Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Словарь
По книгам: 1. Словарь по этике / И.С. Кон [и др. ]; под ред. И.С. Кона. ‑ М., 1981. 2. Краткий словарь терминов / Т.В. Мишаткина // Т.В. Мишаткина. Этика: практикум. ‑ Минск, 2003. ‑ С. 298 ‑ 300. 3.. Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. Авторитаризм (от латинского autoritas ‑ власть, приказание). Моральный принцип: высшим или даже единственным обоснованием нравственных требований является указание на авторитетное лицо, от которого это требование исходит (Бог, родители, вождь, начальник). Адюльтер ‑ супружеская неверность, измена. Альтруизм (от латинского alter ‑ другой). Моральный принцип: подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение ближнему, готовность пожертвовать своими интересами в пользу интересов другого. Аморализм (от греческого а ‑ отрицательная частица и латинского moralis ‑ нравственный). Моральный принцип: отрицание общечеловеческих норм морали. Провозглашение безнравственности законным способом поведения личности. Аскетизм (от греческого asceo ‑ упражняться). Моральный принцип: самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради нравственного совершенствования. Антропогенное воздействие на природу ‑ прямое осознанное или косвенное и неосознанное воздействие человеческой деятельности, вызывающее изменение природной среды, естественных ландшафтов. Антропоцентризм (от греческого antropos ‑ человек). Ориентация на человека как высшую ценность мироздания. Антиномия ‑ противоречие, оба компонента которого по отдельности верны. Пример антиномии в морали: моральное сознание рационально ‑ моральное сознание эмоционально.
Благо ‑ общее понятие, обозначающее положительную ценность предметов и явлений. Бытовое общение ‑ общение, связанное с повседневной жизнью, с обиходом. Биоцентризм (от греческого вios ‑ жизнь). Установка мировоззрения, согласно которой жизнь признается высшей ценностью.
Вина ‑ состояние человека, обусловленное нарушением им долга, обязанностей, накладываемых законом или соглашением (договоренностью). Возможность виновности обусловлена свободой выбора. Волюнтаризм (от латинского voluntas ‑ воля). Субъективный принцип понимания нравственной деятельности, основанный на свободе от каких-либо норм и законов, где субъект совершает моральный выбор по своему усмотрению. Воспитание экологическое ‑ воздействие на сознание людей с целью выработки социальных, психологических и этических установок бережного отношения к природным и социальным благам. Выбор моральный ‑ свободный акт духовной деятельности человека, выражающийся в предпочтении одной из линии поведения, но обязательно сориентированный на добро или наименьшее зло.
Гедонизм (от греческого hedone ‑ наслаждение). Способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Общая цель моральных требований ‑ получение наслаждения и избегание страдания. Гуманизм (от латинского humanus ‑ человечный). Принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей должно быть конечной целью общества.
Деловое общение ‑ общение, относящееся к общественной, служебной деятельности, к работе. Деонтология (от греческого deon ‑ должное и logos ‑ учение; наука о должном). Раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и вообще должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний). Детерминизм, причинность (от латинского determinare ‑ определять). Принцип познания, согласно которому все процессы и явления в природе, обществе и сознании людей причинно обусловлены. Добро ‑ фундаментальное понятие этики, обозначающее нравственно-положительное значение чего- или кого-либо. Добродетель ‑ этическое понятие, характеризующее то или иное положительное нравственное качество личности, связанное с ее ориентацией на добро. Долг ‑ высокая нравственная обязанность, механизм самоконтроля личности, выраженный в свободном добровольном, а главное, осознанном подчинении своей воли задачам достижения моральных ценностей. Выполняя долг, человек следует по пути добродетели, делает добро людям и не допускает порочных поступков. Дружба ‑ форма межличностных отношений, основанная на общности интересов и взаимной привязанности.
Зло ‑ категория этики, которая противопоставляется добру и в обобщенной форме выражает представление обо всем нравственно-отрицательном.
Идеал нравственный (от греческого idea ‑ вид, образ, представление). Понятие морали, обозначающее некую конечную цель, к которой направлено нравственное развитие человечества либо образ нравственно совершенной личности, воплотившей в себе все наиболее высокие моральные качества. Императивность (от латинского imperativus ‑ повелительный). Понятие, фиксирующее повелительный, предписывающий характер нравственных требований. Иррационализм (от латинского i ‑ отрицательная частица и rationalis ‑ разумный). Отрицание ведущей роли разума в решении нравственных проблем. Логическому мышлению в этике иррационалисты противопоставляют волю, бессознательные стремления человека.
Кодекс моральный (от латинского сodex ‑ свод законов, книга) ‑ это свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. Имеет автора. Коммуникативные барьеры ‑ психологические препятствия на пути передачи и принятия информации между партнерами по общению. Культура общения ‑ система норм, принципов и правил общения, а также технологии их выполнения, выработанные человеческим сообществом с целью оптимизации коммуникативного взаимодействия.
Мораль (от латинского moralis ‑ нравственный; mores ‑ нравы). Объект изучения этики. Форма общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения человека. Синоним ‑ нравственность.
Насилие ‑ применение определенной социальной группой различных форм принуждения в отношении других групп с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания тех или иных привилегий. Норма моральная (от латинского norma ‑ правило, образец). Простейшая форма нравственных требований, выступающих в качестве образца и примера поведения. Нравы ‑ нравственные отношения между людьми, существующие в рамках той или иной социальной общности. Фиксируют определенную степень проявления добра и зла в поведении человека и отражают уровень нравственного сознания общества.
Обычай ‑ исторически сложившийся в рамках отдельного общества способ регуляции человеческого поведения, воспроизводящий формы поведения людей в определенных ситуациях: быт, семья, общественно-политическая деятельность, религиозная деятельность и т.д. Обязанности ‑ это действия, мотивированные долгом и налагаемые на человека обществом. Обязательство ‑ форма долженствования, принимаемая лицом, вступающим в особенные, нередко документально закрепляемые отношения с другими лицами, организациями или учреждениями. Ответственность ‑ способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои поступки. Степень моральной ответственности зависит от социальных возможностей человека в конкретных условиях. Оценка моральная ‑ одобрение или осуждение различных явлений социальной действительности, производимое с точки зрения соответствия их общим объективным требованиям нравственности.
Партнерский стиль общения ‑ высокая степень сотрудничества в выработке общей позиции по обсуждаемому вопросу. Поступок ‑ нравственное деяние, категория этики, включает в себя следующие элементы: осознанный мотив, стимул, выбор цели и средств, действие, результат и оценка с учетом последствий с позиции сущего и должного. Прагматизм (от греческого pragma ‑ действие). Учение, определяющее истинность моральной теории ее «работоспособностью», «целесообразностью», «практическим результатом». Прикладная этика ‑ совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах их жизнедеятельности. Принципы моральные (от латинского рrincipium ‑ основание, первоначало). Форма нравственного сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно. Дают человеку общее направление деятельности и обычно служат основанием для более частных норм поведения. Профессионализм (от латинского profiteer ‑ объявляю своим делом). Совокупность знаний, навыков поведения и действий, свидетельствующих о профессиональной подготовке, выучке и пригодности субъекта. Профессиональная мораль ‑ это конкретизация общих нравственных принципов применительно к определенному виду профессиональной деятельности, объектом труда которых является личность или социальные группы. Профессиональная этика ‑ система моральных норм профессиональной деятельности, или кодексов, определяющих отношение человека к своей трудовой деятельности, к людям, с которыми он сотрудничает, к обществу в целом. Профессиональный кодекс ‑ это свод правил, следование которым является условием членства в данном профессиональном сообществе. Прощение ‑ отказ от возмездия за обиду и нанесенный ущерб.
Религиозная мораль ‑ система нравственных представлений, норм и заповедей, обосновываемая религиозными средствами. Тесно связана с вероучением, догматикой и опирающаяся на веру в Бога. Релятивизм (от латинского relativus ‑ относительный). Множественность, относительность моральных позиций.
Свобода нравственная ‑ высшая моральная ценность, категория этики, обозначающая возможность и способность человека самостоятельно, без принуждения, только на основе свободы воли совершать деяния, руководствуясь при этом моральными принципами, и нести ответственность за свои поступки. Ситуативная этика ‑ практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой жизнедеятельности. Скептицизм (от греческого skeptikos ‑ разглядывающий, расследующий). Сомнение в достоверности моральных истин. Совесть ‑ этическая категория, характеризующая способность личности осуществлять моральную ответственности за свое поведение, за содеянное или еще предполагаемое действие, перед другими людьми и перед собой. Справедливость ‑ высшая моральная ценность, правильная мера воздаяния личности за совершенные действия. Стоицизм ‑ 1. Античное философское учение. 2. Стойкое перенесение жизненных испытаний. Стыд ‑ это осознание человеком своего несоответствия принятым в обществе нормам и правилам.
Техносфера (от греческого té chne ‑ искусство, мастерство). Часть биосферы, коренным образом преобразованная человеком в инженерно-технические сооружения: города, заводы, дороги и т.п. Традиция (от латинского traditio ‑ передача). Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения.
Утилитаризм (от латинского utilitas ‑ польза). 1. Этическая теория, основанная на принципе полезности. 2. Принцип поведения. Выражается в подчинении всех поступков получению материальной выгоды. Фатализм (от латинского fatalis ‑ роковой, fatum ‑ рок, судьба). Воззрение на поведение и жизнь человека в целом как на нечто заранее предопределенное кем-то или чем-то: Богом, судьбой, природой, обстоятельствами.
Ценности моральные ‑ это нравственные понятия, которые называют что-либо значимое для людей, удовлетворяющее их интересам. «Добро», «справедливость», «счастье», «смысл жизни», «свобода» и т.д. Цинизм (греческое Kunosarges ‑ название холма в Афинах, где происходили обучение и дискуссии философов). Термин обязан свои происхождением древнегреческой философской школе киников. При переводе на латинский язык слово стало звучать как «циники». Цинизм ‑ это презрение к общественной культуре, к нравственным ценностям.
Экологическая этика ‑ междисциплинарная область исследований, предметом которой является ценностные, этические проблемы взаимоотношений человека и природы. Этика ‑ философское учение о морали и нравственности. Этика гражданственности ‑ система норм поведения человека как гражданина по отношению к обществу. Этика делового общения ‑ система норм поведения, ориентированная на установление оптимального морально-психологического климата в коллективе и регламентирующая отношения управления и подчинения. Этика инженера ‑ это система норм профессиональной морали, на основе которых складывается деятельность инженерно-технического работника на производстве, в трудовом коллективе. Этика межличностного общения ‑ система норм, принципов и правил общения, а также технологии их выполнения, выработанные человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникативного взаимодействия. Этикет ‑ правила поведения и общения, выступающие внешним проявлением внутренней культуры человека.
|