Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Участие специалиста в проведении прокурорской проверки исполнения законов.






 

Требование о предоставлении специалиста. Специалист – это лицо сведущие в какой-либо отрасли знания (наука, техника, ремесло, искусство). Формы участия специалиста в прокурорской проверки: Предоставление разъяснений или консультаций. Участие при получении объяснений (типично: переводчик или педагог). Участие при изучении необходимых документов.

Требование о выделении специалиста прокурор направляет в тот орган или организацию, где проводит проверку.

 

52. Поводы и основания проведения прокурорской проверки исполнения законов (в по­рядке общего надзора).

 

Поводом к проведению проверок служат сообщения, заявления, поступившие в органы прокуратуры и требующие принятия мер прокурорского реагирования.

 

53. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина: объект, предмет.

 

Предметом данного надзора является соблюдение прав и свобод человека федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Объектами являются:

а) федеральные министерства;

б) государственный комитет;

в) службы;

г) иные федеральные органы исполнительной власти;

д) представительные (законодательные);

е) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

ж) органы местного самоуправления;

з) органы военного управления; и) органы контроля;

к) должностные лица;

л) органы управления;

м) руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

Сами граждане не являются объектами данного вида надзора. При осуществлении правозащитной функции прокурор дает только юридическую оценку деяниям. Прокурор действует лишь в рамках своей компетенции, не подменяя другие контролируемые органы, не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность, не препятствует обращению в суд, к уполномоченному по правам человека.

54. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина: пределы и правовые формы.

 

ФЗ указывает на недопустимость вмешательства органов прокуратуры в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. В сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина граница, отделяющая правовые ситуации от оперативно-хозяйственной деятельности, далеко не всегда бывает очевидной. Поэтому здесь особенно важна точность правового анализа имеющихся в распоряжении прокурора фактических данных, о чем говорит Приказ Генерального прокурора РФ от 28 мая 1992 г. N 20 " Об организации надзора и управления в органах прокуратуры Российской Федерации".

При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

1) рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

2) разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

3) принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина;

4) по привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

5) возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию, это возможно при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления.

Прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор использует иные полномочия, предусмотренные для осуществления общего надзора.

Актами прокурорского реагирования являются: протест, представление, предостережение, постановление, заявление в суд. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

 

55. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина: место в системе от­раслей прокурорского надзора.

 

Российская прокуратура традиционно стояла на страже прав и свобод человека и гражданина, и прокуроры всегда делали упор на осуществление надзора за исполнением законов, закрепляющих правовой статус личности, способствуя тем самым реальному обеспечению предоставленных гражданам Конституцией РФ прав и свобод (гл. 2, разд. I). Речь идет о защите политических, трудовых, жилищных, экономических, экологических и иных прав и свобод человека и гражданина.

Включение в разд. III Закона о прокуратуре специальной главы ≪ Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина≫, с одной стороны, говорит об особой актуальности для России соблюдения прав и свобод граждан и, с другой — о повышении роли прокуратуры как органа надзора в обеспечении этих прав и свобод в переходный для государства период. В правовом государстве, которое у нас создается, приоритетным является соблюдение прав и свобод личности. Будучи принятой в Европейский Союз, Российская Федерация взяла на себя обязательство по неукоснительному соблюдению прав и свобод человека и гражданина, по созданию необходимых условий для реализации гражданами предоставленных им прав и свобод.

Закон " О прокуратуре РФ" впервые в истории российской прокуратуры посвятил данной отрасли надзора отдельную главу, в которой определяются предмет надзора, полномочия прокурора, средства реагирования на выявленные нарушения прав и свобод граждан. Выделение данного направления деятельности в качестве самостоятельного вида прокурорского надзора обусловлено положением Конституции РФ о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Прокуратура РФ относится к числу правоохранительных органов, которые непосредственно выполняют обязанность государства по соблюдению и защите прав и свобод человека.

Цель прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина заключается в том, чтобы добиться такого состояния, при котором, с одной стороны, права и свободы действительно соблюдались бы всеми органами и должностными лицами, а с другой – гражданин был бы убежден в том, что его права и свободы находятся под надежной охраной и в случае их нарушения он вправе обратиться за защитой к компетентным государственным органам (их должностным лицам).

 

56. Надзор прокурора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД: пред­мет, пределы, правовые формы.

 

Надзор за органами ОРД — часть отрасли надзора за исполнением законов компетентных органов в деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах полномочий в целях защиты жизни, прав и свобод человека и гражданина, собственности и др.

На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

1) органов внутренних дел Российской Федерации;

2) органов Федеральной службы безопасности;

3) федеральных органов государственной охраны;

4) таможенных органов Российской Федерации;

5) Службы внешней разведки Российской Федерации;

6) Федеральной службы исполнения наказаний;

7) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Задачами надзора являются: выявление, устранение, предупреждение нарушений законов в деятельности органов, осуществляющих ОРД.

Надзор осуществляется в следующих направлениях:

1) соблюдение прав и свобод человека:

2) надзор за соблюдением установленного порядка разрешения заявлений, сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;

3) надзор за соблюдением установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий;

4) надзор за законностью принятых органами решений.

Прокурор при осуществлении надзора уполномочен:

1) проводить проверки деятельности органов. Такие проверки проводятся в случае:

— подачи жалобы гражданами, обращения должностных лиц, на основании документов о нераскрытии преступлений, на основании поступившей информации о нераскрытии преступления либо противозаконных действий органов;

— в других случаях с учетом состояния законности деятельности данных органов;

2) знакомиться с материалами, документами, делами оперативного учета, оперативно-розыскными материалами, учетно-регистрационной документацией, с ведомственными правовыми актами;

3) требовать объяснений от других лиц, допускающих нарушение закона;

4) давать письменные указания об осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, требовать их прекращения;

5) опротестовывать незаконные и необоснованные постановления руководителей органов ОРД;

6) отменять незаконные и необоснованные постановления органов следствия и органов дознания о возбуждении уголовных дел;

7) вносить представления;

8) требовать от руководителей отстранения от дальнейшего ведения проверок лиц, нарушивших закон.

Пределы полномочий:

— сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности;

— оперативные и служебные документы об осуществлении контрразведывательной деятельности, деятельности органов ФСБ и Службы внешней разведки. Прокурор вправе истребовать дополнительные документы только в случае проведения проверки по поступившим материалам, по обращению граждан, по сведениям о нарушении закона.

 

57. Надзор прокурора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД: место в системе отраслей прокурорского надзора.

 

Эта отрасль выделена из единого прокурорского надзора в связи с исключитель-ной важностью для каждого гражданина и государства дея-тельности органов, осуществляющих оперативно-розыск-ную деятельность, дознание и предварительное следствие, спецификой этой деятельности и комплексом законов, ее ре-гулирующих. Названные виды деятельности затрагивают важнейшие права и свободы граждан, их нарушения влекут за собой тяжелые, иногда непоправимые последствия для граждан, могут причинять им невосполнимый вред.

Данное направление прокурорского надзора призвано обеспечить не только законные права и свободы граждан, но и интересы государства. В случаях совершения преступле-ний, посягающих непосредственно на интересы государства (государственную федеральную собственность, порядок уп-равления, правосудие и др.), прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, требует от органов, осуществляю-щих оперативно-розыскную деятельность, дознание и пред-варительное следствие, своевременного и полного рассле-дования, установления размеров причиненного ущерба и принятия мер к его возмещению и т.д., тем самым защищая интересы государства.

Важно отметить, что осуществление прокурорского над-зора в рассматриваемой сфере призвано обеспечивать права и свободы не только лиц, совершивших преступление, но и потерпевших от конкретного преступления, а также права и свободы иных законопослушных граждан, о чем на практике иногда забывается.

 

58. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия: предмет, пределы.

 

Предмет надзора:

— соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

— установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;

— выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования;

— законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Объекты надзора:

1) органы предварительного следствия: органы прокуратур, ФСБ, УВД;

2) органы дознания.

Осуществление расследования уголовных дел и осуществление дознания часто предполагают ограничение конституционных прав и свобод граждан, где всегда есть вероятность совершения ошибок со стороны органов, осуществляющих предварительное расследование. В связи с этим на прокурора возложены задачи:

1) своевременно принять меры, предусмотренные законом, к устранению нарушений закона;

2) следить за законностью принятия органами предварительного следствия решения об отказе в возбуждении дела, о законности принятия избранной меры пресечения и других действий.

 

59. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия: правовые формы.

 

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) возбуждать уголовное дело, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;

3) участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и иныех процессуальные действия;

4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела;

5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6) разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;

7) отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований Уголовно-процессуального кодекса при производстве предварительного расследования;

8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;

9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи;

10) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя;

11) поручать органу дознания производство следственных Действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

12) продлевать срок предварительного расследования;

13) утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

16) приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу;

17) осуществлять иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом.

Указание. Прокурор вправе истребовать любое уголовное дело у следователя, дознавателя, изучить его и дать им письменные указания, которые обязательны для исполнения. Указание может касаться, например, направления расследования, производства следственных и иных процессуальных действий, необходимости проведения по делу оперативно-розыскных мероприятий. В то же время следует помнить, что следователь — это процессуально самостоятельная фигура. Он отвечает за ход и результаты расследования. Следователь вправе обжаловать письменные указания прокурора вышестоящему прокурору. В случае несогласия с позицией следователя вышестоящий прокурор передает дело другому следователю, а при несогласии с позицией надзирающего прокурора отменяет его решение.

Требование применяется прокурором в связи с необходимостью передачи ему для проверки уголовных дел и материалов от органов дознания и следствия. Оно составляется в произвольной форме.

Прокурор дает согласие следователю и дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства:

· об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста;

· о производстве следующих следственных действий:

а) осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих лиц;

б) обыск в жилище;

в) выемка в жилище;

г) личный обыск, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК РФ;

д) выемка предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

е) наложение ареста на корреспонденцию, разрешение о ее выемке и осмотре в учреждениях связи;

ж) контроль и запись телефонных и иных переговоров;

з) эксгумация трупа.

· о применении иных мер процессуального принуждения, таких как временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности, наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

· о производстве следующих процессуальных действий:

а) продление срока содержания под стражей;

б) помещение подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы.

Прокурор санкционирует выемку документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну.

Прокурор утверждает постановление следователя, дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет дело в суд.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал