, брошенные одним или обоими родителями, беспризорные дети, распространение ВИЧ и СПИДа как результат беспорядочной и безответственной половой жизни, ‑ все это обычный фон современной жизни. 4). Развитие науки и техники стало источником нравственных проблем. Создано множество средств, разрушительных для человеческой жизни и здоровья. Наука и техника работают на войну, многократно увеличивая масштабы бедствий. Развитие науки и техники увеличило бремя ответственности, ложащееся на плечи одного человека (водителя автобуса, пилота большого пассажирского самолета, машиниста поезда, оператора атомной электростанции и т.д.).
Перспективы нравственного развития человечества. Можно ли решить моральные проблемы современного общества? Существует несколько стратегий поиска таких решений. 1. Прогрессистские технократические концепции. Развитие науки и техники поможет создать на базе высоких технологий гармоническое общество. 2. Холизм (от греческого holos ‑ целое). Главное ‑ изменить установки сознания человека. Люди должны понять, что мир ‑ это целостность, что человечество ‑ это целостность, что человек ‑ это целостность. Все компоненты мироздания связаны друг с другом. Все люди связаны друг с другом. Разные стороны человеческой жизнедеятельности связаны друг с другом. Принципы. 1). Принятие целостности собственной личности (смотрите об этом параграф 2.4. «Честность»). 2). Распространение «чувства Я» на всю окружающую действительность, огромное расширение сферы идентификации. 3). Снятие конфронтации в мышлении и переживании. Ненавистью нельзя уничтожить ненависть.
Гуманизм-титанизм или истинный гуманизм? По-прежнему гуманизм остается главным принципом этики. Гуманизм ‑ это способствование благу человека. Но что считать благом? Гуманизм-титанизм властвовал над человечеством несколько веков. Именно он привел к страшным последствиям. 1). Человек эгоистически разрушает природу. 2). Человек преувеличивает собственные интересы, не считаясь со страшным ущербом, который он наносит другим людям. Истинный гуманизм ‑ это такая теория и практика, которая стремится ничего не разрушать, примиряет общество и индивидуальность, разные народы и культуры.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Что понимается под нравственным прогрессом? Существует ли он? 2. Приведите аргументы, подтверждающие существование нравственного прогресса. 3. Приведите аргументы, доказывающие, что в массе своей нравы людей в ХХ веке не стали лучше, чем нравы людей предшествующих эпох. 4. Каковы наиболее острые нравственные проблемы современности? 5. Каковы перспективы нравственного развития человечества? 6. Что такое гуманизм-титанизм? Является ли он истинным?
|