Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пять типов отношений между человеком и природой.






Первый тип ‑ безнравственное, злое отношение (поджог леса ради забавы, убийство животных и вырубка леса с целью демонстрации своей силы и т.д.).

Второй тип ‑ отношение утилитарное, самое распространенное в настоящее время, где природа рассматривается только как ресурсы, необходимые для поддержания благополучия человека.

Третий тип ‑ отношение теоретическое, научное, противостоящее утилитарному. Задача настоящего ученого ‑ искать объективные законы природы, незыблемые основания, на которых покоится все мироздание.

Четвертый тип ‑ отношение эстетическое.

Пятый ‑ утверждение человеческого начала в космосе и космического в человеке.

 

Экологизация морального сознания. В последние годы во многих развитых странах наблюдается процесс экологизации морального сознания, когда природа получает статус самостоятельной ценности в силу своей уникальности и неповторимости. Человек и общество здесь выступают как элементы единой системы «природа ‑ общество», вне которого их существование невозможно.

 

Предмет, правила, принципы экологической этики. Предметом экологической этики являются нормы моральной деятельности в области «человек ‑ общество ‑ природа». Здесь можно рассмотреть две линии поведения субъекта: либо он противопоставляет себя природе, выбирая искусственную среду, либо включается в нее, стараясь гармонизировать природные и общественные интересы.

В этике существует и такое понятие, как экологическая совесть, характеризующая нравственное отношение человека к природе, защиту ее от технократической цивилизации.

К принципам экологической этики относятся следующие.

1. Нравственная позиция в отношении человека к природе должна быть гуманистической, то есть имеющей в качестве приоритета как благо человека, так и благо природы.

2. «Экологический императив»: субъект не должен вступать в противоречие с естественными закономерностями, дабы не вызвать необратимых процессов в биосфере.

3. «Принцип партнерства»: относись к природе с уважением и любовью, к живой природе ‑ в особенности.

4. «Принцип ненасилия», основанный на взгляде, что все живые существа на земле самоценны.

К сожалению, материальное производство и экологическая культура в современном мире все еще противоречат друг другу. В условиях усугубляющегося экологического кризиса выживание человечества полностью зависит от него самого. Человек привык жить, в сущности, без развитого экологического мышления, без экологической этики. Вопрос заключается в следующем: сумеет ли человек трансформировать стиль своего мышления и своей деятельности, придать им экологическую направленность или нет. Человечеству необходимо преодолеть в общественном плане антропоцентризм, а в личностном ‑ эгоцентризм. Один из основателей экологической этики Альдо Леопольд указывал на то, что нравственные ценности должны строиться на любви к природе и ответственности перед потомками. Но на это у нас осталось не так много времени. По оценкам российских специалистов, к концу 70-х годов XXI века будет поздно даже обсуждать экологическую проблему.

 

Моральный выбор и ответственность при решении экологических проблем. Во внутренней структуре экологической этики большое значение имеет моральный выбор и ответственность. Выбор может основываться либо на рациональных рассуждениях о последствиях принятых решений, либо на эмоциях, страстях. При выборе в экологической области необходимо руководствоваться рациональным, разумным началом, и только такой выбор будет ответственным.

В ХХ веке лауреат Нобелевской премии А. Швейцер сформулировал принцип «благоговения перед жизнью». Это принцип гласит: «Я есть жизнь, которая хочет жить среди жизни, которая хочет жить». Основной принцип нравственного человека ‑ побуждение выказывать равное благоговение перед жизнью как по отношению к своей воле к жизни, так и по отношению к любой другой жизни. «Добро ‑ то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей». Для человека должна быть священна любая жизнь как таковая, будь то листочек с дерева, бабочка, червяк, насекомое или человек.

Но Швейцер понимает, что человек не может избежать насилия над жизнью. «Мир представляет собою жестокую драму раздвоения воли к жизни. Одна жизнь утверждает себя за счет другой, одна разрушает другую». Однако можно преодолеть эту раздвоенность жизни, если человека будет действовать на благо другой жизни, даже если речь идет о спасении насекомого. Человек как существо разумное должен помнить, что он «несет ответственность за жизнь, которая принесена в жертву». Он должен соизмерять, насколько оправдан наносимый им вред другой жизни. И каждый раз решать самому, «в какой степени он может остаться этическим и в какой степени он может подчиниться необходимости уничтожения или нанесения вреда жизни, и в какой мере, следовательно, он может взять за все это вину на себя». Таким образом, этот постоянный внутренний конфликт, в основе которого лежит благоговение перед своей и любой другой жизнью, всегда будет вести к выбору между этическим и необходимым.

 

Направления экологической этики. В экологической этике выделяют три фундаментальных направления в понимании сути взаимодействия человека и природы: антропоцентристское, биоцентристское и экоцентристское.

Антропоцентристское направление. Человек есть центр и высшая цель мироздания. Человек противопоставлен другим существам. Он является господином. Как точно подметил А.А. Гусейнов, «человек противопоставляется природе, как цель средству». Такая установка присутствует в общественном сознании, начиная с классической античности, и становиться центральной в идеологии Нового времени. Основоположники современной науки и рационалистически ориентированного гуманизма видели в природе всего лишь машину со сложным механизмом. Они обосновали убеждение, доминирующее и в наши дни, что люди, делая ставку на науку и применяя ее на практике, могут и должны «сделаться хозяевами и господами природы».

Антропоцентристскийвзгляд на природу признает, что ресурсы не являются неисчерпаемыми, и надо думать о последующих поколениях. Человек, конечно, обязан минимизировать свой вред природе, но исходить, однако, должен лишь из понятия своего блага. В настоящее время реализация умеренности в рамках этой «старой» этики, на наш взгляд, себя не оправдывает.

Биоцентристское направление. Этот подход имеет место, как в восточной культуре, так и на Западе. Так, например, в буддизме это направление отражено в принципе ахимсы. Ахимса ‑ это запрет на причинение вреда. Он трактуется как преодоление человеком эгоцентризма и антропоцентризма путем взаимодействия с природой на условии отсутствия личной заинтересованности в результатах своей деятельности, которая может нанести вред живым существам.

В даосизме ‑ это принцип «у-вэй» («недеяние»). Он выражается в следовании естественности окружающего мира в целом и в запрете на насилие над природой.

В раннем христианстве, и особенно на греческом Востоке, природа рассматривалась как символическая система, через которую Бог обращается к людям и говорит с ними. Так, поучая бездельников, им приводили в пример трудолюбие муравьев. А на примере поднимающегося верх пламени показывали стремление души ввысь, к Богу. Но это было скорее художественное, чем научное видение природы.

Натуроцентристское направление в средневековой Европе получило свое развитие в идеях одного из величайших радикалов в христианской истории Франциска Ассизского. Св. Франциск попытался низложить титул человека как царя природы, и установить демократию в отношениях всех Божьих тварей. Он утверждал духовную самоценность всех земных тварей, и призывал человека не вмешиваться своей деятельностью в естественный ход событий. У Франциска муравей не только повод для проповеди лентяю, но и Брат-Муравей способный сам воздать хвалу Творцу вместе с Братом-Человеком, только по-своему.

Примером такого подхода являются также «универсально-космические» этические концепции, предписывающие моральный статус всему живому, сентиментальное поклонение природе, ее романтизация. Космические идеи восходят к глубокой древности и отражены в мифологическом сознании человечества, где природа в своем первозданном виде объявляется предметом благоговейного поклонения. Интенсивно космистские идеи стали развиваться в философских концепциях западных мыслителей XVIII ‑ XIX столетий, таких как Вико, Руссо, Гердер, Шеллинг, Гегель и др. Одновременно с европейским космизмом, в XIX ‑ XX развивается и русский космизм. Один из исследователей этого философско-этического направления Ф.И. Гиренок отмечал, что «русский космизм потому и называется русским... что космос в нем предстает в изначальном смысле слова «вселенная», то есть как дом, в который еще надо вселиться. Но не поодиночке, а всем миром».

В современной философии совместное развитие биосферы и человеческого общества получило название «коэволюции».

Несмотря на полярность антропоцентрического и биоцентрического подходов, их объединяет, то, что природа ими рассматривается как нечто внешнее по отношению к человеку.

Экоцентристское направление ‑ это новая экологическая этика, основанная на понимании глобальной взаимосвязи всего живого, включая человека. Г. Бейтсон указывает на то, что новые технологии эксплуатации природы или новые методы эксплуатации других людей хоть и способствуют подъему цивилизации, но каждая цивилизация, достигшая пределов того, что можно эксплуатировать данным конкретным образом, в скором времени погибает. Новые изобретения дают лишь некоторое пространство, или гибкость, однако исчерпание этой гибкости неминуемо ведет к смерти. «Человек либо слишком умен (и в этом случае мы обречены), либо недостаточно умен, чтобы ограничить свою алчность теми направлениями, которые не разрушают функциональную совокупную систему. Я предпочитаю вторую гипотезу», ‑ пишет Г. Бейтсон.

В экоцентристском направлении благополучие человечества и благополучие природы рассматриваются в единстве, как одно целое. Здесь гуманизм распространяется не только на человека, но и на природу. Такое отношение к природе получило название экоцентристского экологического сознания в противовес антропоцентристскому подходу. В этом подходе учитываются интересы будущих поколений, что проявляется в заботливости, бережливости и разумности по отношению к природным ресурсам. Вред живым творениям природы сводится к минимуму. А для этого необходимо, чтобы отношение к природе было включено в сферу действия этических норм, поставлено на основу личностных установок на партнерское взаимодействие с природой. По мнению В.Е. Борейко, «уже само по себе умение ценить пpиpодную красоту ‑ значит делать доброе дело. Красоту природы нужно любить бескорыстно. Любить, радоваться, восхищаться красотой природы, не желая при этом обладать объектом любви и восхищения».

В основе взаимоотношений человека и природы в экоцентристском направлении большое место отводится экологической свободе, определяемой морально-экологической ответственностью, включающей в себя историческую ответственность перед будущим поколением, долг перед флорой и фауной, а также нравственную культуру.

 

Экологическая культура. Как правило, культуру принято определять через противопоставление ее природным явлениям, как проявление сознательной деятельности субъекта, как «образ жизни» человека и общества. У современного общества есть два пути: либо оставить существующий способ взаимодействия с природой, что приведет рано или поздно к экологической катастрофе, так как человеческое сознание направленно на потребление, разрушение и во многих случаях уничтожение природы; либо сохранить биосферу. Но для этого необходимо изменить установки, необходимо перестроить мировоззрение людей, что повлечет за собой ломку ценностей в области как материальной, так и духовной культуры, и сформировать новую ‑ экологическую ‑ культуру.

В 1984 году американским ученым Эдвардом Вильсоном была выдвинута любопытная теоpия биофилии. Под биофилией он понимал врожденное положительное отношение человека ко всем живым организмам. То есть у человека на генном уровне заложен интеpес к дикой пpиpоде, и при определенном экокультуpном воздействии эти зачатки дают положительный результат. Как бы там ни было, но нельзя человека, и особенно ребенка, сделать патриотом своей страны, не привив ему любовь к pодной пpиpоде. Как писал Дж. Рескин: «Может быть, в этом созерцании родных картин пpиpоды заключается источник многих великих идей, руководящих миром, и основа так называемого патриотизма. Пейзаж есть излюбленный лик матеpи-отчизны... И чем пpекpаснее будет эта картина, тем больше будешь любить ту родину, которая является ее пеpвообpазом. И нет другой страны, где бы корни воспоминаний были так крепко связаны с красотой пpиpоды, а не с гордостью людей; поэтому невольно задаешься вопросом ‑ не должна ли эта красота служить главной задачей патриота, так как она преимущественно и воспитала его? Что толку в заботах об увековечивании идеи родины, если мы не стараемся увековечить ее дорогой образ? Hе щедро рассеивая статуи, а глубоко чтя неотесанные камни родины, мы соберем обильную жатву людей. И нация только тогда достойна той земли и тех картин пpиpоды, которые она унаследовала, когда всеми своими поступками и всеми искусствами старается для грядущих поколений придать им больше красоты».

 

ТЕСТ

Ключ на странице 269.

Согласны ли вы с утверждением, «да» или «нет»?

1. Появление экологической этики было вызвано усилением в середине ХХ века действия антропогенного фактора.

2. Нынешняя экологическая ситуация нуждается не столько в практическом экспериментировании, сколько в радикальном пересмотре мировоззренческих оснований «человек ‑ природа».

3. Философская проблематика экологической этики отражается в ее основной задаче, состоящей в конструировании системы нормативных установок, определяющих действия человека, направленных на его естественное окружение.

4. Экоцентризм ‑ принцип европейского мировоззрения, согласно которому человек является мерой всех вещей и ценностей, причиной существования природы и мира в целом.

5. Антропоцентризм ‑ принцип восточных мировоззрений, согласно которому все живые существа наделяются внутренней, независимой от человеческого интереса ценностью.

6. Первым, кто попытался низвести человека с трона его монархического господства и установить демократию в отношениях всех Божьих тварей, был св. Франциск Ассизский.

7. Биоцентризм трактуется как преодоления человеком эгоцентризма и антропоцентризма путем взаимодействия с природой на условии отсутствия личной заинтересованности в результатах.

8. Термин «экология» ввел в науку В.И. Вернадский.

9. С позиций экоцентризма моральной значимостью обладает весь спектр природных существ, включая биосферу, все царства природы, землю, воду и воздух.

10. Автором принципа «благоговения перед жизнью» является Э. Геккель.

11. Для преодоления экологического кризиса человечество должно пересмотреть мировоззренческие основания своей жизнедеятельности в экологическом ключе и включить в поле действия этики все живые существа и природу в целом.

12. В русском космизме главной темой является ответственность человека за природу, осмысление особой роли человека в этом мире, имеющей непосредственное отношение к судьбам природного бытия.

Оценка

1 ошибка ‑ «отлично»;

2 ‑ 3 ошибки ‑ «хорошо»;

4 ‑ 5 ошибок ‑ «удовлетворительно»;

более 5 ошибок ‑ «неудовлетворительно».

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1. Подготовить письменный доклад объемом 450 ‑ 500 слов о любом заповеднике, национальном паpке, заказнике или памятнике пpиpоды на территории Белоруссии. Доклад сопроводить иллюстрациями (рисунки, фотографии, аппликации, коллажи и т. д.). Обязательно указать источники информации.

 

2. Дайте развернутый аргументированный ответ на вопрос. Согласны ли вы с американским философом Р. Эмеpсоном, что «пpиpода должна просветить и возвысить человека, сообщив ему заряд этической и эстетической духовности, ибо сам человек представляет собой жалкое зрелище, он ‑ символ дегpадиpующего божественного начала. Желая сохранить остатки вырождающегося духовного начала, человек должен сконцентpиpовать свои усилия на чтении, pасшифpовке и переживании божественной тайнописи пpиpоды»?

 

3. Дайте развернутый ответ на вопрос. В каком смысле можно говорить о правах будущих поколений?

 

4. Дайте развернутый аргументированный ответ на вопрос. Как вы относитесь к законам, запрещающим содержать животных в городских квартирах, если только это не вызвано жизненной необходимостью?

 

5. Дайте развернутые аргументированные ответы на вопросы. Каковы возможные принципы отношения к бездомным животным в городе? Каким образом эти принципы могут быть реализованы на практике?

 

6. Дайте развернутый аргументированный ответ на вопрос. Согласитесь ли Вы со следующей точкой зрения? Для того чтобы восхищаться красотой диких животных, нужно их видеть, и поэтому многое зависит от зоопарков. Животные зоопарка должны pассматpиваться не как пленники, а как послы из других миров, временно появившиеся, чтобы рассказывать людям о красоте и чуде, присущих дикой пpиpоде и pазнообpазию жизни.

 

7. Ситаров В.А. и Пустовойтов В.В. в своей книге «Социальная экология» (М., 2000) приводят идеи английского священника, экономиста и демографа Томаса Роберта (1766 ‑ 1834), оказавшие, по их мнению, определенное влияние на последующее развитие научной мысли и экологических представлений. Мальтусом был сформулирован так называемый «закон народонаселения», согласно которому народонаселение увеличивается в геометрической прогрессии, тогда как средства к существованию (прежде всего, пища) могут увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. С неизбежно возникающим при таком развитии событий перенаселением Мальтус предлагал бороться при помощи регламентации браков и ограничения рождаемости. Он также призывал всячески «способствовать действиям природы, вызывающим смертность...»: перенаселять дома, делать в городах узкие улицы, создавая тем самым благоприятные условия для распространения смертельных болезней (таких, как чума). Взгляды Мальтуса были подвергнуты суровой критике еще при его жизни за их антигуманность и умозрительность.

Приведите свои примеры этически недопустимых, на Ваш взгляд, форм экологической борьбы.

 

8. Приведите примеры успешных экологических акций и движений.

 

9. Ряд философов утверждают, что своеобразие пpиpоды фоpмиpует национальный хаpактеp. Прокомментируйте высказывание немецкого писателя Г. Лэнса: «Hации, где чувство пpиpоды рассеивается, поскольку они pазpушают свою родину, несут в себе семя смерти, они только искусственно продолжают существовать как нация. Hации с сильно опpеделенным чувством пpиpоды, подобно немцам и славянам, преодолевают даже самые тяжелые удары и имеют неограниченную способность возрождаться. Поэтому правительство, которое пытается поддержать чувство пpиpоды своего народа, разумно, и для этой цели никакие жертвы не являются слишком большими и никакие средства маленькими, и каждый, кто помогает охране пpиpоды, служит своему народу».

 

10. Какие принципы отношения к природе выражены в следующих цитатах?

1). «Моральными (естественными) правами на жизнь (существование), свободу, защиту от гибели обладают не только люди, но и дикая природа. Особенно в заповедниках, которые создаются именно для защиты этих моральных (естественных) прав дикой природы. Естественно, за счет ограничения прав людей. Право людей видеть красоту уникальных заповедных природных объектов не является для людей жизненно необходимым. Право дикой природы на существование и сохранение своей красоты и самобытности является для дикой природы жизненно необходимым. Поэтому право дикой природы в данном случае является приоритетным перед правом людей. И поэтому заповедник должен быть закрыт для туристов.

Как в юpиспpуденции имеются правовые взаимоотношения между людьми, между человеком и обществом, также должны быть pазpаботаны юридические и моральные отношения между пpиpодой и человеком. Если отдельные люди, организации, пpедпpиятия, страны имеют свои законные права, ответственность и доступ к судам через своих представителей, то почему это же самое не могут иметь для начала хотя бы отдельные выдающиеся ландшафты? Почему какая-либо река не может подать в суд на корпорацию не только за загрязнение ее вод, но и за уничтожение ее красоты? Человек, незаконно срубивший вековую липу, будет оштрафован, но если только подстрижет ее, лишив красоты, то не попадает ни под какую статью природоохранного законодательства. Справедливо ли это?». (Борейко, В.Е. Введение в природоохранную эстетику / В.Е. Борейко. ‑ Киев, 2001. ‑ С.47).

 

2). Наши принципы

Мы против окружающей среды.

Мы против других людей.

Значащая единица ‑ индивидуум (отдельная компания, отдельная нация).

Мы можем в одностороннем порядке контролировать окружающую среду и должны стремиться к такому контролю.

Границы нашей среды обитания могут бесконечно расширяться.

Здравый смысл заключается в экономическом детерминизме.

Технология даст нам все.

(Бейтсон, Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии / Г. Бейтсон. ‑ М., 2000. ‑ С. 312).

3). И.В. Гёте

НАШЕЛ

 

Бродил я лесом...

В глуши его

Найти не чаял

Я ничего.

 

Смотрю, цветочек

В тени ветвей,

Всех глаз прекрасней,

Всех звезд светлей.

 

Простер я руку,

Но молвил он:

«Ужель погибнуть

Я осужден?»

 

Я взял с корнями

Питомца рос

И в сад прохладный

К себе отнес.

 

В тиши местечко

Ему отвел,

Цветет он снова,

Как прежде цвел.

 

11. Прочитайте отрывок из книги А. Швейцера «Благоговение перед жизнью» (смотрите в Приложении текст № 29). Ответьте на вопросы.

1). Как Швейцер описывает обстоятельства уяснения им принципа благоговения перед жизнью?

2). Каким, по мнению Швейцера, должен быть нравственный человек?

3). Как вы относитесь к экспериментам над животными? Согласны ли вы в этом вопросе со Швейцером или нет? Почему?

4). Почему в этике «благоговения перед жизнью» делается ставка на повышенное чувство ответственности человека?

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, В.П. Очерки экологии человека / В.П. Алексеев. ‑ М., 1993.

2. Алтфилд, Р. Этика экологической ответственности / Р. Алтфилд // Глобальные и общечеловеческие ценности. ‑ М., 1990. ‑ С. 196 ‑ 202.

3. Бганба-Церера, В.Р. Становление экологической этики: проблемы и перспективы / В.Р. Бганба-Церера. ‑ М., 1992.

4. Бейтсон, Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии / Г. Бейтсон. ‑ М., 2000.

5. Бухвалов, В.А. Введение в антропоэкологию / В.А. Бухвалов, Л.В. Богданова. ‑ М., 1995.

6. Вернадский, В.И. Несколько слов о ноосфере / В.И. Вернадский // Русский космизм: антология философской мысли. ‑ М., 1993. ‑ С. 303 ‑ 311.

7. Гиренок, Ф.И. Русские космисты / Ф.И. Гиренок. ‑ М., 1990.

8. Леопольд, А. Календарь песчаного графства / А. Леопольд. ‑ М.: Мир, 1980.

9. Никаноров, А.М. Экология / А.М. Никаноров, Т.А. Хоружая. ‑ М., 1999.

10. Петров, К.М. Общая экология / К.М. Петров. ‑ М., 1998.

11. Сизеpанн, Р. Рескин и религия красоты / Р. Сизеранн. ‑ М., 1900.

12. Ситаров, В.А. Социальная экология / В.А. Ситаров, В.В. Пустовойтов. ‑ М., 2000.

13. Чижевский, А.Л. Колыбель жизни и пульсы Вселенной / А.Л. Чижевский // Русский космизм: антология философской мысли. ‑ М., 1993. ‑ С. 317 ‑ 327.

14. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. ‑ М., 1992.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал